Файл: Возникновение древнерусского государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Необходимо также отметить, что взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм. Подлинным эталоном для русских долгое время оставалась Византийская империя, обладавшая давними государственными традициями.

Важным фактором, нарушавшим родовое единство племени, был переход от подсечного и переложного земледелия к пашенному. Развитие пашенного земледелия привело к увеличению избыточного продукта, который можно было продать или отобрать в целях личного обогащения. Но социального расслоения в самой общине земледельцев не произошло Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода показывают наличие у общинников почти одинаковых семейных жилищ с одним и тем же набором предметов и орудий труда. То есть появившиеся излишки продукции не повысили благосостояние рядовых земледельцев, а изымались в пользу князя и его дружины. Переход к пашенному земледелию способствовал обогащению и возвышению над соплеменниками княжеско-дружинной группировки.

Укрупнение племенных объединений, рост власти князя, культурное влияние и пример государственной организации Византии, имущественное и социальное выделение княжеско-дружинной группировки – всё это способствовало переходу от родового единства к государственному.

Русь по внедрению в быт санитарно-гигиенических мероприятий опереж ала многие соседние страны. Улицы в Новгороде и Львове были вымощены в X веке – значительно раньше, чем улицы городов Западной Европы. В Новгороде уже в XI веке был деревянный трубопровод. Археологические исследования обнаружили остатки бани в Новгороде в X веке, в Старой Ладоге – в слое IX–X веков. То есть, в то время как западноевропейские аристократы годами не омывали своё тело. В договор с Византией от 907 года было внесено обязательство побежденной Византии, предоставлять возможность русским купцам пользоваться баней в Константинополе. Порой проводились крупные мероприятия по охране общественного здоровья. Летопись сообщает о массовой очистке в 1230 году территории Новгорода от тысяч чумных трупов и захоронении их в особых могильниках. Осуществляли её силами многочисленной артели санитаров-уборщиков, на средства церкви. Известно, что в крупных городах Киевской Руси популярностью пользовались врачи-иноземцы – греки, сирийцы, армяне, обслуживавшие главным образом князей, боярство и купечество.


На первом этапе (VIII – середина IХ вв.) образования древнерусского государства происходило складывание меж племенных союзов и их центров. К IХ в. процесс интеграции привел к образованию двух «суперсоюзов» во главе с Киевом и Новгородом.

Большое значение на первом этапе формирования государственности имело появление в IХ в. системы полюдья. Полюдье – первая форма господства и подчинения. Одни исследователи возводят его к военной контрибуции, другие трактуют как феодальную ренту, но, несомненно, это переходная форма от первобытности к классовому обществу и государственности. Полюдье было хорошо налаженным, важнейшим государственным делом, при реализации которого происходила консолидация дружины, из которой впоследствии сформируется класс феодалов.

На втором этапе (2-ая половина IХ – середина Х в.) процесс складывания государства ускорился, благодаря активному вмешательству внешних сил – норманнов (варягов). Оказав значительное влияние на становление княжеской власти, варяги не принесли на Русь государственности, которая зародилась ещё в VIII веке, в недрах древнерусского общества и прошла долгий путь развития. «Повесть временных лет» сообщает, что варяги брали дань с племён Новгородского суперсоюза. В 862 г. варягов прогнали, но изза вспыхнувших междоусобиц призвали княжить варяга Рюрика. Затем в 882 году престол перешёл в руки его родственника Олега Вещего, который являлся опекуном и воспитателем малолетнего сына Рюрика, Игоря. В этом же году Олег хитростью захватил Киев, убив правивших там Аскольда и Дира, – норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого Олег освободил славянские племена от хазарской дани. Так, согласно «Повести временных лет», были объединены два славянских суперсоюза. А 882 г. принято считать годом рождения Древнерусского государства.

Третий, завершающий этап складывания государства, начинается с реформ княгини Ольги – жены Игоря. Жестоко отомстив древлянам за смерть своего мужа, она установила фиксированную норму дани – урок. А для ее сбора устроила погосты, где «сидел» боярин с малой дружиной. Погосты стали опорой княжеской власти на местах. Воинственный сын Ольги, Святослав (964–972) больше внимания уделял не внутренним, а внешнеполитическим делам. Благодаря его походам, слава о силе русских дружин разнеслась по всему свету. Но блестящие победы над Волжкой Булгарией, печенегами и Хазарией, сменились поражениями. Согласованные действия императора Византии и печенежского хана увенчались успехом: Святослав попал в западню печенегов и был убит. Бесконечные военные походы Святослава задержали внутреннее развитие страны и истощили русскую землю.



Таким образом, в результате самостоятельного политического, социально-экономического и культурно-религиозного развития на протяжении веков в процессе интеграции племенных союзов рож дается Древнерусское государство. При этом следует отметить, что Древнерусское государство было ещё крайне слабым. Племенные объединения не исчезли и сохранили свою культурную идентичность. Поэтому, единство государства держалось, прежде всего, на уважении к князю и военной мощи великокняжеской дружины.
3. Древнерусское право
Первым источником древнерусского права были обычаи. Обычай, санкционированный государством, становился правовым обычаем.

Они устанавливали обязательность отчисления десятины в пользу церкви со всех доходов государства и населения. Также в них содержался перечень деяний, подсудных церкви, регулировались брачно-семейные отношения.

После принятия христианства источниками права на Руси стали византийские сборники законодательства.

Византия, или Восточная Римская империя, заимствовала из Древнего Рима свое правовое наследие. В VI в. император Юстиниан провел кодификацию римского права. В последующие несколько веков на развитие византийского законодательства серьезное влияние оказала церковь. После крещения на Руси начинается процесс рецепции (восприятия) норм римского права. Появляются новые источники права. Номоканоны, или Кормчие книги, содержали нормы церковного, гражданского, семейного и уголовного права.

