Файл: 24. Коррекционноразвивающая работа логопеда по преодолению экспрессивной (моторной) алалии Алалия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

24. Коррекционно-развивающая работа логопеда по преодолению экспрессивной (моторной) алалии

Алалия — медико-психолого-педагогическая проблема. Моторная (экспрессивная) алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. Эффективной логопедическая работа может быть только в том случае, если она проводится комп­лексно на фоне активного медикаментозного и психотерапев­тического лечения, проводимого врачом-психоневрологом (не­вропатологом, психиатром).

Эффективным для развития речи оказывается использо­вание ритмики и логоритмики. Для развития речи необходима практика общения на дос­тупном для ребенка уровне: операции с отдельными словами (покажи, повтори, назови), с фразами, не объединенными смыс­ловым контекстом (понимание вопросов, ответы на них в раз­вернутой форме), с фразовым материалом, объединенным смыс­ловым контекстом на фоне эмоциональной и семантически значимой для ребенка ситуации (попросить игрушку, выбрать вид занятий и т. д.). Работа над речью связана с предметно-практической дея­тельностью ребенка и опирается на нее. Вырабатывается осоз­нание ребенком собственных действий (я сижу, иду, несу) и действий других (Вова сидит, идет, несет; мяч, упал; лампа горит). По мере развития речевых возможностей ребенка учат строить связные и полные объяснения по ходу выполняемых действий, по поводу выполненных (отчет) и предстоящих (планирование) действий.

Воспитывая активное внимание, понимание, логопед при­учает ребенка внимательно дослушивать фразу до конца, по­нимать оттенки лексико-грамматических форм, вопросы, в которых скрыты разнообразные предметные отношения (Чем едят? Что едят? Из чего едят? Кто моет руки? У кого будут чистые руки? Зачем моют руки? Чем моют? и т. д.).

Важным считается привлечение разных анализаторов — слухового, зрительного, тактильного. Ребенок должен пронаб­людать, прослушать название предмета или действия, изобра­зить жестом обозначения или назначения
, назвать сам и т. д. В результате этого в сознании ребенка возникают дополни­тельные связи, материал закрепляется прочнее.

Используется преимущественно игровая форма работы, так как она возбуждает интерес, вызывает потребность в общении.

Эффективность работы зависит от оснащенности занятий наглядным материалом. Используются символика, материал окружающей среды, картинки, оречевления действий и т. д.

На начальных этапах работы формируется психофизио­логическая основа речи, вырабатываются установки на деятель­ность и коммуникацию, ребенок подводится к необходимости общения, развивается потребность в нем. Важно сформировать у ребенка мотивационную основу высказывания, развивать ре­чевую и психическую активность, функции подражательной деятельности и отраженной (репродуцированной) речи.

На втором этапе формируется фразовая речь на фоне Усложнения словаря и структуры фразы. Ведется работа над распространением предложений, их грамматическим оформлением, над диалогом и рассказом описательного характера формируются высказывания как основные единицы речевого действия.

На третьем этапе основным является формирование связной речи — особо сложной коммуникативной деятельно­сти, коммуникативных умений, автоматизация грамматичес­ких структур. На каждом из этапов формируются все сторо­ны речевой деятельности.

При формировании грамматических навыков используются разные виды упражнений: репродукция словосочетаний, ими­тационные, подстановочные и трансформационные упражнения. Такие упражнения носят коммуникативный характер, они близ­ки к процессу общения. Для автоматизации грамматических структур последовательно отрабатываются разные модели пред­ложений: им. п. и согласованный глагол (Вова сидит).

Положительная динамика при алалии выявляется при учете следующих факторов: раннее распознавание недораз­вития, своевременное предупреждение вторичных отклонении, учет нормального онтогенеза и др.