ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа по возр.анат.теме 5.3.
Цель занятия: закрепление знаний о центральной и периферической нервных системах, формирование умения применять их.
Задание 1.
Заполните таблицу «Отделы головного мозга»:
Отдел мозга | Особенности строения | Функции |
Продолговатый мозг | Является продолжением спинного мозга, в их строении много общего. Серое вещество располагается отдельными скоплениями – ядрами. Есть нервные центры, ответственные за акты глотания, работу пищеварительных желёз | Рефлекторные и проводящие. Через ядра осуществляются многие рефлекторные процессы: кашель, чихание, слюноотделение |
Средний мозг | Является частью ствола мозга. Имеется четыре небольших бугорка – четверохолмие. Нейроны верхних бугров реагируют на объекты, быстро передвигающиеся в поле зрения. Нижние бугры – центры первичной обработки слуховых стимулов. Реагируют на сильные резкие звуки, приводя слуховую систему в состояние повышенной готовности. | Нейроны верхних бугров управляют направлением взгляда и приведением зрительной системы в состояние повышенной готовности при сильных зрительных стимулах. Если в поле зрения человека что-то промелькнёт или с ним рядом раздастся какой-то шум, то человек невольно вздрагивает и мышцы его напрягается |
Отдел мозга | Особенности строения | Функции |
Продолговатый мозг | Является продолжением спинного мозга, в их строении много общего. Серое вещество располагается отдельными скоплениями – ядрами. Есть нервные центры, ответственные за акты глотания, работу пищеварительных желёз | Рефлекторные и проводящие. Через ядра осуществляются многие рефлекторные процессы: кашель, чихание, слюноотделение |
Средний мозг | Является частью ствола мозга. Имеется четыре небольших бугорка – четверохолмие. Нейроны верхних бугров реагируют на объекты, быстро передвигающиеся в поле зрения. Нижние бугры – центры первичной обработки слуховых стимулов. Реагируют на сильные резкие звуки, приводя слуховую систему в состояние повышенной готовности | Нейроны верхних бугров управляют направлением взгляда и приведением зрительной системы в состояние повышенной готовности при сильных зрительных стимулах. Если в поле зрения человека что-то промелькнёт или с ним рядом раздастся какой-то шум, то человек невольно вздрагивает и мышцы его напрягаются |
Мост | Находятся нервные волокна, по которым нервные импульсы идут вверх в кору большого мозга или обратно вниз – в спинной мозг, к мозжечку, к продолговатому мозгу | Находятся центры, связанные с мимикой, жевательными функциями |
Промежуточный мозг (таламус и гипоталамус) | Состоит из таламуса и гипоталамуса. К низу от гипоталамуса на тонкой ножке расположена железа внутренней секреции – гипофиз. Таламус – центр анализа всех видов чувствительной информации, кроме обонятельной. Передние ядра гипоталамуса – центр парасимпатических влияний, задние – центр симпатический влияний | В результате в соответствующие зоны коры больших полушарий из таламуса поступают новые и важные сигналы, а также информация, связанная с текущей деятельностью. Нижняя часть промежуточного мозга – гипоталамус – также выполняет важнейшие функции, являясь высшим центром вегетативной регуляции |
Мозжечок | Расположен на задней стороне ствола мозга. Вес мозжечка взрослого человека – 150 г. Строение мозжечка похоже на строение всего мозга. Со средним мозгом мозжечок соединён тремя парами ножек. Состоит из червя и полушарий, разделённых бороздами на доли. В мозжечок поступает информация от всех двигательных систем: из больших полушарий, из среднего и спинного мозга | Регуляция позы тела и поддержание мышечного тонуса; координация медленных произвольных движений; обеспечение точности быстрых произвольных движений. При разрушении червя мозжечка человек не может ходить и стоять, у него нарушается чувство равновесия |
Задание 2.
