Файл: Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников
Выделены субъективно наиболее значимые задачи:
Профессионально важные качества:
Связь между эмоциональным выгоранием и суицидальными наклонностями (G. Sonneck ,1994 г.)
Факторы, ассоциированные с СЭВ
К внешним факторам, определяющим СЭВ, можно отнести:
К внутренним факторам в первую очередь относят:
Дополнительным фактором риска, влияющим на развитие СЭВ, является принятие этически сложных решений.
Исследования СЭВ среди работников отделений анестезиологии и интенсивной терапии (Франция, 2013 г.)
Результаты online-анкетирования врачей-терапевтов (Франция, 2013 г.)
Исследование СЭВ у анестезиологов (США, 2013 г.)
Изучение эмоционального выгорания у врачей в Тайване (2012 г.)
Зависимость между уровнем СЭВ и количеством ошибок у практикующих врачей-терапевтов (Япония)
Воспринимаемые ошибки были связаны с:
Выявлено, что интерны, работавшие по традиционному графику дежурств:
Усугубляющими моментами служат негативные явления:
(диспут на сайте Врачи РФ, 2014 г.)
Субклинические симптомы скрытого периода, или периода накопления негатива
Десять стандартов здоровья ВОЗ.
Десять стандартов здоровья ВОЗ.
В мире насчитывается всего лишь 5% практически здоровых людей.
Опасность, которую таит преморбидное состояние здоровья:
"Мудрый лечится не тогда, когда уже заболел, а лечит болезнь до ее появления".
Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников
Бронников М.В.
-Medice, cura te ipsum!
(Врач, исцели себя сам!)
-Aliis lucens uror!
( Светя другим - сгораю.. )
средовые (физические, химические, биологические воздействия);
психоэмоциональные (ответственность за жизни пациентов и возросшее количество жалоб, судебных исков);
социальные (низкий социально-экономический статус, несоответствие ожиданий от профессии и современных реалий, отсутствие доступа к современным методам диагностики и лечения).
разочарованию в выбранной профессии;
профессиональной деформации;
развитию специфического жаргона;
раздражению при общении с пациентами;
демонстрации собственной значимости;
обезличиванию больных.
Впервые термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) использовал американский психиатр Герберт Фрейденберг (англ. burnout-syndrome - сжигание), полное определение синдрома дала Кристина Маслач (1981 г.)
Опросник имеет три шкалы:
«эмоциональное истощение» (9 утверждений);
«деперсонализация» (5 утверждений);
«редукция личных достижений» (8 утверждений).
Ответы респондента оцениваются по шкале от 0 до 6 баллов, где 0 – утверждение встречается «никогда», 6 баллов – «каждый день». Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у респондента выражены различные аспекты «выгорания», о тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.
Выделены субъективно наиболее значимые задачи:
сбор анамнеза;
осмотр пациента;
формулировка вывода о состоянии здоровья пациента;
определение факторов, детерминирующих болезненное состояние;
организация работы коллег;
анализ результатов диагностических исследований и тестов;
Профессионально важные качества:
внимательность;интуиция;
сосредоточенность;
выносливость;
аналитичность ;
аккуратность;
хорошая память.
Параметры трудовой деятельности врачей | % положительных ответов опрошенных врачей | ||
реаниматологи | хирурги | терапевты | |
Процесс работы жестко регламентирован | 80% | 85% | 94% |
Неудовлетворенность низкой оплатой труда | 73% | 73% | 65% |
Удовлетворенность профессией | 46% | 58% | 53% |
Выявленные различия являются основой для формирования синдрома выгорания у врачей различного профиля. На основании этих данных с большой степенью вероятности можно говорить о том, что врачи различных специальностей в разной мере подвержены профессиональному выгоранию.
Выборочные результаты профессиографического анализа деятельности врачей разных специальностей (по данным М.А. Багрий, 2009 г.)
Связь между эмоциональным выгоранием и суицидальными наклонностями (G. Sonneck ,1994 г.)
Исследование Европейской исследовательской группы по изучению эмоционального выгорания среди врачей общей практики (2012 г.)
Результаты анкетирования уровня выгорания у группы ординаторов хирургов-онкологов (Mordant P. с соавторами, 2014 г.)
