Файл: Стабилизационный фонд и его значение в экономике России.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, складывающийся на мировом нефтяном рынке. Динамика её цены и характер колеблемости заметно изменились после введения ОПЕК коридора цен в марте 2000 г. Этот фактор существенно повлиял на величину средней цены российской нефти. Она возросла с 17,41 долл./барр. в период с марта 2000 г. по январь 2006 г. до 32 долл./барр. Другим значимым фактором в этот период стала меньшая колеблемость цены нефти как в абсолютных значениях, так и по относительным показателям. Затем последовал дальнейший рост цены нефти до уровня около 60 долл./барр.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – масштабный источник налоговых поступлений. Анализ налоговых доходов федерального бюджета показывает, что поступления от экспортной деятельности ТЭК продолжают играть решающую роль в формировании федерального бюджета РФ, а его доля составляет около ¼ от всех совокупных налоговых поступлений в бюджетную систему РФ.
ТЭК – важный источник формирования и пополнения Стабилизационного фонда РФ. Основные поступления в фонд идут от налогообложения экспортных операций с российскими энергоресурсами. Поступления от экспорта российских углеводородов (нефти, нефтепродуктов и природного газа) уже длительное время являются ключевым фактором в формировании федерального бюджета России. С другой стороны, финансовая система России также зависит от экспортной выручки нефтегазовых компаний: её доля в общей валютной выручке страны неизменно составляет от более одной трети (38,4%, 1995 г.) до свыше половины (52,3%, 2004 г.), что позволяет наращивать валютные резервы страны. В результате, стабильность современной российской экономики прямо зависит от конъюнктуры мировых цен на углеводороды, прежде всего на нефть.
Уровень цены нефти, складывающийся на нефтяном рынке Европы, во многом определяет величину выручки от экспорта российских углеводородов. Динамика цены нефти и характер её колеблемости заметно изменились после введения ОПЕК «коридора» цен в марте 2000 г., установленного в пределах 22 – 28 долл./барр. для "корзины" нефтей ОПЕК. Таким образом, цена на нефть оказывает прямое влияние на объёмы валютной выручки и налоговых поступлений от экспорта российских углеводородов.
Существенное влияние на увеличение налоговых доходов федерального бюджета оказывает и корректировка шкалы таможенных пошлин на экспорт нефти и налога на дополнительный доход от добычи полезных ископаемых (углеводородов).
Разработка доходной части федерального бюджета для каждого конкретного года непосредственно связана с прогнозом цен на углеводороды на двухлетний предстоящий период: на год подготовки бюджета и на год его исполнения. Ясно, что до официального принятия бюджета все изменения в экспортных ценах и поступлениях от экспорта углеводородов могут быть технически учтены. Но, в последующем, существенные негативные отклонения фактически должны компенсироваться за счёт поступлений из Стабилизационного фонда. Такая схема требует постоянной оценки возможного поведения цены нефти на мировом рынке на двухлетнем отрезке.
Современная практика разработки федерального бюджета учитывает прогноз цены российской нефти на мировом рынке. Прогнозная цена является отправной для определения расчётной цены нефти - "цены отсечения", по уровню которой устанавливаются ожидаемые реальные поступления в доход бюджета. На начало 2004г. "цена отсечения" была равна 20 долл./барр., т.е. на уровне нижней границы «коридора» цен ОПЕК, при средней цене свыше 26 долл./барр.
Таким образом, поддержание экономически обоснованной разности межу фактическим значением экспортной цены и значением цены «отсечения» оказывается чрезвычайно актуальной научной и практической проблемой. Установление рационального соотношения фактического уровня экспортных цен и «цены отсечения» призвано обеспечить как ускорение наращивания доходной части федерального бюджета, так и дальнейшее расширение средств Стабилизационного фонда. По нашему мнению, конкретизация указанного соотношения должна опираться на результаты анализа опыта функционирования стабилизационных фондов зарубежных стран и обобщение итогов функционирования Стабилизационного фонда РФ. При этом очевидно, что перспективные параметры формирования отечественного Стабилизационного фонда должны основываться прежде всего на задании минимально необходимого объема финансовых ресурсов, призванного обеспечить устойчивость финансирования расходной части федерального бюджета.
