Файл: Категория общения является значимой для различных отраслей психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Категория общения является значимой для различных отраслей психологии.
Она широко используется в общей психологии, психологии развития и педагогической психологии, она становится ключевой для создания социально-психологической теории. Методологическое значение категории общения состоит в том, что различные ее трактовки задают определенное понимание социального происхождения психики. От трактовки категории общения зависит понимание той социальной реальности, в которой человек проявляет себя как личность, а также понимание того, каким образом человек себя проявляет.
Я соглашусь с последним утверждением. Общение — сложный и весьма многогранный процесс. Б. Д. Парыгин (1971) отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга. Такая многосторонность общения неизбежно ведет к многоаспектности изучения общения в науке и многообразию трактовок данной категории. Так, Л. П. Буева при анализе литературы выделила следующие аспекты изучения общения:
1) информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией);
2) интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации);
181 3) гносеологический (человек рассматривается как субъект и объект социального познания);
4) аксиологический (общение изучается как обмен ценностями);
5) «нормативный» (выявляются место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также анализируется
процесс передачи и закрепленры норм реального функционирования в обыденном сознании стереотипов поведения);
6) «семиотический» (общение описывается как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем — с другой);
7) социально-практический (праксиологический) (общение рассматривается как обмен деятельностью, способностями, умениями и навыками) (см.:
Руденский, 1998).
В научной литературе общение рассматривается преимущественно с трех точек зрения — философской, социологической и психологической.