Наиболее крупный памятник древнерусского права – Русская Правда. Русская Правда составлялась на протяжении длительного периода. Известны более ста ее списков, значительно отличающихся друг от друга и по объему, и по структуре, и по содержанию. Русскую Правду принято делить на три основные редакции – Краткую, Пространную и Сокращенную.

В Краткую редакцию входят Правда Ярослава (ст. 1–18), Правда Ярославичей (ст. 19–41), Покон Вирный (ст. 42 – определяла размер отчислений вирнику – лицу, занимавшемуся взысканием штрафов) и Урок мостников (ст. 43 – отчисления на строительство и ремонт мостов). Краткая редакция возникла не ранее 1016 г. и не позднее 1054 г. Пространная редакция делится на Суд Ярослава (ст. 1–52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53–121). Появилась она не ранее 1113 г. Сокращенная редакция появилась в XV в. Она представляет собой выборку из статей Пространной Правды.

Уголовное право. Преступление по Русской Правде рассматривалось как обида – причинение морального или материального вреда. Закон защищал как личность, так и имущество. Преступление делилось на две стадии – покушение и оконченное преступление. Русская Правда знала понятия «соучастие», а также «рецидив» (повторность) – в случае с конокрадством.


Преступление могло быть совершено умышленно и по неосторожности. К преступлениям против личности относились убийство, причинение телесных повреждений различной степени тяжести, побои, оскорбление. Наиболее распространенным имущественным преступлением являлась кража («татьба»).

Менее строгим наказанием была вира – штраф, назначаемый за убийство.

Существовала также «дикая вира». Она налагалась на всю общину, если на ее территории был обнаружен труп, а общинники не выдали подозреваемого или не предприняли усилий к поиску преступника.

За тяжкие телесные повреждения взыскивалось полувирье. Иные преступления карались продажей – штрафом.

Также преступник был обязан возместить ущерб потерпевшему или его семье. За убийство уплачивалось головничество, равное вире. За преступления, наказываемые продажей, – урок.

Судебный процесс. Древнерусское право не знало четкого разграничения между уголовным и гражданским процессом. И по гражданским, и по уголовным делам судебный процесс носил состязательный характер. Стороны обладали равными процессуальными правами.

Процесс распадался на три стадии:

1) заклич – объявление о совершенном преступлении;

2) свод – лицо, у которого обнаружена пропавшая вещь, должно было указать, у кого эту вещь приобрело, а кто не мог дать объяснения – признавался вором;

3) гонение следа – поиск доказательств и преступника. Доказательствами служили свидетельские показания, вещественные доказательства, ордалий – судебные испытания, а также присяга.

Свидетели делились на две категории – на видоков и послухов. Видоками называли очевидцев определенного факта. Послухами именовали свидетелей доброй славы сторон. Не зная ничего о спорном факте, они просто давали характеристику определенному участнику процесса.

К числу ордалий можно отнести напрямую не упомянутый в Русской Правде судебный поединок – «поле». Победивший в поединке выигрывал дело. Другим видом ордалий были испытания железом и водой. Испытание железом применялось тогда, когда не хватало иных доказательств. К испытанию железом прибегали в наиболее серьезных случаях.

Гражданское право. Русская Правда упоминает вещные и обязательственные права. Самым ценным имуществом была земля. Обязательства возникали из причинения вреда или из договоров. Взыскание могло быть обращено как на имущество, так и на личность должника. Если он не мог расплатиться, то его могли превратить в холопа.


Договоры заключались в устной форме, при свидетелях. Русская Правда упоминает договоры купли-продажи, займа, кредита, хранения, личного найма, комиссии и подряда.

Несмотря на то что для Киевской Руси был не свойствен наемный труд, Русская Правда упоминает договор личного найма. Если человек поступал в услужение (в тиуны или ключники) без специального договора, то он становился холопом.

В наследственном праве приоритет отдавался наследованию по закону. Порядок наследования у феодалов и иных социальных групп был разным. В случае отсутствия сыновей у бояр и дружинников земля переходила дочерям. На всех остальных подобная норма не распространялась, землю могли наследовать только сыновья (в этом случае имущество поступало в пользу князя). На наследников возлагалась обязанность обеспечить сестер приданым, а часть наследства выделить вдове «на прожиток» (если она вторично не вышла замуж).

Наследство, судя по всему, делилось поровну. Однако преимущество имел младший сын (получал двор отца). Незаконные дети наследственных прав не имели.

Муж после жены не наследовал. Имущество матери наследовали дети, у которых она проживала.

Семейное право. Брачно-семейные отношения до момента Крещения Руси регулировались нормами обычая, государство не вмешивалось в эту область.

До Крещения Руси заключение брака осуществлялось путем похищения невесты женихом – «умычки».

С принятием христианства в 988 г. отношения по поводу брака и семьи стали регулироваться нормами церковного права. Нормы же церковного права основывались на византийском законодательстве или на нормативных актах русских князей, созданных на основе византийского права.

В соответствии с нормами византийского права брачный возраст устанавливался в 14–15 лет для мужчин и в 12–13 лет для женщин.1 Состояние в браке становится препятствием к вступлению в новый брак. Запрещались браки между ближайшими родственниками. Также препятствием к браку было духовное родство. Так, крестный не мог жениться на своей крестнице. Для признания брака действительным требовалось согласие жениха и невесты. Однако данное требование на практике не всегда соблюдалось.

Браку должно было предшествовать обручение. В отличие от католической церкви византийская церковь допускала развод.

Жена находилась под властью мужа. Ее положение определялось положением мужа. Правда, было исключение. Если свободный человек женился на рабе, то он сам становился холопом ее господина. Дети находились под властью отца.