2.2. Анализ использования средств Стабилизационного фонда РФ
Прежде всего, необходимо провести чёткую границу между управлением средствами Стабфонда РФ и их использованием. Исходя из предназначения Фонда — служить стратегическим финансовым резервом страны, основными задачами управления являются защита его средств от обесценивания и обеспечение их высокой ликвидности. Обеспечение же высокой доходности от размещения средств, как правило, связано с большим риском, что входит в противоречие с изначальной функцией Фонда. Согласно постановлению Правительства, Минфин может управлять средствами Фонда двумя способами (как каждым в отдельности, так и одновременно):
• путём приобретения за счёт средств Фонда иностранной валюты в долларах США, евро и фунтах стерлингов Соединённого королевства и её размещения на счетах по учёту средств Стабфонда РФ в иностранной валюте в Банке России. За пользование средствами ЦБ РФ уплачивает проценты, установленные договором банковского счёта;
• путём приобретения за счёт средств Фонда долговых обязательств иностранных государств.
Перечень государств и требования к их долговым обязательствам определяет Правительство РФ, а Минфин разрабатывает нормативную валютную структуру средств Фонда, нормативы минимального и максимального сроков до погашения выпусков долговых обязательств, порядок расчёта и зачисления процентов и порядок взаимодействия с Федеральным казначейством при проведении операций. 24 июля 2006 начался процесс перевода всех средств Фонда в иностранную валюту и 16 октября 2006 этот процесс был завершён. С тех пор средства размещаются на валютных счетах ЦБ по мере их поступления. В 2007 году средства Фонда размещались согласно следующей валютной структуре: доллар и евро — по 45 %, фунт — 10 %1. Срок до погашения долговых обязательств на день их приобретения (день формирования портфеля) находится в диапазоне, ограниченном следующими сроками (в годах): 0,25 — 3. ЦБ РФ ежегодно уплачивает проценты, эквивалентные доходности портфелей, сформированных из долговых обязательств (к ним отнесены ценные бумаги правительств США, Великобритании и некоторых стран ЕС).
В конце 2004-го размер средств Фонда превысил уровень в 500 млрд. рублей, и на следующий год часть суммы превышения была направлена на выплату внешнего долга и покрытие дефицита Пенсионного фонда в следующих объёмах:
• 93,5 млрд. рублей (эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашение долга перед Международным валютным фондом;
• 430,1 млрд. рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) — на погашение долга перед странами-членами Парижского клуба;
• 123,8 млрд. рублей (эквивалент 4,3 млрд. долларов США) — на погашение долга перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации в 1998—1999 годах для погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;
• 30 млрд. рублей (эквивалент 1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.
В 2006-м на схожие цели было потрачено 605 млрд. рублей, а в 2007 году — 12 млрд. рублей.
В 2007 году в стабилизационном фонде было 36 97,4 млрд. рублей.
1 февраля2008 года фонд составлял 3 852 млрд. рублей.
За период с 24 июля 2006 года (дата начала инвестирования средств Стабфонда РФ) по 15 декабря 2007 года общий доход от инвестирования составил 174,78 млрд. руб. (за год с 15 декабря 2006 года по 15 декабря 2007 года — 151,89 млрд. руб.). Доходность от инвестирования в долларах США составила за год 10,94 % годовых, в рублях — около 5 %. Средства фондов разрешено вкладывать в ценные бумаги не только правительств 14 иностранных государств, но и в корпоративные ценные бумаги тех же зарубежных государств, то есть с определенным риском.
Необходимо подчеркнуть, что несмотря на разделение Стабфонда, основная его цель, которая была поставлена в 2004 году относительно погашения внешнего государственного долга Российской Федерации, не утеряла своей силы, более того, на нее был сделан акцент Президентом РФ в его бюджетном послании Федеральному правительству в 2007 г. При объеме Резервного фонда свыше 3 трлн. руб. он мог бы быть использован на инвестиционные цели внутри страны, тем более что пока не требуются средства для страхования риска в случае снижения цены на нефть. В феврале 2008 г. ее уровень превысил 100 долларов за баррель (159 литров).