В отличие от западных исследователей, В.В. Бойко предлагает классифицировать синдром эмоционального выгорания по стадиям (с позиций общего адаптационного синдрома Г. Селье), для каждой из которых выделяют основные проявления:фаза напряжения – пусковой механизм формирования выгорания. Симптомы данной стадии: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, чувство безысходности, тревога и депрессия;
фаза резистентности – на данном этапе человек искусственно ограничивает себя от чрезмерного эмоционального реагирования, избегает психологических перегрузок. Сужение профессиональных обязанностей и экономия эмоций – основные симптомы данной стадии;
фаза истощения – собственно эту фазу принято назвать СЭВ, которая характеризуется падением общего энергетического тонуса, ослаблением нервной системы, симптоматикой эмоционального дефицита и отстраненности, психосоматическими и вегетативными проявлениями.
Исследования ученых из Амурской государственной медицинской академии по определению СЭВ у врачей (опросник В.В. Бойко)
Факторы, ассоциированные с СЭВ
К внешним факторам, определяющим СЭВ, можно отнести:
неправильную организацию и планирование труда;
высокую ответственность за результат работы;
психологическую атмосферу в трудовом коллективе;
влияние «трудного» контингента пациентов.
К внутренним факторам в первую очередь относят:
эмоциональную ригидность;интенсивное восприятие профессиональных обязанностей;
слабую мотивацию эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.
Дополнительным фактором риска, влияющим на развитие СЭВ, является принятие этически сложных решений.
Исследования СЭВ среди работников отделений анестезиологии и интенсивной терапии (Франция, 2013 г.)
Результаты online-анкетирования врачей-терапевтов (Франция, 2013 г.)
Исследование СЭВ у анестезиологов (США, 2013 г.)
Изучение эмоционального выгорания у врачей в Тайване (2012 г.)
За основу авторами был принят опросник MBI, были включены вопросы касательно демографических факторов удовлетворенности работой, недобросовестной медицинской практики. Проанализировав 809 анкет (около 2% всех врачей страны, при уровне отклика в 76%), ученые смогли выделить факторы риска, приводящие к СЭВ:длинные рабочие смены (более 17 часов);
возраст (особенно для врачей в возрасте от 20 до 40 лет);
состояние в браке;
микроклимат в коллективе больницы;
правильная организация работы в команде.
Связь СЭВ с увеличением ошибок у медицинских работников. Исследование среди интернов и ординаторов, в университетской больнице в Пусане (Ю. Корея, 2013 г.)
Зависимость между уровнем СЭВ и количеством ошибок у практикующих врачей-терапевтов (Япония)
Статистика «ошибок, которые никогда не случаются» (клиника Мейо ,Миннесота, США, 2009-2014 г.г.) Проведено более 1,5 млн. операций, зафиксировано 69 ошибок (40 во время операций, 29 во время более простых процедур). Треть участников сообщили, что сделали, по крайней мере, одну крупную медицинскую ошибку в течение периода исследования. О совершении медицинской ошибки за предыдущие 3 месяца, сообщали в среднем 14,7% участников в каждом квартале.Воспринимаемые ошибки были связаны с:
последующим снижением качества жизни;
ухудшением результатов во всех трех шкалах MBI;
параллельно текущей депрессией.
Кроме того, увеличение выгорания во всех сферах и снижение эмпатии были связаны с повышенной вероятностью ошибки в следующие 3 месяца.
В исследовании Landrigan C.P. (2008 г.) было продемонстрировано, как нехватка сна влияет на качество работы у интернов реанимационного отделения. Первая группа интернов- с традиционным для США сменами 24 и более часов, вторая - по графику «сутки через трое», «продолжительность» наблюдения - 2203 пациенто-дня, которые включали 634 приема новых больных.
Выявлено, что интерны, работавшие по традиционному графику дежурств:
совершили на 35,9% больше серьезных медицинских ошибок, чем их коллеги, которые работали «сутки через трое»;
сделали на 20,8% больше ошибок при назначении лекарственных средств ;
совершили в 5,6 раз больше диагностических ошибок по сравнению с интернами, которые работали по сменному графику.
