Файл: Литература 19 века.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Раздел: Русская детская литература 19 века


Первая половина 19в
Война 1812 года и подавление декабристского движения привели к пересмотру системы воспитания и образования в стране. Перед литературой того периода стоял вопрос о том, что такое народность и как литература должна отвечать ее канонам. Культура намеревалась создать литературу для детей, которая отвечала бы современным философско-эстетическим и педагогическим идеям.

В 20-30-х годах был востребован романтический тип творчества, который остался для детской литературы ведущим. Писатели романтизма смогли написать психологический портрет ребенка. Ребенок признавался сверхчувствительной и мечтательной личностью, противопоставленной разумному и менее чувствительному взрослому.

В стране стало популярно организовывать детские салоны, где проходили детские спектакли и чтение стихов. В учебных заведениях стали преподавать писательское мастерство и поощрять развитие детских журналов, где публиковались творческие работы воспитанников. Появился жанр послания-от взрослого ребенку, который перестал быть формальным и приобрел черты семейности.

Поэзия стала тяготеть к народности. Наиболее распространенными жанрами были песня, элегия, стихотворный рассказ, шутливые стихи.

Расцвет переживала сказка, которая приобрела идеи романтизма, взывая к внутреннему миру человека.Язык Пушкинских сказок стал образцом языка для детских писателей.

Получали все более широкое распространение детские научно-популярные издания — журнальные публикации, книги с описаниями путешествий, красочные альбомы. Писатель Жуковский заложил традиции перевода и переложений для детей.

В статьях критика первой половины XIX века Белинского появилась критика детской литературы.
Вторая половина 19 в

Вторая половина 19 века ознаменовалась окончательным становлением детской литературы. От культуры требовалось изменить форму и писать на актуальные для детей темы. Реалистическое искусство изменило детскую прозу и поэзию. Народность в литературе стала связываться с гражданственностью и демократией.

Революционное направление возглавляли критики и литераторы Н. Г. Чернышевский и Н.А.Добролюбов, поэт и редактор журнала «Современник» Н. А. Некрасов. Детская литература также приобретает революционные и гражданственные мотивы. Она содержит мир противоречивый и опасный, в то время как ревнители «охранительной» педагогики и литературы проповедуют защиту детского мира от жестокой реальности.


Получают развитие рассказы социально-бытовые, героико-приключенческие, исторические. Общие их черты — реализм, углубление подтекста, уход от однозначности в решении конфликта, усложнение общей идеи.

К концу столетия в отдельное тематическое направление выделяются рассказы о детях-сиротах, бедняках, маленьких тружениках. Эта тема звучит в произведениях таких писателей, как Мамин-Сибиряк, Чехов, Куприн, Короленко, Серафимович, М. Горький, Л. Андреев. Формируется литература о детях, обращенная к родителям и педагогам, в которой писатели размышляют о факторе среды, психологии взросления и детства, о влиянии коллектива на личность. Сказка приобретает черты двоемирия сказки реалистической.

Церковь выпускает религиозные книги, адаптированные для детей. Н. С. Лесков в 80 —90-е годы создает ряд рассказов, сказок, повестей на христианские сюжеты, в которых мистика уступает реальной правде жизни.
Раздел: Русская литература 20 века

XX век называли детством новой эпохи. Тема детства стала ключевой в литературе. Темам народного страдания и нравственного самоопределения ребенка посвящали свои произведения писатели реалисты: П. В. Засодимский, А. И. Свирский, А. С. Серафимович, А. И. Куприн.

Детская фигура в символизме ассоциировалась с загадкой и тайной. В акмеизме детское сознание провозглашалось желанной нормой Нового мира. Футурист Маяковский саму революцию назвал «детской» («Ода Революции»), а впоследствии назовет СССР «страной-подростком».

Детская литература стала массовой, не обладающей художественной ценностью, но привлекательной тематическим наполнением. Элитарную литературу создавали для детей писатели-модернисты, такие как К. Бальмонт, А. Блок, В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Городецкий, М. Моравская, О. Белявская, П.Соловьева-Allegro.