Стабфонд фактически не стал финансовым инструментом, позволяющим Правительству регулировать и контролировать экономическую ситуацию в стране. И все же наличие крупного финансового резерва имело и имеет определенные положительные черты: защита России от «нефтяной» войны (Россия имеет сильную позицию по отношению к ОПЕК); уменьшение опасности в случае изменений цен на нефть, которые могут возникнуть в результате неожиданных колебаний валют на рынке; возможность использования для досрочного погашения государственного внешнего долга перед кредиторами Парижского клуба, что было предпринято в 2006– 2007 гг.
Вопросы использования средств Стабилизационного фонда – предмет дискуссий Министерства Финансов и Счетной палаты Российской Федерации. Так, например, в 2004 г., специалисты Счетной палаты высказали мнение, что если средства фонда будут находиться без движения, то они могут обесцениться, и как решение данного вопроса было предложено использовать данные средства в качестве инвестиций.
Необходимо подчеркнуть, что Стабфонд России имел одно ограничение: средства фонда могли быть использованы только в том случае, если их общая сумма более, чем 500 млрд. руб. Эта величина давно достигнута. В начале 2008 г. перед разделением фонда на две части его объем превысил 3,8 трлн. руб. Из них более 3,1 трлн. руб. было направлено в Резервный фонд, остальное – в Фонд благосостояния. Относительная величина первого фонда установлена на уровне не ниже 10% ВВП. При этом Резервный фонд уже не будет выполнять своей функции стабилизатора, «финансовой подушки», используемой государством при неблагоприятном изменении внешнеэкономической конъюнктуры2. Он становится фондом финансовой поддержки зарубежных стран, откуда российские же валютные ресурсы поступают в форме кредитов частным и государственным корпорациям.
По мнению многих международных экспертов, сохранение текущих цен на нефть или какие-либо их изменения можно трактовать как сценарий развития мировой экономики на ближайшие годы с невысокой вероятностью3. В связи с этим отпадает необходимость резервирования средств на уровне 10% ВВП. Их можно было бы направить на инвестиции внутри страны, сократив государственные внутренние заимствования, расширив финансовую базу долгосрочного банковского кредитования.
Заключение
Стабилизационный фонд – это инструмент, который используется рядом стран, доходы которых существенно зависят от экспорта не возобновляемых природных ресурсов, в частности, от экспорта нефти.
Принцип формирования Стабилизационного фонда РФ заключается в том, что в него поступают доходы от налогообложения выручки компаний, которые экспортируют углеводородные ресурсы. При этом формирование фонда осуществляется в зависимости от так называемой «цены отсечения». В фонд направляются лишь доходы, полученные от превышения фактической цены природных ресурсов на мировых рынках над "ценой отсечения". Таким образом, часть доходов бюджета аккумулируется и не подлежит расходованию в период, когда цены на ресурсы, в частности на нефть, превышают "цену отсечения". В экономике Стабилизационный фонд призван играть двоякую роль. Во-первых, финансовые ресурсы фонда могут быть использованы в случае ухудшения внешней конъюнктуры для формирования обязательств бюджета. Во-вторых, при определенных условиях отчисления в Стабилизационный фонд выполняют функцию стерилизации доходов.
В мировой практике применяются различные методы управления стабилизационными фондами, один из них - это вкладывание средств в зарубежные активы. Такой метод применяется, в частности, в Норвегии. В этом случае средства полностью изымаются из экономики, и доходы, которые получают от инвестирования средств, либо используются на какие-то цели своей экономики, либо капитализируются, накапливаются. Тем самым увеличивается сумма средств, которая может быть использована в случае неблагоприятной конъюнктуры либо в случае истощения ресурсов.
