Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Содержание
Введение 3
1. Формирование древнерусской народности 5
2. Этапы становления древнерусского государства 9
3. Древнерусское право 13
Заключение 18
Список использованных источников 19
Введение
История государства – это значение и опыт, который передается последующими поколениями. Историческая жизнь предполагает изучение ее многомерных и разноплановых процессов и извлечение их этого богатого опыта положительных и отрицательных уроков.
Древнерусское государство оставило огромный след в развитии нашего народа. Это подтверждает немалое количество былин, посвященных именно этому периоду истории. И это не может быть случайностью. Народ, переживший на протяжении своей истории много тяжелых и радостных событий, прекрасно их запомнил, оценил и передал на память следующим поколениям.
Киевская Русь 9-12 в. - это, во-первых, колыбель государственности трех братских народов - русских, украинцев и белорусов, во-вторых, это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах народов и государств Запада, Востока и отдаленного Севера.
От сравнительно небольшого союза славянских племен Среднего Поднепровья Русь выросла до огромной державы, объединившей как все восточнославянские племена, так и ряд литовско-латышских племен Прибалтики и многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы. Древнерусское государство было обороноспособным и грозным для своих соседей. Оно было самым крупным государством из всех славянских и неславянских современных ему государств.
Древняя Русь с самого начала была полиэтническим государством. Народы, в нее вошедшие, продолжали потом свое развитие в составе других славянских государств, ставших ее преемниками. Одни из них ассимилировались, добровольно утратили свою этническую самостоятельность, другие же сохранились до наших дней.
В Древнерусском государстве сложилась форма раннефеодальной монархии, которая сохранилась потом и у ее преемников на протяжении нескольких веков.
Громадное значение имело древнерусское право, памятники которого, особенно Русская Правда, дожили и до Московского государства. Имели они значение и для права соседних народов.
Таким образом, цель данной работы - рассмотреть Древнерусское государство.
Задачи работы:
1) рассмотреть возникновение древнерусского государства;
2) изучить формирование древнерусской народности;
3) рассмотреть процесс становления древнерусского права.
Объектом исследования является историческое рассмотрение Древнерусского государства.
Предмет исследования – Древнерусское государство.
1. Формирование древнерусской народности
Повествование о Древней Руси в большинстве исторических исследований начинается с IX века. Но начало древнерусской цивилизации было положено ещё в середине I тыс. до н. э., когда восточные славяне выделились из славянской общности. К IX веку они расселились на огромной территории Русской равнины, от озера Ильмень до Причерноморских степей, от Карпат до Волги.
Однако древнерусскую народность нельзя напрямую отождествлять только с восточными славянами. Дело в том, что древнерусская народность формировалась на основе смешения нескольких этнокультурных компонентов, среди которых восточнославянский компонент являлся системообразующим:
- Восточнославянский: поляне, древляне, вятичи, и др. – земледельческий (оседлый) хозяйственно-культурный тип;
- Балтийский: голядь, кривичи – земледельческий (оседлый) хозяйственно-культурный тип;
- Иранский: скифы, сарматы – земледельческий (оседлый) и скотоводческий (кочевой) хозяйственно-культурный тип;
- финно-угорский: ижора, корела, весь, меря, чудь и др. – охотничье-промысловый (оседлый и бродячий) хозяйственно-культурный тип;
- германский: готы – охотничье-промысловый (оседлый и бродячий) хозяйственно-культурный тип;
- тюркский с заметным участием северокавказского компонента – скотоводческий (кочевой) хозяйственно-культурный тип.
В процессе заселения новых для восточных славян земель в северной части Русской равнины происходило слияние их с разнородным местным населением, прежде всего финно-угорским и балтским. В процессе освоения восточными славянами новых земель выработался особый тип отношений с местным населением – интеграции. Естественно, что без вооруженных столкновений с угро-финскими племенами дело не обходилось, в эпоху военной демократии стычки случались и внутри восточнославянских объединений. Но в целом освоение новых земель происходило мирно. Восточные славяне не подавляли туземные племена, а занимали пустующую экологическую нишу. Слабая заселенность северных земель позволяла внедряться безболезненно. Славяне не превращали туземцев в своих рабов.
Как свидетельствуют археологические данные, новые поселенцы жили в неукрепленных поселках, не опасаясь нападений местного населения.
Славяне-земледельцы осваивали новые земли, славяне-ремесленники снабжали округу продукцией своего производства. В дальнейшем туда приходили славянские князья со своими дружинами. Они ставили крепости, облагая данью как славянское, так и неславянское население края. В результате такого этнического симбиоза многие «чудские» племена утратили свой язык и культуру, но в свою очередь оказали влияние на материальную и духовную культуру древнерусской народности.
В то же время, после падения скифского государства и ослабления сарматов восточные славяне продвигаются и на юг, где испытывают влияние различных тюркских и иранских племен. Не случайно в славянском языке появились такие заимствования из иранских языков слова, как «Бог», «топор» и др.
В смешении культур наиболее устойчивым компонентом оказался славянский, он и стал основой формирующейся древнерусской цивилизации. В хозяйственной жизни населения Древней Руси имели место охота, бортничество, скотоводство, при этом основой экономической жизни являлось земледелие. Облик древнерусской культуры определяло тогда язычество с разнообразными культами богов плодородия, красочными обрядами и праздниками.
Важное место в языческой культуре занимали накопленные в течение многих веков эмпирические знания и практические навыки оказания помощи больным людям. Врачеванием занимались волхвы, знахари и ведьмы. В соответствии с языческой картиной мира, основную причину болезни видели в неспособности человека вписаться в мировую гармонию, а именно – в нарушении традиций предков. Окружающий мир для язычников был живым, одушевлённым: у реки, дерева, зверя и даже у болезни есть своя душа, как у человека. Поэтому особую роль в качестве способа общения с живым мирозданием играли заклинания, заговоры и обереги. Заговор являлся магическим орудием перехода с чьей-либо помощью (божества, знахаря) от исходного состояния к желаемому, т. е. от болезни – к здоровью.
