Файл: Доклад по блоку 6 Основы административного права Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ «УНИВЕРСИТЕТ СИНЕРГИЯ»

Медицинский факультет

Программа обучения «Лечебное дело»

Доклад по блоку № 6 «Основы административного права Российской Федерации»

Тема: «Административно-правовые отношения»

Учебная дисциплина: Правоведение

Обучающийся группы

ДСЛД-103

Москва

2022

Содержание
Введение

1. Понятие административно-правовых отношений

2. Виды административно-правовых отношений

3. Субъекты административного права

4. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений

Литература

Введение


Административное право является одной из основных отраслей российского права, входящей в систему публичного права. Оно имеет большое общественное значение для жизнеобеспечения и регулирования отношений, складывающихся в сфере государственного управления. Основная задача государственного управления – обеспечение согласованной и упорядоченной деятельности всех частей исполнительной власти.

Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то:

  • первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму;

  • регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.

Природа административно-правовых отношений определяется:

  • сферой их возникновения (механизм функционирования исполнительной власти);

  • специфика административно-правового регулирования (императивность и односторонность волеизъявлений субъектов управления);

  • содержание административно-правовых норм.


Целью данной работы: рассмотреть административно-правовые отношения.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие административно-правовых отношений;

  2. Рассмотреть виды административно-правовых отношений

  3. Изучить субъекты и объекты административного права

  4. Выделить основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.

Актуальность темы заключается в том, что именно точность, ясность и систематизированность административных норм, а также практика применения различными субъектами административных правоотношений, а также выбор средств административно-правового регулирования определяет качество управления обществом на разных уровнях государственного управления.



  1. Понятие административно-правовых отношений


Административно-правовые отношения являются разновидностью общественных отношений и возникают при функционировании механизма исполнительной власти, в связи с чем имеют свою специфику, которая заключается в том, что эти отношения строятся на принципах подчиненности. Кроме данного принципа административно-правовые отношения характеризуются еще рядом специфических признаков, среди которых можно выделить следующие:

  • Стороны в этих отношениях по правовому положению не равны, одна из сторон, т.е. орган исполнительной власти, приобретает статус административно-правовой;

  • Одной из сторон этих отношений является орган исполнительной власти, который наделен определенной властью в пределах своей компетенции и носит название субъекта управления, в отличие от противоположной стороны административных правоотношений (граждан, либо юридических лиц), которая правом субъекта управления не обладает;

  • Публично-правовой характер административных правоотношений, т.к. их регулирование обеспечивается непременно государственными средствами через органы исполнительной власти.

  • Данные отношения могут складываться без согласия одной стороны, т.к. всегда возникают по инициативе органа исполнительной власти, т.е. органа управления.

  • Если произошло нарушение административно-правовой нормы, то нарушитель несет ответственность перед государством;

  • Разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.


Таким образом, многообразные общественные отношения, регулируемые нормами административного права, подразделяются на следующие виды:

  • внутренние, представляющие собой отношения по поводу реализации исполнительной власти; их участниками являются должностные лица и подчиненные структурные звенья внутри системы исполнительной власти, например распределение в соответствии с инструкцией должностных обязанностей в системе исполнительной власти;

  • внешние, представляющие собой непосредственное влияние органов исполнительной власти на физических и юридических лиц.

Если говорить о юридической природе управленческих отношений, то они подразделяются на:

  • отношения, в пределах которых воплощаются в жизнь непосредственно как функции и полномочия, так и задачи органов исполнительной власти;

  • отношения, возникающие между субъектами законодательной и судебной (либо органов прокуратуры) властей (данный вид отношений носит название внутриорганизационных);

  • отношения, в которых органы местного самоуправления, наделены в рамках своей компетенции государственно-властными полномочиями;

  • отношения, где с одной стороны их участниками становятся различные негосударственные формирования либо общественные организации, например их государственная регистрация.