Применительно к России известны альтернативные, часто взаимно противоречащие, рекомендации о направлениях использования сверхдоходов от продажи нефти. Одна из крайних альтернатив - полное изъятие средств из отечественной экономики и вложение их в ценные бумаги зарубежных компаний. Вместе с тем, несомненной представляется и высокая потребность различных секторов российской экономики в финансовых ресурсах. Ввиду этого предложения по использованию средств Стабилизационного фонда внутри страны имеют вполне объективные основания.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – масштабный источник налоговых поступлений. Анализ налоговых доходов федерального бюджета показывает, что поступления от экспортной деятельности ТЭК продолжают играть решающую роль в формировании федерального бюджета РФ, а его доля составляет около ¼ от всех совокупных налоговых поступлений в бюджетную систему РФ.
ТЭК – важный источник формирования и пополнения Стабилизационного фонда РФ. Основные поступления в фонд идут от налогообложения экспортных операций с российскими энергоресурсами. Поступления от экспорта российских углеводородов (нефти, нефтепродуктов и природного газа) уже длительное время являются ключевым фактором в формировании федерального бюджета России. С другой стороны, финансовая система России также зависит от экспортной выручки нефтегазовых компаний: её доля в общей валютной выручке страны неизменно составляет от более одной трети (38,4%, 1995 г.) до свыше половины (52,3%, 2004 г.), что позволяет наращивать валютные резервы страны. В результате, стабильность современной российской экономики прямо зависит от конъюнктуры мировых цен на углеводороды, прежде всего на нефть.
Уровень цены нефти, складывающийся на нефтяном рынке Европы, во многом определяет величину выручки от экспорта российских углеводородов. Динамика цены нефти и характер её колеблемости заметно изменились после введения ОПЕК «коридора» цен в марте 2000 г., установленного в пределах 22 – 28 долл./барр. для "корзины" нефтей ОПЕК. Таким образом, цена на нефть оказывает прямое влияние на объёмы валютной выручки и налоговых поступлений от экспорта российских углеводородов.
Существенное влияние на увеличение налоговых доходов федерального бюджета оказывает и корректировка шкалы таможенных пошлин на экспорт нефти и налога на дополнительный доход от добычи полезных ископаемых (углеводородов).
Разработка доходной части федерального бюджета для каждого конкретного года непосредственно связана с прогнозом цен на углеводороды на двухлетний предстоящий период: на год подготовки бюджета и на год его исполнения. Ясно, что до официального принятия бюджета все изменения в экспортных ценах и поступлениях от экспорта углеводородов могут быть технически учтены. Но, в последующем, существенные негативные отклонения фактически должны компенсироваться за счёт поступлений из Стабилизационного фонда. Такая схема требует постоянной оценки возможного поведения цены нефти на мировом рынке на двухлетнем отрезке.
Современная практика разработки федерального бюджета учитывает прогноз цены российской нефти на мировом рынке. Прогнозная цена является отправной для определения расчётной цены нефти - "цены отсечения", по уровню которой устанавливаются ожидаемые реальные поступления в доход бюджета. На начало 2004г. "цена отсечения" была равна 20 долл./барр., т.е. на уровне нижней границы «коридора» цен ОПЕК, при средней цене свыше 26 долл./барр.
Таким образом, поддержание экономически обоснованной разности межу фактическим значением экспортной цены и значением цены «отсечения» оказывается чрезвычайно актуальной научной и практической проблемой. Установление рационального соотношения фактического уровня экспортных цен и «цены отсечения» призвано обеспечить как ускорение наращивания доходной части федерального бюджета, так и дальнейшее расширение средств Стабилизационного фонда. По нашему мнению, конкретизация указанного соотношения должна опираться на результаты анализа опыта функционирования стабилизационных фондов зарубежных стран и обобщение итогов функционирования Стабилизационного фонда РФ. При этом очевидно, что перспективные параметры формирования отечественного Стабилизационного фонда должны основываться прежде всего на задании минимально необходимого объема финансовых ресурсов, призванного обеспечить устойчивость финансирования расходной части федерального бюджета.
