Файл: Федор Александрович Абрамов родился 29 февраля 1920 года в деревне Веркола Архангельской области. Он вырос в многодетной крестьянской семье, рано потерял отца помогая матери, с шести лет занимался крестьянской работой.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В прозе Абрамова преобладают картины слишком обыденные, реалистически суровые, чтобы, не впадая в выспренность, именовать его певцом Севера. Вместе с тем однолюбие художника, всецело посвятившего перо «малой родине», было четко осмысленным принципом работы.
Так он и писал. Его четыре романа – это художественная хроника села Пекашина и судьба пекашинцев за три с лишним десятилетия. Послевоенное разорение деревни, ее гибельное «раскрестьянивание» под воздействие командно-феодальных методов руководства и всего духа сталинского казарменного социализма, отлучавшего труженика от земли, уничтожение вековых традиций национальной культуры – таково полное драматизма и часто трагическое содержание книг.
Романы – далеко не вся проза писателя. Есть рассказы, повести, о которых в известном смысле можно сказать, что они дорисовывают художественный мир Пекашина и пополняют новыми характерами многоликую толпу пекашинцев.
Первая повесть Федора Абрамова «Безотцовщина» появилась в самом начале 60-х годов, в период обостренного общественного внимания к вопросам формирования личности активного строителя коммунистического общества. Повесть «Безотцовщина» (1961год) своей серьезностью и деловитостью заметно выделялась в литературе тех лет, особенно на фоне шумных, бойко-сюжетных молодежных повестей.
Абрамов, решая проблему воспитания, избирает, казалось бы, очень обыденные и в то же время трудные жизненные коллизии. Он обращается к истокам характера, к началу пути формирования человека. Главный герой - деревенский подросток Володька, который рос без отца. Деревенская среда, коллектив не могли оказать на мальчика благотворного влияния, потому что люди не проявляли к нему большого участия. Юная душа, чутко улавливая несовершенство этого коллектива, хитрость, лень, изворотливость, недобросовестность этих людей сама формируется по этому образцу. Но в то же время она тянется к идеалу, жаждет красоты, справедливости, тоскует по истинной человечности, по совершенным людям. Счастье, если такие люди окажутся рядом, если они встретятся у начала дороги.
Именно таким человеком и оказался коммунист Кузьма Антипин, приехавший работать в колхоз по партийной мобилизации. Кузьма воспитывает Володьку правдой, верой в него, требовательностью, уважения в нем человеческого, прямотой и мужеством. Удача писателя заключается, прежде всего, в ярком художественном изображении того, как настоящего человека творит Человек.
Намеченный в начале повести конфликт молодого героя со своими однодеревенцами, не считающимися с его достоинством, в конце повествования обретает сильнейший драматический накал. Главным в повести является то, что честный труженик заронил в ребячью душу семена благодатнейшие. Но это посев легко погубить, подорвав с таким трудом обретенную веру в людей, веру в справедливость.
Об этом повесть писателя. Мудрая повесть при всей своей внешней простоте и безыскусности.
Способности Федора Абрамова к такому проникновенному психологическому анализу в полной мере проявились и его повестях «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька», тесно связанных друг с другом и появившихся в печати одна за другой. И хотя в первой из них действуют иные персонажи, чем в двух последних, и в иных условиях, иной обстановке, тесное родство этих произведений, их идейная общность несомненны. Эта малая трилогия Федора Абрамова – картина сложной эволюции крестьянских поколений, дума о человеке и о времени, о душеформирующей роли исторических условий, о вечных народных нравственных ценностях.
Повесть «Деревянные кони» (1969год) по аналогии с двумя последними легко могла бы быть названной по имени главного героя – Василисы Милентьевны, и даже с большим основанием, ибо Милентьевна – личность более крупная, чем Пелагея и Алька. Писателя в ней большего всего волнует не сама героиня, не история формирования ее души, а воздействие ее на окружающих, ее жизнь в других, ее духовозвышающее влияние на людей.