Управленческие отношения могут возникать между:

  • исполнительной властью и гражданами;

  • исполнительными органами муниципальной власти и органами исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством;

  • исполнительной властью и общественными объединениями или негосударственными формированиями;

  • органами исполнительной власти, находящимися между собой в соподчинении, т.е. на основе принципа централизма - подчинение нижестоящих органов исполнительной власти вышестоящим;

  • органами исполнительной власти, не подчиняющимися друг другу, например, между Государственным Комитетом и администрацией субъекта Федерации;

  • органами исполнительной власти и подчиненными им государственными учреждениями или предприятиями (министерство и казенное предприятие).

Объектами административно-правовых отношений выступает все то, по поводу чего эти отношения возникают, складываются и развиваются.
Объектами административно-правовых отношений могут выступать:


  • действия и поведение лица;

  • государственное, частное, общественное и личное имущество (регистрация, изъятие, конфискация, приватизация, национализация и т.д.);

  • предметы духовной культуры (в области государственного регулирования культуры, науки и образования);

  • вся совокупность прав, свобод и обязанностей, составляющих административно-правовой статус гражданина в его взаимоотношениях с органами исполнительной власти.

Многообъектность административно-правовых отношений тоже выступает своеобразной особенностью этой разновидности правоотношений.

У каждого из участников конкретного административно-правового отношения есть субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государственной защитой и возможностью применения административных санкций.

Таким образам, можно сделать вывод о том, что административно-правовые отношения представляют собой управленческие общественные отношения, в которых обе стороны, участники этих отношений, являются носителями прав и обязанностей, регламентированных административно-правовыми нормами.
2. Виды административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения многообразны, рассмотрим их конкретные виды:

  • вертикальные административные правоотношения, где субъектами выступают: министерство и подведомственная организация или же руководитель и подчиненный;

  • горизонтальные административные правоотношения, где в качестве субъекта выступают: два или более министерств со структурными подразделениями органа исполнительной власти в процессе внутренних взаимоотношениях;

Административно-процессуальные отношения, возникающие по поводу административно-правовых споров, являются горизонтальными. Например, это отношения в рамках производства по жалобам и заявлениям граждан, по делам об административных правонарушениях. Соответствующее законодательство обеспечивает процессуально равное положение сторон в таких отношениях.

Горизонтальными могут быть признаны отдельные отношения административно-договорного характера, носящие форму различного рода соглашений (например, договоры (соглашения) между различными субъектами исполнительной власти и по поводу объема полномочий по ее практической реализации).

  • диагональные административные правоотношения, в которых субъектами выступают, к примеру, государственный санитарный или пожарный инспектор, а также должностные лица объектов, подлежащих контролю.


По характеру юридических фактов, порождающих отношения, выделяют:

  • административные правоотношения, порожденные на основании правомерных действий. Такого рода отношения направленны на реализацию положений нормы права;

  • административные правоотношения, порожденные в результате неправомерных действий, и направленные на реализацию правовых санкции.

По времени действия нормативно-правовые отношения разделяют краткосрочные, бессрочные и срочные.

Исходя из объема и места в административно-правовой системе регулирования выделяют отношения общего, отраслевого и межотраслевого уровня, а также отношения на федеральном, региональном или местном уровнях.

Административно-правовые отношения по своему содержанию, т. е. порядку реализации прав и обязанностей их участников подразделяются на:

  • материальные (административно-правовые),

  • административно-процессуальные,

  • административно-договорные.

Административно-правовые отношения по способу защиты подразделяются на:

  • защищаемые в административном порядке;

  • защищаемые в судебном порядке.

3. Субъекты административного права их особенность
Субъекты административного права - это участники управленческих отношений, который наделенный определенными правами и обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью и способностью вступать в административно-правовые отношения в сфере государственного управления.

Административному праву известны следующие виды субъектов:

  • индивидуальные, к числу которых относятся как граждане Российской Федерации, так и иностранцы, и апатриды. Индивидуальными субъектами являются также и государственные служащие;

  • коллективные – это государственные предприятия, учреждения и организации, а также государственные в лице таких общественных объединений, как различные партии, общественные движения, фонды, частные предприятия, различные коммерческие структуры.

К числу государственных коллективных субъектов действующее законодательстве относит государственные органы исполнительной власти, а также различные государственные организации, предприятия и учреждения. И последнее, именно участие органов исполнительной власти в административно-правовых отношениях является их непосредственной юридической обязанностью, вытекающей из их права и дееспособности.