Файл: Планконспект проведения занятий с личным составом го караула псч по пожарнотактической подготовке.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


УТВЕРЖДАЮ

________________________________

________________________________

________________________________
___________________
«_____»____________ 2023 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ


проведения занятий с личным составом ___-го караула __ ПСЧ

по пожарно-тактической подготовке

на «____» ____ 2023 года


Тема №5 „Пожарные насосы“.


Вид занятия: классно-груповое занятие Отводимое время: 1 час


Цель занятия: ознакомить личный состав с назначением, и ТТХ пожарных насосов.


1. Литература, используемая при проведении занятия:

- «Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС Рос­сии»;

- Приказ МЧС РФ от 11.12.20 г. N 881н «Правила по охране труда в подразделениях пожарной охраны»;

- Приказ МВД РФ № 34 от 24.01.96г. «Наставление по технической службе»;

- Учебник «Пожарная техника» часть вторая;

- Учебник «Основы пожарного дела».

2. Развернутый план занятия.



п/п

Учебные во­просы (вклю­чая кон­троль за­ня­тий)

Время

(мин)

Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспе­че­ние (в т.ч. технические средства обучения) учебного во­проса




1.

2.

3.

4.




I.

Подготовительная часть занятия - 5 минут




1.



Проверка го­тов­но­сти л/с к заня­тиям.

5

мин.

Проверка наличия личного состава и готов­ности его к занятиям.

Объявление темы и целей занятия.




II.

Основная часть занятия – 25 минут




1.

Общие сведе­ния о теоретиче­ских осно­вах процес­сов вса­сывания и на­гнета­ния при работе на­сосов.

15

мин.



Воздушная оболочка, окружающая землю, назы­вается атмосферой, кото­рая про­стирается на высоту не­скольких тысяч километров. Верхние слои воз­духа да­вят на нижние и сжимают их. Воздушный слой, приле­гающий непо­средст­венно к земле, сдав­лен тяжестью всех верхних слоев и, со­гласно за­кону Пас­каля, переда­ет это давление по всем направлениям. Дав­ление воз­духа на земную поверхность и тела, на ней находя­щиеся, называ­ется атмо­сферным давлением.

Ат­мосферное давление можно измерить с помощью опыта, впервые пред­ложенного в 1643г. италь­янским ученым Э. Торичелли. Опыт со­стоит в сле­дующем. Стеклянную трубу, запаянную с одного конца, дли­ной около 1 м и сечением 1 см2 наполняют ртутью. Затем, плотно закрыв один ее ко­нец, опускают трубку в чашку с ртутью и сно­ва открывают ее. Часть ртути при этом выливается в чашку, а в трубке остается ртут­ный столб высотой около 760 мм.

Атмосфера давит на поверхность ртути в чашке. Дав­ление в трубке на уровне ртути в чашке также равно ат­мосферному давлению. Но в верхней части трубки воз­духа нет, поэтому давление и трубке на том же уровне соз­дается только весом столба ртути в трубке. Отсюда следует, что давле­ние столба ртути в трубке равно ат­мосферному дав­лению. Если вместо ртути взять воду, то давление воздуха может уравновесить во­дя­ной столб высотой 10,33 м, так как плотность ртути в 13,6 раза больше плотности воды. Для измерения давления в тех­нике принята техническая атмосфера, равная =10 м вод.ст.
Атмосферное давление в разных точках земной по­верхности имеет раз­лич­ное зна­чение, оно зависит от вы­соты местности над уровнем моря.

В определенных условиях при наличии разности дав­лений жидкость мо­жет под­няться на определенную вы­соту. Например, если трубку с порш­нем опус­тить в со­суд с водой и поршень перемещать кверху, то вода под дейст­вием создаваемого разрежения и атмосферного давления будет под­ниматься вслед за поршнем. Теоре­тически в иде­альном случае она должна подняться на вы­соту 10,33 м. Однако практически жидкость под­нимается на меньшую вы­соту, так как

где :

- геометрическая высота всасывания;

- энергия атмосферного давления;

- затраты энергии на преодоление упругости па­ров жидкости;

- затраты энергии на преодоление сопротивле­ний во всасывающей ли­нии.

Практически высота всасывания не превышает обыч­но 7—8 м, так как она зависит от величины атмо­сферно­го давления, температуры воды, ли­нейных и местных со­про­тивлений, расхода воды, герметичности комму­ника­ций, кон­структивного исполнения насоса и других при­чин.

Работа всех насосов основана на использовании ат­мосферного давления для дви­жения жидкости в область создаваемого разрежения.




2.