В натуре много пережившей и много испытавшей русской крестьянки автор оттеняет, прежде всего ее огромное трудолюбие, великое терпение и кремневую твердость.
Василиса Милентьевна вся отдалась людям, все посвятила им. Вот почему и люди ответили ей горячей благодарностью. Вся атмосфера отношения к Василисе в деревне, куда приехала она погостить, - атмосфера уважения… Само присутствие ее удивительным образом вдохновляет людей, делает их лучше, красивее, деятельнее.
И финальные страницы повести, говорящие о душевном состоянии рассказчика, горожанина, приехавшего на побывку в родные места, исполнены глубокого смысла. Участие к ближним не пропадает бесследно, любовь и самоотверженность вызывают ответную энергию отдачи.
Двумя последними повестями Федора Абрамова являются «Пелагея» и «Алька».
В повести «Пелагея» главной героиней является пекариха Пелагея, которая прожила тяжелую жизнь. Образ героини сложен. Основу этой натуры составляют такие бесценные качества, как великое трудолюбие, огромная дееспособность, крепость духа. Пелагея умела брать от жизни, оттесняя других, и в деревне ее недолюбливали. Уйдя из колхоза, устроившись на выгодную работу пекарихой в заречной пекарне, Пелагея «все свое хлебное воинство пустила на завоевание людей….». И завоевала: «Никто не мог устоять против ее хлеба – мягкого, душистого, вкусного…»Она старалась себе побольше урвать, сытую жизнь навсегда обеспечить. На вырученные деньги стала «загребать мануфактуру…Годами загребала, не могла остановиться. Потому что думала: не ситец, не шелк в сундуки складывает, а саму жизнь, сытые дни про запас. Для дочери, для мужа, для себя…»Вот почему потеря семьи для Пелагеи – потеря смысла жизни, потеря смысла сосуществования. И, оставшись, одна, Пелагея попросту не смогла жить…
Сильнейшая черта героини – ее истовость в труде. Как она любила и умела хорошо, вдохновенно работать, всю душу вкладывая в дело! Алька вспоминает о матери, что она «только в те дни добрела и улыбалась (хоть и на ногах стоять не могла), когда хлеб удавался. Пекарня для Пелагеи – настоящая каторга, «жернов каменный на шее». Она вытягивает из нее все силы. И тоже время Пелагея не может жить без этой адовой работы. И еще одна особенность бытия героини, важная для понимания ее психологии: она всю жизнь прожила с человеком совершенно противоположного душевного склада. Павел – натура бескорыстная. Он все годы проработал в колхозе « за палочки» - «безотказно, как лошадь, как машина». Федор Абрамов в этой повести достигает особой глубины психологического анализа. Он обнажает какие-то очень стойкие подспудные пласты в душевной жизни человека, жителя современной деревни.
Судьба Пелагеи по-своему продолжается и в истории ее дочери. В суждениях об этом персонаже критики были более единодушны. Они сходились на его негативной эволюции, на том, что характер гораздо более мелкий, чем Пелагея, что дочь утратила многие ценнейшие черты, присущие ее матери…Алька не только дочь Пелагеи, это прежде всего дочь своего времени, натура, сформировавшаяся на определенном и весьма знаменательном этапе жизни советской деревни, когда и в сельский мир пришло довольство. Алька не знала бедности, не знала нужды. Мать и отец рвали жилы, чтобы хоть их доченька – то покрасовалась, чтобы хоть она – то горя не знала. И выросшая в сытости Алька восприняла это как норму жизни… Вот почему ни дом, ни усадьба, ни тряпки, нажитые родителями с таким трудом, Альке оказались не нужными. Вот почему с такой безоглядной легкостью решилась она на бегство из дома, мечтая о жизни иной, заманчивой, красивой. Но какою должна была быть эта жизнь, Алька не знала. Вот здесь – то причина всех ее метаний и мучений, противоречивых решений и опрометчивых шагов. И конечно же страдающая, ищущая героиня, не принимающая приземленного существования, не может не вызвать читательского сочувствия.