2.2. Анализ использования средств Стабилизационного фонда РФ
Прежде всего, необходимо провести чёткую границу между управлением средствами Стабфонда РФ и их использованием. Исходя из предназначения Фонда — служить стратегическим финансовым резервом страны, основными задачами управления являются защита его средств от обесценивания и обеспечение их высокой ликвидности. Обеспечение же высокой доходности от размещения средств, как правило, связано с большим риском, что входит в противоречие с изначальной функцией Фонда. Согласно постановлению Правительства, Минфин может управлять средствами Фонда двумя способами (как каждым в отдельности, так и одновременно):
• путём приобретения за счёт средств Фонда иностранной валюты в долларах США, евро и фунтах стерлингов Соединённого королевства и её размещения на счетах по учёту средств Стабфонда РФ в иностранной валюте в Банке России. За пользование средствами ЦБ РФ уплачивает проценты, установленные договором банковского счёта;
• путём приобретения за счёт средств Фонда долговых обязательств иностранных государств.
Перечень государств и требования к их долговым обязательствам определяет Правительство РФ, а Минфин разрабатывает нормативную валютную структуру средств Фонда, нормативы минимального и максимального сроков до погашения выпусков долговых обязательств, порядок расчёта и зачисления процентов и порядок взаимодействия с Федеральным казначейством при проведении операций. 24 июля 2006 начался процесс перевода всех средств Фонда в иностранную валюту и 16 октября 2006 этот процесс был завершён. С тех пор средства размещаются на валютных счетах ЦБ по мере их поступления. В 2007 году средства Фонда размещались согласно следующей валютной структуре: доллар и евро — по 45 %, фунт — 10 %1. Срок до погашения долговых обязательств на день их приобретения (день формирования портфеля) находится в диапазоне, ограниченном следующими сроками (в годах): 0,25 — 3. ЦБ РФ ежегодно уплачивает проценты, эквивалентные доходности портфелей, сформированных из долговых обязательств (к ним отнесены ценные бумаги правительств США, Великобритании и некоторых стран ЕС).
В конце 2004-го размер средств Фонда превысил уровень в 500 млрд. рублей, и на следующий год часть суммы превышения была направлена на выплату внешнего долга и покрытие дефицита Пенсионного фонда в следующих объёмах:
• 93,5 млрд. рублей (эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашение долга перед Международным валютным фондом;
• 430,1 млрд. рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) — на погашение долга перед странами-членами Парижского клуба;
• 123,8 млрд. рублей (эквивалент 4,3 млрд. долларов США) — на погашение долга перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации в 1998—1999 годах для погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;
• 30 млрд. рублей (эквивалент 1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.
В 2006-м на схожие цели было потрачено 605 млрд. рублей, а в 2007 году — 12 млрд. рублей.
В 2007 году в стабилизационном фонде было 36 97,4 млрд. рублей.
1 февраля2008 года фонд составлял 3 852 млрд. рублей.
За период с 24 июля 2006 года (дата начала инвестирования средств Стабфонда РФ) по 15 декабря 2007 года общий доход от инвестирования составил 174,78 млрд. руб. (за год с 15 декабря 2006 года по 15 декабря 2007 года — 151,89 млрд. руб.). Доходность от инвестирования в долларах США составила за год 10,94 % годовых, в рублях — около 5 %. Средства фондов разрешено вкладывать в ценные бумаги не только правительств 14 иностранных государств, но и в корпоративные ценные бумаги тех же зарубежных государств, то есть с определенным риском.
Необходимо подчеркнуть, что несмотря на разделение Стабфонда, основная его цель, которая была поставлена в 2004 году относительно погашения внешнего государственного долга Российской Федерации, не утеряла своей силы, более того, на нее был сделан акцент Президентом РФ в его бюджетном послании Федеральному правительству в 2007 г. При объеме Резервного фонда свыше 3 трлн. руб. он мог бы быть использован на инвестиционные цели внутри страны, тем более что пока не требуются средства для страхования риска в случае снижения цены на нефть. В феврале 2008 г. ее уровень превысил 100 долларов за баррель (159 литров).