Классификация, устройство и прин­цип дейст­вия цен­тробеж­ных пожар­ных насосов. Их срав­нитель­ные тех­нические ха­рак­тери­стики. Ва­куум сис­темы центробежных насосов. Осо­бен­но­сти работы на­соса при за­боре воды от гид­ранта и из водо­ема.




- Классификация, устройство и принцип действия центробежных по­жарных насосов. Их сравни­тель­ные технические характеристики

Насосами называют машины, предназначенные для перемещения жидко­стей или газов и сообщения им энергии. Ра­ботающий насос пре­вращает ме­ханическую энергию, подводимую от двигателя, в потенци­аль­ную, ки­нети­чес­кую и тепловую энергию по­тока жидкости или газа.

По принципу действия и конструктивному устройству насосы подразде­ляют на три основные группы:

1) насо­сы вытеснения (объемные) - поршневые и ротацион­ные:

Работа насосов вытеснения основана на принципе попеременного изме­не­ния рабо­чего объема камеры, т.е. PV=const. Всасывание и вытеснение жид­кости у таких насосов происходит твердыми телами (поршнями, пла­сти­нами, зубцами), движущимися в рабо­чих полостях.

Во время всасывания рабочей объем камеры увели­чивается и создается раз­реже­ние. Под действием атмос­ферного давления через всасывающий клапан в камеру по­ступает вода. Во время нагнетания объем камеры уменьшается, вода получает кинети­ческую энергию и выдавливается че­рез нагнетательный клапан в напор­ную линию. На рис 1. представлен шибер­ный ротационный насос. Во время вращения его ротора в первый период работы увеличивается рабо­чий объем камеры и происходит вса­сывание.


2) струйные насосы - водо-, паро- и газоструй­ные:

Работа струйных насосов (рис. 2) основана на принципе эжекции, т. е. на передаче энергии от рабочей среды к нагнетаемой жидкости. В каче­стве ра­бочей сре­ды могут служить вода, пар и газ. Работа насосов ос­но­вана на зако­нах неразрывности и сохране­ния энер­гии потока жидкости.

Рабочая среда подходит к насадку с некоторым запа­сом потенциальной и кинети­ческой энергии. Умень­шаясь в сечении, насадок увеличивает кине­тическую энергию за счет потенциальной, создавая в смеситель­ной камере разрежение. Под действием атмо­сферного давления в камеру по­ступает эжектируемая жидкость, откуда за счет вязкости поверхностного слоя уно­сится в диффузор. В диффузоре скорость движения потока уменьша­ется, а напор увеличивается.








3.

Пожарный гид­роэлеватор Г-600А: принцип действия, техни­ческие характе­ристики, поря­док ис­пользова­ния при различ­ных схемах гид­роэле­ваторной сис­темы.


10

мин.

- Гидроэлеватор Г-600 предназначен для забора воды из открытых водоис­точников, которые находятся ниже уровня насоса до 20 м. и удалены от по­жарного автомобиля на расстояние до 100м. Гидроэлеватор может забирать воду из водоисточников с небольшой глубины.

ТТХ.

Производительность при 8 кгс/см2, не менее ---600 л/мин;

Рабочий расход воды при давлении 8 кгс/см2, ---550 л/мин;

Условный проход мм, патрубка

входного ------------------------------------------70

выходного ----------------------------------------80;

Габариты, мм не более

длина ----------------------------------------------680

ширина --------------------------------------------290

высота ---------------------------------------------150;

Масса, кг не более ------------------------------5,6

- Схемы забора воды гидроэлеватором:



Ошибки при работе с Г-600:

- перекручивание, перегибы рукавов при прокладке;

- резкое открывание напорных за­движек;

- неполное открывание напорных за­движек на насосе;

- превышение придельного расстоя­ния от водоисточника.




5.

Техника безо­пасности при работе с пожар­ными насосами.

5

мин.

Подача огнетушащих веществ разрешается только по приказанию опера­тивных должностных лиц на по­жаре или непосредственных начальников.

- подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщиков на исход­ные позиции или подъема на высоту (вертикальные рукавные линии должны крепиться из расчета не менее одной рукавной задержки на каждый рукав);

- подавать воду в рукавные линии следует постепенно повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов.

При использовании пожарного гидранта его крышку открывают специаль­ным крючком или ломом. При этом следят за тем, чтобы крышка не упала на ноги.




6.

Заключительная часть занятия - 10 мин.










III.

Подведение ито­гов заня­тия.

10

мин.

Подведение итогов занятия.

Опрос по пройденной теме, уточнение непонятых вопросов.




1.


























3. Пособия и оборудование, используемые на занятии:

Методический план, наглядные пособия, учебник «Пожарная техника».
Руководитель занятия:

__________________________

__________________________

__________________________ ________________

«____»___________2023 г.