Файл: Факторы профессионального развития личности психофизиологические, психологические, социальнопрофессиональные и социальноэкономические.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Факторы профессионального развития личности : психофизиологические, психологические , социально-профессиональные и социально-экономические


1. Профессиональный рост и личностное развитие педагога.

Гуманизация как общего, так и профессионального образования связана с развитием творческих возможностей человека, созданием реальных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя, расширять границы саморазвития и самоосуществления.

При традиционном подходе педагог выступает лишь в качестве основы жестко регламентированной педагогической деятельности. В рамках же гуманистического подхода целью образования выступает непрерывное общее и профессиональное развитие индивидуальности и личности всех участников педагогического процесса, в том числе и педагога.

В связи с этим меняется и цель профессиональной подготовки педагога. Кроме профессиональных знаний, умений и навыков (профессиональная компетентность) она охватывает и общекультурное развитие педагога, формирование у него личностной по­зиции (мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности).

Вхождение в профессию, считают психологи, есть «врастание» в «суперроль», во многом предопределяющую стиль и образ жизни человека. Общая удовлетворенность человека в значительной мере зависит от того, насколько насыщаются его фундаментальные потребности: потребность в творческой самореализации, понимании и признании индивидуальных ценностей ближайшим окружением референтных лиц, в развитии и саморазвитии и др.









Личностное развитие и профессиональный рост педагога как органичное единство возможны тогда, когда в процессе «врастания» в профессию (выбор профессии, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности) осуществляется целенаправленное разрешение ряда противоречий. Прежде всего, это противоречие, возникающее в индивидуальном сознании между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего, уже существующего - «Я».

Мотивы личностного развития педагога.

Важнейшую роль играют социально ценные мотивы педагогиче­ской деятельности. К ним относятся чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь), увлеченность предметом преподавания и удовлетворение от общения с детьми;
осознание высокой миссии учителя; любовь к детям, чувство призвания.

Творческая индивидуальность педагога.

Творческую индивидуальность учителя характеризует, прежде всего, потребность в самореализации, т.е. стремление к возможно более полной реализации своих потенций в профессиональной деятельности. Потребность в самореализации характерна для человека с достаточно развитым самосознанием, способного к выбору.

Творческая индивидуальность проявляется не только в освоении накопленной человечеством культуры и развитии на этой основе индивидуальной духовной культуры. Она, прежде всего, выражается в активной преобразовательной деятельности, в процессах личностного выбора личностного вклада, полной отдачи себя.

2. Условия развития творческой индивидуальности педагога.

Условия способствуют возникновению у педагога потребности в творческой деятельности. Среди условий можно выделить следующие:
  • обращенность сознания на себя как на субъекта педагогической деятельности;
  • переживание конфликтов;
  • способность к рефлексии;
  • организация самопознания профессионально-личностных качеств;
  • использование совместных форм деятельности;
  • широкое вовлечение будущего учителя в различные виды профессиональо-нормативных отношений;
  • предоставление возможности для наиболее полного сравнения и оценивания профессиональных качеств, умений и навыков; формирование правильного оценочного отношения к себе и другим.

Педагогический идеал - это представление педагога о том, каким он, должен быть в соответствии с той педагогической целью, которую он ставит перёд собой. Так, если учитель ориентирован на ребенка и его интересы, то его личностные характеристики и методы деятельности будут иные, нежели при ориентации на учебный предмет.

Педагогический идеал – это сплав социального заказа общества и педагогического кредо самого педагога. Он проявляется в осознании им своей миссии, в видении себя в педагогическом процессе.



 

3. Профессионально-значимые качества преподавателя.
  • Наличие у педагога профессионально-значимых качеств личности определяет успех в деле обучения и воспитания.
  • Отмечается обязательность таких качеств как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность.
  • Специально подчеркивается необходимость остроумия, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важна готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию и потребность в социальном взаимодействии.
  • Большое значение придается исследователями и педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.

Система требований к учителю, которая состояла из следующих необходимых каждому учителю личностных качеств:

- высокоразвитое чувство ответственности;

- благородство;

- интеллектуальное совершенство и моральная чистота, т.е. соответствие тому нравственному идеалу, который общество хочет воплотить в детях;

- самообладание и выдержка.