Заполните таблицу «Черепно-мозговые нервы»:
Название | Место начала в головном мозге | Место выхода из черепа | |
I | Обонятельные | Bulbus olfactorius | Продырявленная пластинка решетчатой кости |
II | Зрительные | Хиазма | Зрительный канал |
III | Глазодвигательные | Глазодвигательная борозда на медиальной поверхности ножки мозга | Верхняя глазничная щель |
IV | Блоковые | Огибает ножку мозга, идет латеральнее глазодвигательного | Верхняя глазничная щель |
V | Тройничные | Место перехода моста в среднюю мозжечковую ножку | Глазной – верхняя глазничная щель Верхнечелюстной – круглое отверстие Нижнечелюстной – овальное отверстие |
VI | Отводящие | Борозда между мостом и продолговатым мозгом | Верхняя глазничная щель |
VII | Лицевые | Между задним краем моста и продолговатым мозгом, латеральнее оливы | Внутренний слуховой проход |
VIII | Преддверно-улитковые | Позади моста латеральнее лицевого нерва | Внутренний слуховой проход |
IX | Языкоглоточные | Из ретрооливарной борозды 4-5 корешками | Яремное отверстие |
X | Блуждающие | Из ретрооливарной борозды | Яремное отверстие |
XI | Добавочные | Из ретрооливарной борозды | Яремное отверстие |
XII | Подъязычные | Из борозды между оливой и пирамидой | Подъязычный канал |
Задание 3. Составьте рекомендации для воспитателей «Роль нервной системы в регуляции функций организма. Создание оптимальных условий для организации общения детей»
Нервная система выполняет в организме функции: Регулирует функции всех органов и систем организма. Координирует функции организма, обеспечивая их согласованную деятельность, благодаря чему организм на любое воздействие отвечает как единое целое. Поддерживает постоянство внутренней среды организма. Нервная система позволяет адекватно взаимодействовать с окружающей человека средой и реагировать на ее малейшие изменения. Благодаря нервам человек видит, слышит и ощущает прикосновения. Центральная нервная система обеспечивает такие процессы, как мышление, память, эмоции, творческие способности. Нервная регуляция Нервная регуляция, координирующее влияние нервной системы (НС) на клетки, ткани и органы, приводящее их деятельность в соответствие с потребностями организма и изменениями окружающей среды; один из основных механизмов саморегуляции функций. Автономная нервная система контролирует все жизненноважные основные функции организма. Она работает и днём, и ночью, и управляет такими самопроизвольными процессами как биение сердца, пищеварение и дыхание, уровень давления и работу мочевого пузыря.
Формируйте положительное отношение к сверстникам, собственным поведением демонстрируя уважительное отношение ко всем детям.
Привлекайте внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряйте проявления сочувствия, сопереживания другому ребенку.
Организуйте совместные игры, учите координировать свои действия, учитывая желания других детей.
Помогайте детям мирно разрешать конфликт, указывая им на достоинства друг друга, вводя принцип очередности, переключая внимание на продуктивные формы взаимодействия (новая игра, чтение книги, прогулки и пр.).
Не сравнивайте ребенка со сверстником при оценке его умений, возможностей, достижений, тем самым умаляя и даже унижая его достоинство либо достоинство сверстника. Можно сравнивать достижения ребенка только с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще научиться, создавая перспективу позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающейся личности.
Следует подчеркивать индивидуальные различия между детьми. Понимание своего отличия от других, права на это отличие, а также признание аналогичных прав другого человека - важный аспект развития социального «Я», начинающегося уже в раннем детстве.
Организация общения детей и доброжелательных отношений между ними - одна из наиболее трудных и важных задач, которая стоит перед воспитателем группы детей дошкольного возраста.
В ходе исследования уровня развития общения детей со сверстниками мы выявили, что в данной группе общение дошкольников друг с другом находится на среднем уровне. Это неплохой результат для данного возраста, но всё же необходимо проводить систематическую работу по повышению уровня общения детей с ровесниками.
Следует помнить, что в центре взаимодействий детей между собой находится взрослый. Именно он помогает ребенку выделить сверстника и общаться с ним на - равных, поэтому нами были разработаны рекомендации для педагогов и родителей по созданию оптимальных условий для успешного развития общения детей со сверстниками. Сотрудникам ДОУ и родителям детей мы рекомендовали формировать у детей положительное отношение к сверстникам, организовывать совместные игры детей с целью их обучения координировать свои действия и мирно разрешать возникающие конфликты.