Файл: Планконспект проведения занятий с личным составом го караула псч по пожарнотактической подготовке.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ
________________________________
________________________________
________________________________
___________________
«_____»____________ 2023 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятий с личным составом ___-го караула __ ПСЧ
по пожарно-тактической подготовке
на «____» ____ 2023 года
Тема №5 „Пожарные насосы“.
Вид занятия: классно-груповое занятие Отводимое время: 1 час
Цель занятия: ознакомить личный состав с назначением, и ТТХ пожарных насосов.
1. Литература, используемая при проведении занятия:
- «Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России»;
- Приказ МЧС РФ от 11.12.20 г. N 881н «Правила по охране труда в подразделениях пожарной охраны»;
- Приказ МВД РФ № 34 от 24.01.96г. «Наставление по технической службе»;
- Учебник «Пожарная техника» часть вторая;
- Учебник «Основы пожарного дела».
2. Развернутый план занятия.
№ п/п | Учебные вопросы (включая контроль занятий) | Время (мин) | Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса | | ||
1. | 2. | 3. | 4. | | ||
I. | Подготовительная часть занятия - 5 минут | | ||||
1. | Проверка готовности л/с к занятиям. | 5 мин. | Проверка наличия личного состава и готовности его к занятиям. Объявление темы и целей занятия. | | ||
II. | Основная часть занятия – 25 минут | | ||||
1. | Общие сведения о теоретических основах процессов всасывания и нагнетания при работе насосов. | 15 мин. | Воздушная оболочка, окружающая землю, называется атмосферой, которая простирается на высоту нескольких тысяч километров. Верхние слои воздуха давят на нижние и сжимают их. Воздушный слой, прилегающий непосредственно к земле, сдавлен тяжестью всех верхних слоев и, согласно закону Паскаля, передает это давление по всем направлениям. Давление воздуха на земную поверхность и тела, на ней находящиеся, называется атмосферным давлением. Атмосферное давление можно измерить с помощью опыта, впервые предложенного в 1643г. итальянским ученым Э. Торичелли. Опыт состоит в следующем. Стеклянную трубу, запаянную с одного конца, длиной около 1 м и сечением 1 см2 наполняют ртутью. Затем, плотно закрыв один ее конец, опускают трубку в чашку с ртутью и снова открывают ее. Часть ртути при этом выливается в чашку, а в трубке остается ртутный столб высотой около 760 мм. Атмосфера давит на поверхность ртути в чашке. Давление в трубке на уровне ртути в чашке также равно атмосферному давлению. Но в верхней части трубки воздуха нет, поэтому давление и трубке на том же уровне создается только весом столба ртути в трубке. Отсюда следует, что давление столба ртути в трубке равно атмосферному давлению. Если вместо ртути взять воду, то давление воздуха может уравновесить водяной столб высотой 10,33 м, так как плотность ртути в 13,6 раза больше плотности воды. Для измерения давления в технике принята техническая атмосфера, равная =10 м вод.ст. Атмосферное давление в разных точках земной поверхности имеет различное значение, оно зависит от высоты местности над уровнем моря. В определенных условиях при наличии разности давлений жидкость может подняться на определенную высоту. Например, если трубку с поршнем опустить в сосуд с водой и поршень перемещать кверху, то вода под действием создаваемого разрежения и атмосферного давления будет подниматься вслед за поршнем. Теоретически в идеальном случае она должна подняться на высоту 10,33 м. Однако практически жидкость поднимается на меньшую высоту, так как где : - геометрическая высота всасывания; - энергия атмосферного давления; - затраты энергии на преодоление упругости паров жидкости; - затраты энергии на преодоление сопротивлений во всасывающей линии. Практически высота всасывания не превышает обычно 7—8 м, так как она зависит от величины атмосферного давления, температуры воды, линейных и местных сопротивлений, расхода воды, герметичности коммуникаций, конструктивного исполнения насоса и других причин. Работа всех насосов основана на использовании атмосферного давления для движения жидкости в область создаваемого разрежения. | | ||