Заключительный штрих повести – Алька полетела над миром, став стюардессой, - по сути, тоже акт отчаяния. Это – круги натуры беспокойной, ищущей, но не нашедшей своего назначения…
Тетралогия и повести «Пелагея», «Алька», «Безотцовщина» далеко не весь список произведений, написанных Федором Абрамовым. Он внес огромный вклад в литературу нашего народного края. Его произведения навсегда останутся в душах читателей, так как они поражают своим глубоким смыслом и правдивостью описываемого.
В 1975 году Федор Александрович Абрамов за тетралогию «Пряслины» был удостоен звания лауреата государственной премии СССР. Он награжден орденом Ленина, орденами Отечественной войны 2-й степени, «Знак Почета» и медалями.
Скончался Федор Александрович Абрамов 14 мая 1983 года. Похоронен он на пинежской земле, в родном селе Веркола. Ныне здесь создан мемориальный музей писателя.
СТИХИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ФЕДОРУ АБРАМОВУ
Г. Горбовский
Русская деревня
Не крыши, крытые соломой,
не труд с рассвета до зари,
не вкус слезы ее соленой, -
а свет, идущий изнутри!
Не путы права крепостного,
не худоба пустых полей,
не гомон пения хмельного –
а совесть нации моей!
Не только с поля-огорода
делилась сущею едой,
но кровь огромного народа
своей питала – чистотой!
И если что-то есть и дышит
в моей строке, сверля покой,
оно идет на сердце – свыше:
от тех избушек над рекой!
1978
Г. Калюжный
* * *
В Доме творчества, в Комарово,
Он сказал мне: ответь, пилот,
Чем хуже простая корова,
Чем ракета иль самолет?
Не читал я его романов
И подумал тогда – чудак
По фамилии Федор Абрамов
Повстречался мне просто так.
А когда у зеркальных плесов
Лег он в землю, где в детстве рос,
Посреди мировых вопросов
Я увидел его вопрос.
1983
Ольга Фокина
Путь на Верколу
Занавешивай, Веркола,
светлой Пинеги зеркало
плотным платом тумановым,
за ночь сотканным заново.
Пригнети его, Веркола,
чтоб не смела просверкивать
ни полна озеринушка,
ни шумна ручьевинушка.
Накрои не ко времени
разоцветшим черемухам
лоскутов ночной темени,
разбросай по хмельным кудрям.
Да еще не запамятуй:
вздохом рек, ветром с луга ли
ходких ходиков маятник
придержи, чтоб не стукали.
Пусть собаки не перхают,
не стучит молоток о гвоздь, -
твоему сыну, Веркола,
приусталось, призаснулось.
Поцелуй его в лоб высок,
постели ему бел песок,
приукрой его дернышком
от дождя и от солнышка…
1983
Список использованной литературы
-
Русские писатели 20 века. Биографический словарь /под ред. Николаева. – М.: Рандеву АМ, 2000.
-
Русские писатели 20 век. Биобиблиографический словарь часть 1.- М.: Просвещение, 1998.
-
Пономарев Б.С. Литературный Архангельск: События, имена, факты. - Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1989.
-
Оклянский Ю.М. Дом на угоре (О Федоре Абрамове и его книгах). – М.: Худож. лит., 1990.
-
Земля Федора Абрамова /Сост. Л. Крутикова. – М.: Современник, 1986.
-
Михайлов А.А. Северная тетрадь: О родном крае, о литературе, о товарищах, о себе. – Изд. 2-е, испр. и доп.- Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1980.
-
Крутикова-Абрамова Л. Дом в Верколе: Документальная повесть. Л.: Сов. писатель, 1988.