Центром модернистской детской литературы стал журнал «Тропинка». К детской литературе стали предъявляться большие требования. Начало расцвету русской иллюстрированной книги положила «Азбука в картинах» Александра Бенуа, вышедшая в 1904 году.

В 10-х годах возвращается мода на прошлое. Историю России воспринимают сквозь призму мифов и сказок. Короткие сказочки костромского крестьянина Ефима Васильевича Честнякова - «Иванушко», «Сергиюшко», «Лесное яблоко», написанные для детей, точно передают идеи народной философии и педагогики. Увлечение стариной повысило интерес к миру раннего детства. Образы няни, матери, женщины-крестьянки стали центральными для литературных произведений.



Детская литература приобрела свободу и стала ориентироваться на чувства и потребности ребенка, создавая для него высокохудожественные произведения с глубоким подтекстом.
Русская литература 21 век

Ориентиры детской литературы были направлены в сторону дореволюционной эпохи. Из школьных программ убирались книги Лидии Чарской, «Азбука для детей в картинах» Александра Бенуа, горьковский сборник «Елка» и т.п., советский авангард 20 —30-х годов — стихи и проза обэриутов, а также детская литература эмигрантов — Надежды Тэффи, Ивана 469 Шмелева, Саши Черного и др. Возникло понятие забытой или потаенной литературы, например книга «Каникулы по-человечьи» Юрия Ильича Дружникова, написанная в 1971 — 1973 годах, была запрещена и вышла в свет только 1992 году, несмотря на хвалебную рецензию А. Волкова.

Общедоступный андеграунд повлиял на детскую литературу 80— 90-х годов, особенно на поэзию, Олег Евгеньевич Григорьев (1943 — 1992); его сборник «Говорящий ворон» (1989) задал тон внедидактической игровой поэзии.

Жанры детской литературы дублировались из литературы взрослой. В литературной речи смешивались элементы публицистики и сниженного разговорного стиля (анекдот, частушка, устная пародия). Разочарование перестройкой вылилось в интерес к произведениям о времени и интересу к прошлому, а не будущему. Популярны сказки Ильи Ильича Шурко «Секундочка», Тима Собакина «Заводной мир».

Писатели авангардисты старались перенаправить интерес родителей и детей на эксцентричную неформальную литературу. Наряду с обычными учебниками государственное издательство «Просвещение» выпустило сборники «Всё наоборот: Небылицы и нелепицы в стихах»Наиболее ценные достижения оказались в русле традиций художественного психологизма, восходящих к творчеству Гайдара, Драгунского, Голявкина, Сотника.

Развивается военно-историческая литература для детей. С середины 90-х годов выходит ряд произведений А. П.Торопцева. Школьникам среднего возраста адресована его серия «Книги битв».

Ощущается нехватка произведений, в которых бы детям объяснялась история Отечества XX века. Это пробел восполнили архивные записи и публикации дневниковых записей участников исторических событий 20 века.

В ведущих журналах в 1991 году были опубликованы произведения, излагающие для детей и подростков новозаветный сюжет. В «Костре» печаталось «Учение Христа, изложенное для детей»Л.H.Толстого.

Первым «перестроечным» журнальным изданием стал московский «Трамвай»,затем “Куча-мала”, Вовочка”, «Колокольчик», «Веселые уроки», «АБВГД» — большинство материалов в них призвано сделать учебу легким и приятным делом.


«Детская роман-газета» — издание-антипод: здесь публикуется проза с серьезным социально-этическим содержанием, здесь юный читатель может найти собеседника по самым жгучим вопросам.

