ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Случай на охоте.
Со мной на охоте такой случай был. Нашли мои собаки в лесу зайца и погнались за ним. Я стою на дороге и жду. Гоняют собаки по лесу, а зайца все нет. Вышел я на поляну. На ней высокие пни стояли. Собаки носятся по кустам, а зайца все не найдут.
Взглянул я случайно в сторону и замер. В пяти шагах от меня на верхушке пня сидел заяц. Глядит он на меня, не шевелится.
Стыдно мне стало. Не бежит от меня зверек. Как же я буду стрелять в него? Опустил я ружье, пошел прочь и собак отозвал.
(95 слов.)
(По Г. Скребицкому.)
1. Почему собаки не могли найти зайца?
2. Почему охотник не стрелял?
3. Как вы понимаете выражение «гоняют по лесу»? (Бегают, носятся в разных направлениях.)
4. Какие слова передают крайнее изумление охотника и испуг зайца?
Опасные игры.
Как-то я шел по опушке березовой рощицы. Вдруг близко раздался журавлиный крик. Я остановился. Из небольшой рощицы по зеленой озими быстро бежал журавль. Крылья его были распущены, весь он вытянулся. Журавля догоняла лиса. Журавль взмыл в воздух, пролетел метров двадцать и сел. Лиса подкрадывалась к нему.
Птица близко подпустила ее и побежала в сторону. Лиса проскочила мимо. Потом началось все сначала. Я закричал на лису, но она не прекращала погони. Я резко захлопал в ладоши и побежал в ее сторону. Лиса испугалась и кинулась со всех ног в рощу. Журавль был спасен.
(92 слова.)
(По В. Бологову.)
-
От кого убегал журавль?
2. Как птица обманывала лисицу?
3. Почему лиса преследовала такую большую птицу? (Журавль не мог долго летать. Очевидно, птица была больна.)
4. Что обозначает выражение «кинулась со всех ног» (Побежала, помчалась очень быстро.)
5. Объясните значение слова «взмыл» (Взлетел)
Яблонька.
Росла в лесу дикая яблонька. Осенью упало с нее кислое яблоко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зернышки. Одно только зернышко спряталось в землю и осталось.
Весной, когда солнышко отогрело мокрую землю, зерно стало прорастать. Пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика. Из-под листочков выбежал стебелек с почкой, а из почки вышли зеленые листики.
Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой — и лет через пять хорошенькая яблонька стояла на том месте, где упало зернышко.
Пришел в лес садовник, выкопал яблоньку осторожно, корешков не повредил, перенес ее в сад и посадил в хорошую землю.
(96 слов.)
(По К. Ушинскому.)
1. Почему от яблока осталось только одно зернышко?
2. Как стало прорастать весной зернышко?
З. Как оказалась дикая яблонька в саду?
Спасение.
Один раз дети пошли гулять на дорогу и взяли с собой котенка. Ветер шевелил солому на дороге, а котенок играл с соломой, и дети радовались, глядя на него.
Вдруг они увидели, что скачет охотник, а впереди него две собаки. А котенок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его. Охотник подскакал и отогнал собак.
(99 слов.)
(По Л. Толстому.)
1. Куда пошли дети играть?
2. Что случалось на дороге?
З. Как Вася спас котенка?
4. Подберите заголовок к рассказу.
Страшный мостик.
Бежала через лесную дорожку речка. А через речку перекинут мостик. Хороший мостик, с перилами. Только прошла по нему девочка Таня и чуть не упала. У мостика доска оторвалась. Если на один конец этой доски наступить, другой приподнимется и ударит по коленке.
«Ишь, какая плохая доска!» — подумала Таня и, когда обратно по мостику шла, другой стороны держалась.
Прошли по мостику и два дружка — Николка с Петей. Тоже чуть не упали.
— Вот противный мостик, — рассердились мальчики.— Придется теперь речку вброд переходить.
Пришли Таня, Николка и Петя к себе в поселок и всех своих друзей, знакомых предупредили:
— Не ходите по мостику, что в лесу через речку перекинут, ушибиться можно. Там одна доска оторвалась.
Хорошо сделали, что предупредили. Только нам кажется...
(116 слов.)
(По Ю. Ермолаеву.)
1. Какой был на речке мостик?
2. Почему Таня чуть не упала?