СЭВ у данной категории врачей определён как Шок-Профи (ШП) (А.К. Графов) – психотерапевтическое состояние, вызванное длительным, на протяжении многих лет, единоличным (вынужденным) принятием решений или действий по лечению больных, ограниченных во времени и связанных с жизнью больного.
Усугубляющими моментами служат негативные явления:
административные;социальные;
коллегиальные (профессиональный терроризм).
не чувствуется забота о медработниках со стороны правительства, профсоюзов, руководителей МО;
высокая нагрузка на 1 ставку, согласно плановым заданиям ТФОМС, с незначительным отчислением на зарплату врачу от стоимости посещения;
не корригированная оплата труда, в которой почти не учитывается стаж, категорийность, сложность выполняемой работы, отдалённость от медицинских центров;
использование запугивания (моббинг), издевательство (harassment) за невыполнение объёмных показателей.
(диспут на сайте Врачи РФ, 2014 г.)
неуважительное отношение к медработникам больных, их родственников, подогреваемое СМИ;
низкая зарплата;
отсутствие возможности профессионального роста;
отсутствие возможности полноценного отдыха;
дорогостоящая учёба в ВУЗах детей, внуков.
назначение на должности зав.отделениями, начмедами, главврачами врачей с низким профессиональным опытом работы и без учёта мнения коллектива;
зависть, сплетни в коллективе МО;
доносы коллег в прокуратуру или подговор родственников к их написанию;
отказ или уклонение в помощи коллеге действием или советом;
трудность в организации консилиума;
«вынос мусора из избы»;
высокомерное, неуважительное отношение коллег областных больниц, медицинских центров к врачам районных и сельских больниц, ни разу не побывавших в их «шкуре».
СЭВ в чистом виде - у врачей со стажем работы до 15 лет, у врачей высокой квалификации (стаж работы 20-25 лет) – ШП, у врачей со стажем работы 30 и более лет – к СЭВ присоединяется психосоматическая патология.
ШП страдают врачи всех специальностей, но чаще других: хирурги, акушеры-гинекологи, анестезиологи, реаниматологи, врачи скорой помощи, педиатры, врачи, работающие в отдалённых районах и др.
Большинство - это врачи с опытом работы более 20 лет, имеющие большой профессиональный опыт, добившиеся определённых успехов в профессии, абсолютно соматически здоровые, критичны к своим знаниям, трезво оценивающие свои возможности и условия работы. Врачи эти, как правило, не обращаются за медицинской помощью, скрывают своё состояние даже от близких людей.
Возраст заболевания 45-47 лет. У мужчин - интровертов ШП чаще, у женщин - экстравертов реже, у женщин - интровертов – очень тяжело, у мужчин - экстравертов – непредсказуемо.
Субклинические симптомы скрытого периода, или периода накопления негатива
- I стадия – эйфория,
II стадия – пессимизм:
нет удовольствия от самой работы;
отказ от хобби, увлечений, если они были, злоупотребление алкоголем;
немотивированная тревога;
бессонница;
сексуальные расстройства (в начале заболевания - немотивированный сексуальный голод (как защитная реакция на маскированную депрессию), впоследствии ангедония);
галлюциноз слуховой, зрительный или гипнагогические и гипнопомпические галлюцинации.
Субклинический период длится 3-3,5года. На этой стадии возможно самоизлечение. При усугублении состояния – заболевание, которое может закончиться трагедией. Исход: реактивный психоз, депрессия, ОИМ, ОНМК, суицид.
крепкая любящая семья – муж, жена, дети, внуки;
посещение родных мест, могил родственников, своей школы, учителей, соседей, знавших тебя с детства;
церковь, мечеть, синагога и т.д.;
коллективизм, возрождение наставничества;
быть полезным другим;
благотворительность, клубы по интересам;
знания и беседы на эту тему среди коллег и персонала;
исключение алкоголя;
воздержание от поездок в экзотические страны с другими обычаями и культурой;
занятие литературой – прочитать классику, написать очерк, эссе о ярких моментах в жизни;
музыкотерапия – слушать мелодии и песни прошлых лет;
физиотерапия - обливания холодной водой или контрастный душ - 3 раза в неделю;