К началу XXI века мир русского комикса обрел свою жанрово-стилевую систему, свои авторские школы, свой сленг. Детский литературно-издательский процесс сегодня трудно представить вне бурного движения в области комикса. Комикс привлекает детских писателей: Андрея Тру — автора сказочных боевиков и триллеров, Валерия Роньшина — наследника хармсовской традиции. Отдал дань комиксу Олег Кургузов — автор смешных полуфантастических историй.Событиями стали переводы полного свода сказок братьев Гримм, детских стихов Р.Л.Стивенсона, К. Россети, А.А. Милна. Переводы зарубежной детской литературы становятся массовыми.

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60- 8 0 - х ГОДОВ
Период оттепели. Ожидание и надежда на счастливое будущее в детской литературе. Сформировалось поколение свободно мыслящих людей, которые стремились создавать отчасти принятую и непринятую властями культуру. Писатели, пережившие войну, стали говорить в своих произведениях о пересмотре идеологии сталинского режима. Детские писатели-фронтовики несут в литературу культ добра, бережного отношения к детству и светлый взгляд. В литературе для дошкольников и школьников главной стала личность, а не коллектив. Человек и история, человек и общество, человек и природа — так можно обозначить три узловые проблемы в литературе 60 — 80-х годов.


  • Поэзия в детском чтении:


Елена Александровна Благинина: «Вот какая мама!». Чистое и искреннее звучание голоса маленькой девочки, которое проникнуто любовью к маме, природе,всему миру. Подлинно детское восприятие героини, которое не лишает ее взрослого сознания и душевной полноты.

Сергей Владимирович Михалков: «Веселое сновидение. Старина сочетается с современностью, чтобы провозгласить вечный и вневременной культ детства и радости. Победа мирной жизни над унынием и мраком войны.

Борис Владимирович Заходер: «Мохнатая азбука». Животные приобретают свои образы спонтанно в первые минуты знакомства. Язык стихотворных строчек характеризуется фантазийностью мышления автора, что присуще ребенку.


«Серая Звездочка». Нравственная проблема, которая волнует маленького героя-ежика становится ведущей. Автор через него говорит о том, что человеку важно знать, что его любят, а животному важно знать, что оно полезно. Его сказки, написанные от лица животных, помогают читателям быть добрее к ним.

Яков Лазаревич Аким: «Друг». Автор создаёт мир радости и красоты. Он рисует мир ребенка, который не лишен грусти и размышлений о жизни.

«Учитель Так-Таки его разноцветная школа». В этом произведении отражена ностальгия по детству писателя, его отцу и рассказывается об идеальной школе, в которой учат быть человеком.

Валентин Дмитриевич Берестов: «Сказка про выходной день». Мышление автора соотносится с детскими представлениями, в которых жизнь невозможна без движения и узнавания мира. Счастье достигается через реализацию этих потребностей.

«Читалочка». Поэт в произведении следовал классическим образцам поэтической риторики. Книга становится главным источником мудрости школьника.

Генрих Вениаминович Сапгир: «Новый букварь». Сапгир отстаивает традиционную методику послогового обучения чтению. Синтез графики и музыки слов порождает поэзию метафор, уводящих читателя в глубинные лабиринты Слова.
Ирина Петровна Токмакова: «Крошка Вилли-Винки». В стихотворении прослеживается обращение к детскому фольклору. Местом действия становится сказочный вечер.

«Летний ливень». Образы стихотворения связаны с образной системой малышовой поэзии Маршака и Чуковского, которая в свою очередь связана с их переводами с английского. В этом стихотворении поэтесса показала, до какой степени сложности может доходить малышовая поэзия. Оно изобилует точными формулировками, игрой на контрастах, внутренними и внешними рифмами.

«Аля, Кляксич и буква А». Каждая буква говорит своим языком. Сюжет имеет детективную составляющую. Изучение алфавита проходит в форме игры-путешествия.

Роман Семенович Сеф: «Ключ от сказки». Диалектика здравомыслия и фантазии образует основной нерв сборника. Многим стихотворениям свойственны открытая дидактичность, приемы риторики, освеженные игрой метафор. Это делает их похожими на басни или поучительные сказки.