3. Что она подумала о мостике?
4. Почему рассердились мальчики?
5. О чем рассказали дети в поселке?
6. Как должны были поступить ребята?
7. А как бы вы поступили на их месте?
8. Что значит «вброд перейти»? (Брод — мелкое место реки илы озеро, удобное для перехода.)
9. Закончите последнее предложение рассказа.
Разноцветные кораблики.
Сколько разноцветных корабликов на нашем пруду сегодня:
желтые, красные, оранжевые — целая флотилия! Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь, они опустились на воду тихо и плавно, И все еще продолжают прилетать новые. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет с поднятыми парусами. Много еще прилетит их сегодня, завтра, послезавтра... Большой еще запас таких корабликов на деревьях, окружающих наш красивый пруд. Пока летят все больше кленовые. Они раньше других пускаются в путь. Это самые парусистые кораблики. Остроконечные их лопасти загнуты кверху. Ветерок на них напирает, как на паруса. А
какие между ними есть нарядные, просто прелесть! Вот плывет целый отряд совсем пунцовых. Так и горят на солнце! Это все с того пышного клена который красуется на берегу.
(118 слов.)
(По Д. Кайгородову)
1. О каких корабликах рассказал автор?
2. Почему кораблики прилетели по воздуху?
3. Как вы понимаете выражение «целая флотилия»? (Флотилия — отряд кораблей.)
4. Почему сказано, что кленовые кораблики раньше других пускаются в свое первое и последнее путешествие?
5. Почему это путешествие названо первым и последним?
6. Объясните, почему кленовые кораблики названы самыми парусистыми. От какого слова образовано «парусистыми»?
7. Что обозначает слово «пунцовые»? (пунцовый — ярко-красный, багровый.)
Цветок или волчья пасть?
Шли из школы домой два мальчика — Сергейка и Миколка.
Сергейке было весело. Сегодня его три раза спрашивала учительница. Он получил пятерку.
А Миколка был грустный. Два раза вызывали его к доске. Миколка отвечал плохо, учительница поставила ему в дневник двойку и обещала рассказать маме о его плохой учебе.
Был теплый весенний день. Сияло солнце. В небесной голубизне плыло белое облачко. Сергейка загляделся на облачко и сказал:
— Смотри, Микола, какое красивое облако. Оно похоже на белую розу. Смотри, раскрылись лепестки — нежные, тоненькие. Так и трепещут на ветру.
Микола посмотрел на облако и не увидел ни лепестков, ни цветка. Облако показалось ему похожим на волка. Зверь раскрыл пасть — злой, готовый на кого-то броситься.
Мальчики долго смотрели на облако и каждый видел свое.
(120 слов.)
(По В. Сухомлинскому.)
1. Почему Сергейке было весело?
2. О чем грустил Миколка?
3. Какой был день?
4. Почему Сергейке показалось, что облачко похоже на розу?
5. Почему Миколка увидел не розу, а злого волка с раскрытой пастью?
6. Что обозначает слово «загляделся»?
Весна красна.
Вот и зиме пришел конец. За один день все изменилось. Ветер подул с южной стороны, пригнал низкие лиловые тучи. Укрыли они все небо, и вдруг на землю полился первый весенний дождь. А потом тучи разошлись, показалось на голубом небе солнце и пригрело землю.
Раньше других обитателей леса отметили начало весны синицы. Они бойко перелетали с ветки на ветку, искали в складках коры жучков, червяков. Они весело распевали.
Обрадовались теплу и зайцы. В эти весенние дни они даже про свой страх забыли. Зимой они бегали и кормились только по ночам, а весь день спали в снегу. Теперь зайцы и днем бегали по лесным вырубкам и опушкам.
Белка тоже оживилась с приходом весны. Она покинула свой домик и отправилась в лесную чащу. Там устроила она себе гнездо. Скоро у нее будут бельчата.
(130 слов.)
(По Г. Скребицкому)
1. Что изменилось в природе за один день?
2. Кто раньше всех отмечает начало весны?
3. Как стали вести себя зайцы?
4. Почему белка покинула свой зимний домик?
На дне снежного моря.
Хуже нет для полевых и лесных зверьков, чем малоснежное начало зимы! Голая земля промерзает все глубже и глубже, становится твердой, как камень. Холодно стало в норках.