И базирующихся на них требованиях:

- общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний;

- глубокое знание возрастной, педагогической и социальной психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены;

- фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке;

- владение методикой обучения и воспитания;

- любовь к делу, умение передавать свою увлеченность детям;

- творческое отношение к работе;

- знание детей, умение понять их внутренний мир;

- педагогический оптимизм;

- владение педагогической техникой (логикой, речью, выразительными средствами общения) и педагогическим тактом;

- постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства.

К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся:
  • педагогическая эрудиция;
  • педагогическое целеполагание;
  • педагогическое (практическое и диагностическое) мышление;
  • педагогическая интуиция;
  • педагогическая импровизация;
  • педагогическая наблюдательность;
  • педагогический оптимизм;
  • педагогическая находчивость;
  • педагогическое предвидение ;
  • педагогическая рефлексия.


Так как учитель в ходе своей профессиональной деятельности выполняет 2 основные функции:
  • обучающую
  • воспитывающую.

  • Реализация этих функций требует следующих профессионально - личностных параметров:

    - потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально - культурной деятельности;

    - тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовность принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

    - учитель самооценка самовоспитание профессиональное понимание своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;

    - умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты;

    - знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремление вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для саморазвития;

    - способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию;

Педагогические способности - очень сложная, слитная и многогранная психологическая категория, условно, все педагогические способности можно поделить на 3 группы:
  • личностные (связанные с отношением к детям);
  • дидактические (связанные с передачей информации детям);
  • организационно-коммуникативные (связанные с организаторской функцией и общением).

Личностные способности

1. Расположенность к детям. Это основной стержень в структуре педагогических способностей. Под ним понимается разумная любовь и привязанность к детям, желание и стремление работать и общаться с ними.

2. Выдержка и самообладание. Важное для учителя качество - выдержка, способность всегда, в любой обстановке, в непредвиденных обстоятельствах владеть собой, сохранять самообладание, управлять своими чувствами, темпераментом, не теряя контроля над своим поведением.


3. Способность управлять своим психическим состоянием, настроением. Это способность всегда пребывать на уроке в оптимальном для работы психическом состоянии, которое отличается бодростью, жизнерадостностью, достаточной живостью, но без лишней возбудимости.

Дидактические способности
    • Способность объяснять. Это способность делать свою мысль максимально понятной для другого, пояснить и разъяснять трудное и непонятное. Способный учитель делает содержание учебного предмета доступным для учащихся, проявляя методическую изобретательность, преподносит им материал или проблему ясно и понятно, доходчиво и просто, вызывает интерес к предмету, вызывает у учащихся активную, самостоятельную мысль.
    • Академические способности. Под этим понимают способности в области соответствующего предмета, точнее, области науки, а также эрудицию учителя, способность достигать капитального уровня знаний, широту его умственного кругозора. У него выражена потребность в постоянном расширении своих знаний.
    • Речевая способность. Это способность ясно и чётко выражать свои мысли и чувства в речевой форме, сопровождаемой выразительной мимикой и пантомимикой. Речь учителя должна быть живой, образной, интонационно яркой и выразительной, эмоционально окрашенной, с чёткой дикцией, отличаться отсутствием стилистических, грамматических и фонетических погрешностей.

.

Организационно-коммуникативные способности
  • Организаторские способности.
  • Коммуникативная способность.
  • Педагогическая наблюдательность.
  • Педагогический такт.

5. Суггестивная способность

6. Педагогическое воображение.

7. Распределение внимания.
  • Становление и развитие преподавателя

  • Первый уровень предполагает овладение профессиональными знаниями в течение двух лет и дает право каждому студенту, успешно отучившемуся в первые два года, перейти на следующий уровень. 

    Второй уровень также рассчитан на два года обучения и предусматривает профессиональную подготовку по одному из предметных направлений. Лицам, получившим базовое высшее педагогическое образование и сдавшим государственные экзамены, выдается диплом бакалавра.

    Для получения квалификации специалиста на основе базового высшего педагогического образования на третьем уровне студенту необходимо в течение года освоить профессиональные программы, сдать государственные экзамены и защитить выпускную работу. После этого он получает квалификационный сертификат по одной или двум педагогическим специальностям.