2. | Классификация, устройство и принцип действия центробежных пожарных насосов. Их сравнительные технические характеристики. Вакуум системы центробежных насосов. Особенности работы насоса при заборе воды от гидранта и из водоема. | | - Классификация, устройство и принцип действия центробежных пожарных насосов. Их сравнительные технические характеристики Насосами называют машины, предназначенные для перемещения жидкостей или газов и сообщения им энергии. Работающий насос превращает механическую энергию, подводимую от двигателя, в потенциальную, кинетическую и тепловую энергию потока жидкости или газа. По принципу действия и конструктивному устройству насосы подразделяют на три основные группы: 1) насосы вытеснения (объемные) - поршневые и ротационные: Работа насосов вытеснения основана на принципе попеременного изменения рабочего объема камеры, т.е. PV=const. Всасывание и вытеснение жидкости у таких насосов происходит твердыми телами (поршнями, пластинами, зубцами), движущимися в рабочих полостях. Во время всасывания рабочей объем камеры увеличивается и создается разрежение. Под действием атмосферного давления через всасывающий клапан в камеру поступает вода. Во время нагнетания объем камеры уменьшается, вода получает кинетическую энергию и выдавливается через нагнетательный клапан в напорную линию. На рис 1. представлен шиберный ротационный насос. Во время вращения его ротора в первый период работы увеличивается рабочий объем камеры и происходит всасывание. 2) струйные насосы - водо-, паро- и газоструйные: Работа струйных насосов (рис. 2) основана на принципе эжекции, т. е. на передаче энергии от рабочей среды к нагнетаемой жидкости. В качестве рабочей среды могут служить вода, пар и газ. Работа насосов основана на законах неразрывности и сохранения энергии потока жидкости. Рабочая среда подходит к насадку с некоторым запасом потенциальной и кинетической энергии. Уменьшаясь в сечении, насадок увеличивает кинетическую энергию за счет потенциальной, создавая в смесительной камере разрежение. Под действием атмосферного давления в камеру поступает эжектируемая жидкость, откуда за счет вязкости поверхностного слоя уносится в диффузор. В диффузоре скорость движения потока уменьшается, а напор увеличивается. | | ||
3. | Пожарный гидроэлеватор Г-600А: принцип действия, технические характеристики, порядок использования при различных схемах гидроэлеваторной системы. | 10 мин. | - Гидроэлеватор Г-600 предназначен для забора воды из открытых водоисточников, которые находятся ниже уровня насоса до 20 м. и удалены от пожарного автомобиля на расстояние до 100м. Гидроэлеватор может забирать воду из водоисточников с небольшой глубины. ТТХ. Производительность при 8 кгс/см2, не менее ---600 л/мин; Рабочий расход воды при давлении 8 кгс/см2, ---550 л/мин; Условный проход мм, патрубка входного ------------------------------------------70 выходного ----------------------------------------80; Габариты, мм не более длина ----------------------------------------------680 ширина --------------------------------------------290 высота ---------------------------------------------150; Масса, кг не более ------------------------------5,6 - Схемы забора воды гидроэлеватором: Ошибки при работе с Г-600: - перекручивание, перегибы рукавов при прокладке; - резкое открывание напорных задвижек; - неполное открывание напорных задвижек на насосе; - превышение придельного расстояния от водоисточника. | | ||
5. | Техника безопасности при работе с пожарными насосами. | 5 мин. | Подача огнетушащих веществ разрешается только по приказанию оперативных должностных лиц на пожаре или непосредственных начальников. - подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщиков на исходные позиции или подъема на высоту (вертикальные рукавные линии должны крепиться из расчета не менее одной рукавной задержки на каждый рукав); - подавать воду в рукавные линии следует постепенно повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов. При использовании пожарного гидранта его крышку открывают специальным крючком или ломом. При этом следят за тем, чтобы крышка не упала на ноги. | | ||
6. | Заключительная часть занятия - 10 мин. | | | | ||
III. | Подведение итогов занятия. | 10 мин. | Подведение итогов занятия. Опрос по пройденной теме, уточнение непонятых вопросов. | | ||
1. | | | | |||
| | | | |
3. Пособия и оборудование, используемые на занятии:
Методический план, наглядные пособия, учебник «Пожарная техника».
Руководитель занятия:
__________________________
__________________________
__________________________ ________________
«____»___________2023 г.