Стабфонд фактически не стал финансовым инструментом, позволяющим Правительству регулировать и контролировать экономическую ситуацию в стране. И все же наличие крупного финансового резерва имело и имеет определенные положительные черты: защита России от «нефтяной» войны (Россия имеет сильную позицию по отношению к ОПЕК); уменьшение опасности в случае изменений цен на нефть, которые могут возникнуть в результате неожиданных колебаний валют на рынке; возможность использования для досрочного погашения государственного внешнего долга перед кредиторами Парижского клуба, что было предпринято в 2006– 2007 гг.
Вопросы использования средств Стабилизационного фонда – предмет дискуссий Министерства Финансов и Счетной палаты Российской Федерации. Так, например, в 2004 г., специалисты Счетной палаты высказали мнение, что если средства фонда будут находиться без движения, то они могут обесцениться, и как решение данного вопроса было предложено использовать данные средства в качестве инвестиций.
Необходимо подчеркнуть, что Стабфонд России имел одно ограничение: средства фонда могли быть использованы только в том случае, если их общая сумма более, чем 500 млрд. руб. Эта величина давно достигнута. В начале 2008 г. перед разделением фонда на две части его объем превысил 3,8 трлн. руб. Из них более 3,1 трлн. руб. было направлено в Резервный фонд, остальное – в Фонд благосостояния. Относительная величина первого фонда установлена на уровне не ниже 10% ВВП. При этом Резервный фонд уже не будет выполнять своей функции стабилизатора, «финансовой подушки», используемой государством при неблагоприятном изменении внешнеэкономической конъюнктуры2. Он становится фондом финансовой поддержки зарубежных стран, откуда российские же валютные ресурсы поступают в форме кредитов частным и государственным корпорациям.
По мнению многих международных экспертов, сохранение текущих цен на нефть или какие-либо их изменения можно трактовать как сценарий развития мировой экономики на ближайшие годы с невысокой вероятностью3. В связи с этим отпадает необходимость резервирования средств на уровне 10% ВВП. Их можно было бы направить на инвестиции внутри страны, сократив государственные внутренние заимствования, расширив финансовую базу долгосрочного банковского кредитования.
Заключение
Стабилизационный фонд – это инструмент, который используется рядом стран, доходы которых существенно зависят от экспорта не возобновляемых природных ресурсов, в частности, от экспорта нефти.
Принцип формирования Стабилизационного фонда РФ заключается в том, что в него поступают доходы от налогообложения выручки компаний, которые экспортируют углеводородные ресурсы. При этом формирование фонда осуществляется в зависимости от так называемой «цены отсечения». В фонд направляются лишь доходы, полученные от превышения фактической цены природных ресурсов на мировых рынках над "ценой отсечения". Таким образом, часть доходов бюджета аккумулируется и не подлежит расходованию в период, когда цены на ресурсы, в частности на нефть, превышают "цену отсечения". В экономике Стабилизационный фонд призван играть двоякую роль. Во-первых, финансовые ресурсы фонда могут быть использованы в случае ухудшения внешней конъюнктуры для формирования обязательств бюджета. Во-вторых, при определенных условиях отчисления в Стабилизационный фонд выполняют функцию стерилизации доходов.
В мировой практике применяются различные методы управления стабилизационными фондами, один из них - это вкладывание средств в зарубежные активы. Такой метод применяется, в частности, в Норвегии. В этом случае средства полностью изымаются из экономики, и доходы, которые получают от инвестирования средств, либо используются на какие-то цели своей экономики, либо капитализируются, накапливаются. Тем самым увеличивается сумма средств, которая может быть использована в случае неблагоприятной конъюнктуры либо в случае истощения ресурсов.
Применительно к России известны альтернативные, часто взаимно противоречащие, рекомендации о направлениях использования сверхдоходов от продажи нефти. Одна из крайних альтернатив - полное изъятие средств из отечественной экономики и вложение их в ценные бумаги зарубежных компаний. Вместе с тем, несомненной представляется и высокая потребность различных секторов российской экономики в финансовых ресурсах. Ввиду этого предложения по использованию средств Стабилизационного фонда внутри страны имеют вполне объективные основания.