Но вот повалил снег. Валит и валит и уже больше не тает. Сухое снежное море покрывает землю. Рябчики, тетерева, даже глухари ныряют в него с головой. Мышки-полевки выходят из своих подземных жилищ, бегают по дну снежного моря. Без устали ныряет в нем хищная ласка, невидимкой подкрадывается к мышкам и птицам под снегом.
На дне снежного моря куда теплее, чем на его поверхности. Сюда не попадает леденящий ветер. Толстый слой сухой воды не пропускает к земле большого мороза. Многие мыши строят себе зимние гнезда прямо на земле под снегом — вроде как выезжают зимой на дачу.
(120 слов.)
(По В. Бианки.)
1. Чем плохо для зверьков малоснежное начало Зимы?
2. Как ведут себя разные зверьки под Снежным покровом?
Как защищает зверей и птиц от холода снежный покров?
4. Почему снежный покров назван «снежным морем»? Что общего между морем и заснеженным полем?
5. Как вы понимаете выражение «ныряют с головой»?
6. Почему гнезда мышей под снегом сравнивают с дачами?
Жалейкин.
Жалейкин — мальчуган добрый. Когда видит рядом зло, очень страдает. И хочется ему вмешаться, все исправить и сделать доброе дело.
Прибежал однажды Жалейкин на пруд и ахнул: туристы на берегу свой костер не залили, бумажки и тряпки не собрали, банки и склянки не закопали.
— Вот неряхи! — вскричал Жалейкии— Как им не жалко портить такой бережок! Придется навести порядок. Соберу весь мусор и брошу в пруд.
Снова стал бережок чистеньким и красивым. И пруд красивый: мусора на дне никому не видно.
Но прибежали на пруд купальщики и порезали о склянки ноги. Рыболовы порвали об острые склянки лески и поломали о банки крючки.
А рыбы в пруду от грязного хлама и ржавчины стали болеть и задыхаться.
Хотел Жалейкан как лучше, а вышло — хуже. Столько сразу стало вокруг недовольных!
Всякое дело с умом делать надо, но уж если одно делаешь, то другое не порть!
(139 слов.)
(Н. Сладков.)
1. Как относился Жалейкин к злу?
2. Что возмутило Жалейкина в поведении туристов?
З. Как он навел порядок на берегу?
4. К чему это привело?
5. Какова главная мысль рассказа и какими словами она выражена?
6. В каких пословицах заключен тот же смысл? (Всякая работа мастера хвалит. За все берется, да не все удается. Уменье везде найдет примененье.)
7. Как вы думаете, почему у мальчика такая фамилия?
8. Какое чувство мальчика выражено словом «ахнул»? Подберите к нему слова, близкие по значению. (Остолбенел, обомлел, поразился.)
Лисья школа.
В самой чаще леса поселилась лиса. У нее было пятеро лисят. Они жали в темной норе. Дети были слепые и без зубов. Мать кормила их своим молоком.
Открылись у малышей глаза. Мать стала выгонять их из норы. Бегают шалуны, играют. Катаются братья и сестры по траве. А мать сторожит их. Услышит шорох, гонит детей в нору.
Подросли лисята. Мать учит их ловить добычу. Пустит живую мышку между лисятами, а они ловят. Учительница строго следит за учениками. Чуть зевака упустит мышку, лиса цап его зубами.
Потом мать научила лисят ловить бабочек, жучков. Маленькие охотники смело бросаются на все, что движется. Теперь они и сами ищут пищу. Помогла им лисья школа.
Пришла зима. Звери стали большие. Шерсть у них рыжая, пушистая. Теперь они учатся лисьим хитростям. Умеют лисята слышать охотника. Молодые животные учатся пугать след и убегать от собак.
Скоро лисята станут взрослыми лисами. Разбегутся они от матери в разные стороны. Станут сами ходить на охоту. По следу найдут лисы зайчика. Будет хищникам в добычу и мышка, и птичка.
(144 слова.)
(По А. Бостром.)
1. Почему рассказ назван «Лисья школа»?
2. В какое время года лиса учила лисят?
З. Чему мать-лиса научила своих детенышей?
4. Как названа лиса в разных частях рассказа?
5. Как в разных частях рассказа названы лисята?
Что легче?
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой — боятся:
— Попадет нам дома?
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
— Я скажу, - говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.