Файл: Реферат содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 8

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


РЕФЕРАТ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

  1. Синонимы и их виды

  2. Синонимы в творчестве писателей и поэтов

  3. Заключение



ВВЕДЕНИЕ
Синонимы составляют основу такой стилистической фигуры речи, как градация - расположение слов по степени усиления или ослабления их смыслового или эмоционального значения.

Не все значение слов в равной степени известным всем говорящим. Поэтому в речи разных лиц, различно овладевших допускаемыми литературной нормой правилами синонимических сближений, может встречаться неодинаковая речевая синонимия.

СИНОНИМЫ И ИХ ВИДЫ
Синонимы (от греч. Synonimos - одно и то же имя) - слова, принадлежащие к одной части речи, которые звучат и пишутся по-разному, но идентичны по значению или очень близки.

В современном русском языке выделяют следующие группы синонимов:

  • Семантические (идеографические) синонимы, различающиеся оттенком значения:

  • Стилистические синонимы, имеющие иную сферу употребления или разную стилистическую окраску, но обозначающие одно и то же явление действительности:

  • Семантико-стилистические синонимы различаются лексическим значением и стилистической окраской:

  • Особую группу составляют так называемые абсолютные синонимы (дублеты). Это слова, не имеющие ни смысловых, ни стилистических различий: 

В русском языке есть несколько дублетных слов. Как правило, в процессе исторического развития такие слова либо начинают различаться по значению, то есть становятся семантическими синонимами, либо меняются их стилистическая окраска и сфера использования. Например:  

Азбука = алфавит; Забастовка = стачка; Самолет = аэроплан,

Необходимо отличать контекстные синонимы от общелингвистических синонимов (иногда их называют индивидуально авторскими).

Контекстные синонимы - это слова, сближение которых по значению происходит только в определенном контексте, вне этого контекста они не являются синонимами. Контекстные синонимы, как правило, имеют выразительную окраску, поскольку их основная задача - не назвать явление, а охарактеризовать его. Например, глагол говорить (говорить) очень богат контекстными синонимами: Марья Кирилловна окропляла своих родственников, он молчал (Шитик.) Дедушке никто не верил. Даже разгневанные старушки бормотали, что у бесов не было клювов при рождении (Пауст).   


Синонимичные слова могут образовывать синонимический ряд, то есть объединение близких по значению слов, при этом в синонимическом ряду всегда есть главное, стержневое слово, имеющее общее значение, нейтральное по стилистической окраске и являющееся частью часто используемый слой словарного запаса. Основное слово всегда стоит в начале синонимического ряда и называется доминантным (от латинского Domi-nans - доминантным). Таков, например, глагол попасть в число синонимичных ему слов:  

Падение, падение, пухлость, плюх, бряк, треск, хлоп, полет, гул, гром и т. д.

Так же, как и омонимы, синонимы связаны с явлением многозначности следующим образом: многозначное слово может входить в разные синонимические ряды. 

Один из наиболее распространенных методов использования синонимов - это так называемая привязка синонимов. Этот прием используется с максимальной детализацией в процессе описания явления и часто для создания градации: Что это (море) серое? Он лазурный, бирюзовый, изумрудный, синий, васильковый ... Он сине-голубой ... Самый синий в мире. (Б. Заходер) стилистико-семантический контекстный синоним.  

Синонимы - основа для создания антитезы - стилистического приема контраста, противопоставления. Вот как, например, синонимичные цепочки будущее - будущее, будущее - завтра; жалко - жалко используется в следующих отрывках.  


СИНОНИМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ
Служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия. Как поэтический прием, синонимы имеют существенное значение. Поскольку вообще творчество всякого поэта или писателя представляет раскрытие свойственного лишь данному поэту или писателю образа мира, постольку синонимичность лежит в основе поэтического творчества. Поскольку глубоко индивидуален целостный образ подлинного поэта или писателя, постольку, конечно, индивидуальны и синонимы, которыми он пользуется для наименования оттенков этого образа.

Назначение синонимов в художественном языке состоит в том, чтобы определять все те дополнительные смысловые оттенки, без понимания и ощущения которых невозможно восприятие явления в свете художественного видения автора. А в этом видении могут быть раскрыты новые и неведомые нам стороны действительности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, синонимические возможности русского языка разнообразны; синонимы могут быть разнокорневыми (величие - величие; метель - метель, метель) и однокорневыми (величие - величие, величие; метель - метель; беспринципность - беспринципность). В синонимическом ряду вместе с отдельными словами могут находиться сочетания официальных и значимых слов (назло; анонимный - без подписи), слов и терминологических сочетаний слов (авиация - воздушный флот; дантист - стоматолог) и т. д. комбинированный.  



Роль синонимов в речи исключительно велика: они помогают избежать ненужных повторений одного и того же слова, точнее, яснее передают мысли, позволяют выразить все разнообразие оттенков того или иного явления, качества и т. д.

Стилистические функции синонимов разнообразны. Общее значение синонимов позволяет использовать одно слово вместо другого, что разнообразит речь, дает возможность избежать назойливого употребления одних и тех же слов. 

В речи синонимы выполняют три основные функции: функцию замещения, функцию уточнения и функцию выразительно-стилистическую.

В произведении поэтов и писателей встречаются суффиксы-синонимы, лексические синонимы, словосочетания-синонимы, которые выполняют функцию «замещения», «уточнения», служат для создания сказочных образов, передачи внутреннего состояния героев. 

Слова-синонимы помогают передать сложность, неоднозначность тех или иных явлений действительности, выразить большую или меньшую интенсивность действий или признаков, разнообразие их проявления.