Файл: Стабилизационный фонд и его значение в экономике России.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Титульный лист рейтинговой работы
Факультет экономики и финансов
Кафедра Экономики городского хозяйства и сферы обслуживания
Направление подготовки/Специальность Экономика [38.03.01] Бакалавр
Рейтинговая работа
по дисциплине Макроэкономика. Часть 2
Задание/вариант Реферат
Тема Стабилизационный фонд и его значение в экономике России
Выполнена обучающимся о.ЭВДтс 20.1/Б11-21 Шимкевич Виктория Георгиевна
Преподаватель Сидоров Александр Андреевич
Москва – 2022 г.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования и использования средств Стабилизационного фонда РФ 4
-
Понятие и цели создания Стабилизационного фонда РФ 4 -
Порядок формирования и использования Стабилизационного фонда РФ 6 -
Зарубежный опыт создания и использования средств стабилизационных фондов 11
Глава 2. Анализ формирования и использования средств Стабилизационного фонда РФ 15
2.1 Топливно-энергетический комплекс как основной источник формирования средств Стабилизационного фонда РФ 15
2.2 Анализ использования средств Стабилизационного фонда РФ 17
Заключение 21
Список использованной литературы 23
ВВЕДЕНИЕ
С 1 февраля 2008 года Стабилизационный фонд РФ (Стабфонд), созданный в 2004 году, прекратил свое существование.
Его средства были распределены в два фонда: Резервный фонд (3,069 триллионов рублей) и Фонд благосостояния (767,8 миллиардов рублей).
Средства Резервного фонда - "подушка безопасности" на случай резкого падения цен на нефть ниже параметров, заложенных в федеральном бюджете. Резервный фонд будет формируется за счет налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортных пошлин на нефть и газ.
Средства, которые осели на счетах Фонда национального благосостояния, предназначены для софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан и покрытия дефицита Пенсионного фонда. Фонд национального благосостояния пополняется за счет нефтегазовых доходов, которые не попали в Резервный фонд после достижения им нормативной величины в размере десяти процентов от ВВП.
Стремление российского руководства нейтрализовать неблагоприятные последствия возможного падения цен на нефть было стимулом к образованию Стабилизационного фонда РФ. Напомним также, что кроме доходов от нефти в две новые копилки страны направляются еще и поступления от экспорта газа. Поэтому в анализе формирования и использования средств Стабфонда РФ берется период с 2004 по 2007 год.
Следует отметить, что, несмотря на многочисленные дискуссии, параметры Стабилизационного фонда, механизмы его формирования и распоряжения его средствами до сих пор проработаны недостаточно. В связи с этим объясняется актуальность изучения данной темы курсовой работы.
Целью реферата является исследование зависимости поступлений в федеральный бюджет от уровня цен на российскую нефть на мировом рынке и определение минимально необходимого объема Стабилизационного фонда.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ СТАБИЛИЗАЦИОННОГО ФОНДА РФ
1.1. Понятие и цели создания Стабилизационного фонда РФ
Государственный резервный накопительный фонд — это специальный денежный фонд, который используется для стабилизации государственного бюджета в периоды снижения государственных доходов и/или для государственных нужд в долгосрочной перспективе. Официальные названия подобных фондов бывают разными, наиболее употребительные — стабилизационный фонд и фонд будущих поколений.
Резервные фонды создаются в тех государствах, бюджет которых сильно зависит от конъюнктурных факторов, как правило, мировых цен на сырьевые товары. Кроме того, некоторые страны накапливают средства в таких фондах на тот период, когда недра будут истощены.
Резервный фонд выполняет две функции. Во-первых, его средства могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета в момент неблагоприятной конъюнктуры. Во-вторых, в период высоких цен на сырьё фонд позволяет аккумулировать избыточные экспортные поступления и предотвращать развитие голландской болезни экономики.
Тезис об избыточных экспортных поступлениях может показаться парадоксальным. Рост экспортной выручки приводит, как правило, к быстрому укреплению национальной валюты. Само по себе такое укрепление не является угрозой для экономики, однако постоянные колебания валютных курсов вслед за колебаниями ценовой конъюнктуры создают макроэкономическую нестабильность и не позволяют компаниям избрать определённую стратегию — приспосабливаться к низкому либо высокому курсу. Кроме того, в условиях высоких административных барьеров и сильного монополизма (что характерно для большинства стран-экспортёров ресурсов) увеличение экспортных поступлений приводит к росту инфляции.
Помимо чисто экономических задач резервный фонд выполняет политическую задачу предотвращения быстрого роста государственных расходов. Госрасходы, как правило, невозможно оперативно уменьшить вслед за падением доходов. В результате в периоды неблагоприятной конъюнктуры это может приводить к крупным дефицитам госбюджета, невыполнению обещанных социальных обязательств и дефолту по государственным долгам. Подобные последствия гораздо более разрушительны для экономики, чем колебания объёма госбюджета сами по себе.