Тексты заговоров, как правило, состояли из нескольких частей: зачин – описание пути через границы «своего» и «чужого» миров к центру мира магических сил; основная часть – встреча с волшебным помощником или противником; закрепка – заключительная формула – печать. Например: «Шла русалка лесной дорожкой, оцарапала нежну ножку, а из ранки той да не кровь-руда, а из ранки той да чиста вода. Да чиста вода, та ручьем текла, да по всей земле та вода прошла. Да на остров тот да на тот Буян, на Буяне том да высок курган. На кургане том камень-Алатырь лежит во всю ширь. Не поднять его, не свернуть его, пока род людской на земле живет. Как под
камень тот утекла вода, а за ней болезнь навсегда. Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!».
Представители современной медицины не отрицают действенности подобных средств. Заговоры, заклинания, создание особой магической атмосферы – всё это имело мощный психотерапевтический эффект. В лечебных обрядах зачастую соединялось иррациональное и рациональное. Так, при тяжёлых родах происходило следующее: «Все присутствующие, не исключая самой роженицы, снимают пояса, расстёгивают воротники, развязывают все узлы, расплетают косы, открывают печные заслонки, так же как и все замки, двери и сундуки…
Роженицу заставляют ходить; прежде всего, её трижды обводят вокруг стола в избе, затем велят перешагнуть через метлу, коромысло, дугу, через мужа роженицы, лежащего вниз лицом на пороге, и через его штаны. В самых тяжёлых случаях её подвешивают за ноги. Роженице суют также в рот кончик косы, дают есть вшей и прибегают к различным другим способам, чтобы вызвать рвоту и испуг; её заставляют также напрячь мускулы, дуя в пустую бутылку, велят повиснуть на руках, ухватившись за привязанную к балке верёвку и т. п.».
При исполнении лечебно-магического обряда учитывались фазы луны и время суток, что связано с представлениями о природных циклах. Так, на растущую луну делали заготовки лекарственного растительного сырья, поскольку сила, полезные свойства трав тоже «растут». Магические процедуры, связанные с избавлением от заболеваний типа «сглаза», «испуга», «порчи», грыжи и т. п., как правило, производились в полный месяц, на убывающую луну, или в дневное время после полудня, когда день клонится к вечеру.
Сама болезнь воспринималась как живая сущность, которую можно уговорить или обмануть. Например, больному меняли имя, чтобы запутать злого духа болезни. Весьма распространёнными приёмами избавления больного от болезни были такие, как сожжение болезни (окуривание больного), смывание (купание больного), выбрасывание (вещи больного выносят за границы села), передача кому-либо (скармливание животному продуктов из рук больного), закапывание в землю (закапывали в яму вещи-носители болезни).
Уже в те времена в медицинской практике использовались методы, до сих пор не утратившие актуальность: кровопускания, трепанация черепа, лечение травмы накладыванием лубка, прижигание раны и нанесение мазей. Широко было распространено траволечение. Из трав изготавливали самые разнообразные лечебные снадобья – порошки, мази, микстуры, растворы, настои и так далее. Специалистов-травников в народе прозвали «зелейщиками» или «зелейниками». Существовала даже своеобразная специализация: одни лечили травами,
другие использовали продукты пчеловодства, а третьи, например, воду и серебро.
Подводя итоги, укажем, что на основе смешения различных этносов, языков, хозяйственно-культурных типов формируется древнерусская народность. Самым устойчивым и многочисленным компонентом был восточнославянский, поэтому он в основном и определил облик древнерусской народности.
2. Этапы становления древнерусского государства
В борьбе с Византией, с нашествием аваров и иных противников складывались союзы племен, представлявшие крупную военную силу и получавшие обычно названия по главному из племен, входивших в этот союз. Одним из таких союзов племен были русы или росы.
В переводе с иранского «рос» – светлый, северный. Может быть, славяне, пришедшие на земли «скифовпахарей» (иранская языковая ветвь), восприняли этот термин и расширили географию его применения. Сторонники норманнской теории, убеждённые в том, что государство у славян появилось, благодаря норманнскому племени варягов, говорят об угро-финском происхождении термина «Русь». Слово «Русь» переводиться как гребцы и именно так финское население называло варягов. Одного из варягов, Рюрика, как сообщает «Повесть временных лет», племена сами позвали возглавить своё государство. Но слово «Русь» знали в Византии до призвания варягов. Поэтому многие исследователи связывают этноним «росы» с названием реки Рось, где жили росы, с их главным городом Родней и с культом бога Рода.
Археологические памятники свидетельствуют о существовании множества, подобных руси племенных союзов. Межплеменные столкновения, угроза со стороны норманнов и хазар, борьба за торговые пути и природные ресурсы – всё это заставляло союзы племён объединяться в союзы союзов, а последние – в суперсоюзы. Такое укрупнение племенных образований явилось одной из важнейших предпосылок к образованию Древнерусского государства. Если раньше единство определяли кровнородственные связи, то теперь главным объединяющим фактором становится общая территория и власть князя.
По мере объединения племен расширялись и усложнялись управленческие функции князя. Росло значение князя в глазах соплеменников и его власть, которая в масштабе суперсоюза становилась всё более независимой от воли вечевых собраний. В личности князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, начинали видеть залог благополучия всего племени, а его самого отождествляли с племенным тотемом. Таким образом, власть князя приобретала сакральный характер. Данные изменения в политическом и духовном аспекте власти князя также способствовали формированию государства.