ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Использование ИКТ на уроках казахского языка
Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы свое применение.
Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации.
Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.
Размышляя о современном уроке в общеобразовательной школе-лицее, я определила для себя некоторые ведущие идеи:
-Необходимо изменить роль ученика на уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения.
В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.
Внедрение ИКТ в учебный процесс имеет два основных направления:
Первое - компьютер включается в учебный процесс в качестве «поддерживающего» средства в рамках традиционных методов системы обучения. В этом случае компьютер выступает как средство интенсификации учебного процесса.
Второе - он представляет собой, собственно, технологизацию учебного процесса в самом широком смысле - разработку и внедрение компьютерно-информационных моделей обучения
Применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата.
Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.
Цели и задачи использования ИКТ. В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.
Цели использования информационных технологий:
1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:
- развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;
- развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности
3. Мотивация учебно-воспитательного процесса:
-повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации -возможностей информационных технологий;
- выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
Направления использования ИКТ.
В изучении школьного курса казахского языка выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:
-наглядное представление о лингвистических явлениях;
-изучение орфографии и пунктуации;
-система тестового контроля;
-подготовка к ЕНТ и зачетам.
Широкое использование компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.
Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.
Формы использования ИКТ.
1. Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.
2. Использование мультимедийных презентаций. Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.
Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией.
На сегодняшний день мною разработан ряд презентаций по отдельным темам для уроков казахского языка. Кроме того, накопилось некоторое количество созданных учениками презентаций, которые можно использовать в ходе подготовки и проведения уроков. Создаю банк презентаций для дальнейшего их использования.
Специфика подготовки урока- презентации безусловно определяется типом урока.
В своей практике использую:
1. Обобщающие уроки.
С помощью презентации можно подготовить и обобщающие уроки. Задача такого типа урока - собрать все наблюдения, сделанные в процессе анализа, в единую систему целостного восприятия темы, но уже на уровне более глубокого понимания, выйти за пределы уже затронутых проблем, эмоционально охватить всю тему. Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют сэкономить время и, самое главное, представить изученный материал целостно. Кроме того, выводы и схемы могут появляться постепенно, после обсуждения или опроса учащихся. Учитель благодаря презентации может все время контролировать работу класса.
Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:
- умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
- умение работать в группе;
- умение находить информацию в различных источниках;
- коммуникативная компетентность;
- осознание полезности получаемых знаний и умений.
В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мышление.
2. Использование интерактивной доски.
Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения казахскому языку. Применение интерактивных досок открывает множество дополнительных возможностей. Использование интерактивной доски при изучении казахского языка - это ещё один шаг к повышению интереса к предмету, повышению орфографической зоркости и грамотности в целом.
Преимущества для учителя :
- позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса;
- поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов;
- позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
- вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Преимущества для учащихся:
- делает занятия интересными и развивает мотивацию;
- предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных навыков;
- учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
- позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
- учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе;
- отсутствует необходимость в клавиатуре, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность учащихся в учебный процесс.
Интерактивные доски позволяют уйти от привнесенной компьютерной культурой чисто презентационной формы подачи материала, экономят время занятия за счет отказа от конспектирования. Интерактивные доски помогают использовать выделенное для проведения обучения время максимально эффективно и увеличить эффективность образования в целом.
Изменения, вносимые информационно-коммуникационными технологиями в образовательный процесс. Влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ученика.
Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:
-способствует повышению познавательного интереса к предмету;
-содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
-позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
-формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
-способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.
ИКТ дают:
- экономию времени на уроке;
- глубину погружения в материал;
- повышенную мотивацию обучения;
- интегративный подход в обучении;
-возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
-возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;
-привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.
На практике эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе доказывается следующими показателями:
- повышение качества образования по предмету;
- повышение познавательного интереса к предмету;
- повышение уровня информационной культуры;
- увеличение доли самостоятельной продуктивной деятельности на уроке.
Я уверена, что ИКТ на уроках казахского языка, впрочем, как и на любых других уроках, не только возможны , но и необходимы. Мы живем в информационном обществе, в котором тот, кто владеет информацией, владеет миром. Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока, в чем мы еще раз убедились, применяя ИКТ на уроках.
В современном мире нас окружает такое количество информации, которые человек не в состоянии перерабатывать и использовать без помощи новых информационных технологий. Время диктует новые границы, нашу жизнь всё более настойчиво заполняет компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Исходя из того, что «информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности преподавателя становится то, насколько он близок к пониманию роли ИКТ в учебной деятельности. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только студенту, но и преподавателю. Время диктует свои условия. Оно с неумолимой скоростью предлагает нам новинки технического процесса. То, что вчера казалось невозможным, даже фантастическим, мы должны реализовать прямо сейчас.
Таким образом, возникает проблема: как всё охватить, как умело систематизировать возможности технического процесса, интегрировать их в учебный процесс безболезненно для образовательной среды, как обеспечить целостность и системность в обучении. Очевидно, что необходимы осмысление дидактических принципов информатизации образования , отработка конкретных технологий и педагогических методик проведения мультимедийных занятий. Компьютер, каким бы совершенным он ни был, не может заменить живого учителя. Но зато поможет облегчить его труд, заинтересовать ребят, обеспечить более наглядное, на новом качественном уровне, восприятие материала.
Одним из приоритетных направлений в развитии современного общества является процесс информатизации обучения