Необходимость создания резервных фондов является дискуссионной. Ряд экономистов и политиков считают, что эффективнее не держать деньги в резерве, а использовать их для импортных закупок, работающих на будущее страны: например, покупать патенты и оборудование, оплачивать обучение студентов за рубежом и т. д. Такая тактика позволяет избежать негативных последствий благоприятной конъюнктуры, не прибегая к фактическому замораживанию средств в резервном фонде.Так же, резервный фонд — это макроэкономический инструмент государства для поддержания совокупного спроса и долгосрочного экономического роста. Государство в своей макроэкономической политике сдерживает совокупный спрос нации в моменты бурного экономического роста, чтобы сдержать инфляцию, и стимулирует спрос в годы стагнации, когда покупательская активность падает. В годы стагнации государство может тратить больше денег, чем собирает налогов. Это повысит совокупные расходы нации, позволит предприятиям не снижать производство товаров и услуг и не увольнять своих сотрудников. Напротив, в момент инфляции спроса государство уменьшает государственные расходы, дабы не стимулировать рост цен. Разницу в доходах и расходах совокупного бюджета государство может хранить в резервном фонде или брать в долг в иностранной валюте.
Стабилизационный фонд (СФ) — это специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики.
Стабилизационный фонд выполняет следующие функции:
-
является встроенным стабилизатором (наряду с такими общеизвестными и общеупотребительными, как прогрессивный налог и пособие по безработице); -
обеспечивает дополнительную устойчивость государственным финансам; -
может служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов.
По сути, это финансовые активы, которыми напрямую распоряжается правительство, а не Федеральное Собрание по средствам бюджета.
Высокий уровень мировых цен на нефть, сформировавшийся после 2000 г. (от 23 до 35 долл./барр. в среднем за год в 2000–2004 гг., Urals), вызвал приток в страну значительного объема валютных средств. В этих условиях органы кредитно-денежного регулирования столкнулись с необходимостью покупки "избыточного" предложения валюты в официальные резервы — во избежание шокового укрепления рубля, ведущего к утрате конкурентоспособности национальной экономики ("голландская болезнь"). Результатом таких покупок явилась масштабная рублевая эмиссия, создававшая угрозу усиления инфляции. Как следствие, возникла потребность в инструментах стерилизации эмиссии, позволяющих сдерживать рост денежного предложения.
1.2. Порядок формирования и использования средств Стабилизационного фонда РФ
Источниками доходов могли быть дополнительные налоговые поступления, формирующиеся в экспортных отраслях. Например, определенная доля акцизов или экспортной пошлины на нефть, или на нефть и газ. Другого варианта придерживались специалисты Института экономики переходного периода, которые считали, что источником формирования фонда должны быть все доходы федерального бюджета, возникающие при превышении цен на нефть среднего уровня за последнее десятилетие, т.к. одних акцизов и пошлин недостаточно, чтобы накопить существенную сумму. Кроме того, изменение цен на нефть ощущало на себе большинство отраслей, и поэтому «скидываться» в фонд должны были не только экспортеры. При этом перечислять в фонд надо было не абстрактный профицит, который можно искусственно создать, сократив расходы бюджета, и также искусственно уничтожить, эти расходы увеличив.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ источниками формирования Стабилизационного фонда являются: дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые расчетным путем за счет превышения цены на нефть над базовой ценой в соответствии с пунктом 2 статьи 96 Бюджетного Кодекса; остатки средств федерального бюджета на начало соответствующего финансового года в порядке, определяемом в соответствии с пунктом 3 ст.96, включая доходы, полученные от размещения средств Стабилизационного фонда.
Дополнительные доходы федерального бюджета, подлежащие зачислению в Стабилизационный фонд в текущем месяце
, определяются как сумма:
- фактических поступлений в федеральный бюджет средств вывозной таможенной пошлины на нефть сырую в текущем месяце, умноженная на отношение разности действующей в текущем месяце ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и расчетной ставки указанной пошлины при базовой цене на нефть к действующей в текущем месяце ставке вывозной таможенной пошлины на нефть сырую;
- фактических поступлений в федеральный бюджет средств налога на добычу полезных ископаемых (нефть) в текущем месяце, умноженная на отношение разности действующей в текущем месяце ставки налога на добычу полезных ископаемых (нефть) и расчетной ставки указанного налога при базовой цене на нефть к действующей в текущем месяце ставке налога на добычу полезных ископаемых (нефть).
В Стабилизационный фонд в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, зачисляются остатки средств федерального бюджета на начало финансового года, за исключением остатков, по которым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год или международным договором Российской Федерации установлен иной порядок использования, а также свободных остатков средств федерального бюджета, необходимых Министерству финансов Российской Федерации для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих в течение года при исполнении федерального бюджета, в объеме, равном одной двадцать четвертой утвержденных на соответствующий финансовый год расходов федерального бюджета, включая платежи по погашению государственного внешнего долга Российской Федерации, без учета средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии.
Правительство Российской Федерации по итогам рассмотрения им отчета об исполнении федерального бюджета за предыдущий финансовый год до 1 июня текущего года уточняет объемы остатков средств федерального бюджета, подлежащих использованию в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Правительство Российской Федерации определило, что к долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства Фонда, относятся:
-
долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США, номинированные в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов; -
долговые обязательства, страны-эмитенты которых имеют рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «ААА» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтинг» или «Стандарт энд Пурс» (Fitch-Ratings или Standard & Рооr's) либо не ниже уровня «Ааа» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Мооdy's Investors Service); -
долговые обязательства, срок погашения которых является фиксированным, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом; -
долговые обязательства, ставка купонного дохода (в случае купонных долговых обязательств) и номиналы которых являются фиксированными; -
долговые обязательства, объем выпуска которых, находящийся в обращении, составляет не менее 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд. евро - для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов - для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов; -
долговые обязательства, выпуски которых не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения.