Файл: Доклад по блоку 6 Основы административного права Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ «УНИВЕРСИТЕТ СИНЕРГИЯ»
Медицинский факультет
Программа обучения «Лечебное дело»
Доклад по блоку № 6 «Основы административного права Российской Федерации»
Тема: «Административно-правовые отношения»
Учебная дисциплина: Правоведение
Обучающийся группы
ДСЛД-103
Москва
2022
Содержание
Введение
1. Понятие административно-правовых отношений
2. Виды административно-правовых отношений
3. Субъекты административного права
4. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений
Литература
Введение
Административное право является одной из основных отраслей российского права, входящей в систему публичного права. Оно имеет большое общественное значение для жизнеобеспечения и регулирования отношений, складывающихся в сфере государственного управления. Основная задача государственного управления – обеспечение согласованной и упорядоченной деятельности всех частей исполнительной власти.
Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то:
-
первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; -
регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.
Природа административно-правовых отношений определяется:
-
сферой их возникновения (механизм функционирования исполнительной власти); -
специфика административно-правового регулирования (императивность и односторонность волеизъявлений субъектов управления); -
содержание административно-правовых норм.
Целью данной работы: рассмотреть административно-правовые отношения.
Задачи:
-
Рассмотреть понятие административно-правовых отношений; -
Рассмотреть виды административно-правовых отношений -
Изучить субъекты и объекты административного права -
Выделить основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.
Актуальность темы заключается в том, что именно точность, ясность и систематизированность административных норм, а также практика применения различными субъектами административных правоотношений, а также выбор средств административно-правового регулирования определяет качество управления обществом на разных уровнях государственного управления.
-
Понятие административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения являются разновидностью общественных отношений и возникают при функционировании механизма исполнительной власти, в связи с чем имеют свою специфику, которая заключается в том, что эти отношения строятся на принципах подчиненности. Кроме данного принципа административно-правовые отношения характеризуются еще рядом специфических признаков, среди которых можно выделить следующие:
-
Стороны в этих отношениях по правовому положению не равны, одна из сторон, т.е. орган исполнительной власти, приобретает статус административно-правовой; -
Одной из сторон этих отношений является орган исполнительной власти, который наделен определенной властью в пределах своей компетенции и носит название субъекта управления, в отличие от противоположной стороны административных правоотношений (граждан, либо юридических лиц), которая правом субъекта управления не обладает;
-
Публично-правовой характер административных правоотношений, т.к. их регулирование обеспечивается непременно государственными средствами через органы исполнительной власти. -
Данные отношения могут складываться без согласия одной стороны, т.к. всегда возникают по инициативе органа исполнительной власти, т.е. органа управления. -
Если произошло нарушение административно-правовой нормы, то нарушитель несет ответственность перед государством; -
Разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.
Таким образом, многообразные общественные отношения, регулируемые нормами административного права, подразделяются на следующие виды:
-
внутренние, представляющие собой отношения по поводу реализации исполнительной власти; их участниками являются должностные лица и подчиненные структурные звенья внутри системы исполнительной власти, например распределение в соответствии с инструкцией должностных обязанностей в системе исполнительной власти;
-
внешние, представляющие собой непосредственное влияние органов исполнительной власти на физических и юридических лиц.
Если говорить о юридической природе управленческих отношений, то они подразделяются на:
-
отношения, в пределах которых воплощаются в жизнь непосредственно как функции и полномочия, так и задачи органов исполнительной власти;
-
отношения, возникающие между субъектами законодательной и судебной (либо органов прокуратуры) властей (данный вид отношений носит название внутриорганизационных); -
отношения, в которых органы местного самоуправления, наделены в рамках своей компетенции государственно-властными полномочиями; -
отношения, где с одной стороны их участниками становятся различные негосударственные формирования либо общественные организации, например их государственная регистрация.
Управленческие отношения могут возникать между:
-
исполнительной властью и гражданами; -
исполнительными органами муниципальной власти и органами исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством; -
исполнительной властью и общественными объединениями или негосударственными формированиями; -
органами исполнительной власти, находящимися между собой в соподчинении, т.е. на основе принципа централизма - подчинение нижестоящих органов исполнительной власти вышестоящим; -
органами исполнительной власти, не подчиняющимися друг другу, например, между Государственным Комитетом и администрацией субъекта Федерации; -
органами исполнительной власти и подчиненными им государственными учреждениями или предприятиями (министерство и казенное предприятие).
Объектами административно-правовых отношений выступает все то, по поводу чего эти отношения возникают, складываются и развиваются.
Объектами административно-правовых отношений могут выступать:
-
действия и поведение лица; -
государственное, частное, общественное и личное имущество (регистрация, изъятие, конфискация, приватизация, национализация и т.д.); -
предметы духовной культуры (в области государственного регулирования культуры, науки и образования); -
вся совокупность прав, свобод и обязанностей, составляющих административно-правовой статус гражданина в его взаимоотношениях с органами исполнительной власти.
Многообъектность административно-правовых отношений тоже выступает своеобразной особенностью этой разновидности правоотношений.
У каждого из участников конкретного административно-правового отношения есть субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государственной защитой и возможностью применения административных санкций.
Таким образам, можно сделать вывод о том, что административно-правовые отношения представляют собой управленческие общественные отношения, в которых обе стороны, участники этих отношений, являются носителями прав и обязанностей, регламентированных административно-правовыми нормами.
2. Виды административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения многообразны, рассмотрим их конкретные виды:
-
вертикальные административные правоотношения, где субъектами выступают: министерство и подведомственная организация или же руководитель и подчиненный; -
горизонтальные административные правоотношения, где в качестве субъекта выступают: два или более министерств со структурными подразделениями органа исполнительной власти в процессе внутренних взаимоотношениях;
Административно-процессуальные отношения, возникающие по поводу административно-правовых споров, являются горизонтальными. Например, это отношения в рамках производства по жалобам и заявлениям граждан, по делам об административных правонарушениях. Соответствующее законодательство обеспечивает процессуально равное положение сторон в таких отношениях.
Горизонтальными могут быть признаны отдельные отношения административно-договорного характера, носящие форму различного рода соглашений (например, договоры (соглашения) между различными субъектами исполнительной власти и по поводу объема полномочий по ее практической реализации).
-
диагональные административные правоотношения, в которых субъектами выступают, к примеру, государственный санитарный или пожарный инспектор, а также должностные лица объектов, подлежащих контролю.
По характеру юридических фактов, порождающих отношения, выделяют:
-
административные правоотношения, порожденные на основании правомерных действий. Такого рода отношения направленны на реализацию положений нормы права; -
административные правоотношения, порожденные в результате неправомерных действий, и направленные на реализацию правовых санкции.
По времени действия нормативно-правовые отношения разделяют краткосрочные, бессрочные и срочные.
Исходя из объема и места в административно-правовой системе регулирования выделяют отношения общего, отраслевого и межотраслевого уровня, а также отношения на федеральном, региональном или местном уровнях.
Административно-правовые отношения по своему содержанию, т. е. порядку реализации прав и обязанностей их участников подразделяются на:
-
материальные (административно-правовые), -
административно-процессуальные, -
административно-договорные.
Административно-правовые отношения по способу защиты подразделяются на:
-
защищаемые в административном порядке; -
защищаемые в судебном порядке.
3. Субъекты административного права их особенность
Субъекты административного права - это участники управленческих отношений, который наделенный определенными правами и обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью и способностью вступать в административно-правовые отношения в сфере государственного управления.
Административному праву известны следующие виды субъектов:
-
индивидуальные, к числу которых относятся как граждане Российской Федерации, так и иностранцы, и апатриды. Индивидуальными субъектами являются также и государственные служащие; -
коллективные – это государственные предприятия, учреждения и организации, а также государственные в лице таких общественных объединений, как различные партии, общественные движения, фонды, частные предприятия, различные коммерческие структуры.
К числу государственных коллективных субъектов действующее законодательстве относит государственные органы исполнительной власти, а также различные государственные организации, предприятия и учреждения. И последнее, именно участие органов исполнительной власти в административно-правовых отношениях является их непосредственной юридической обязанностью, вытекающей из их права и дееспособности.