Файл: Курсовая работа Взаимосвязь уровня агрессивности и поведения в конфликтной ситуации подростков.rtf
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования Республики Беларусь
Государственное учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка»
Факультет социально-педагогических технологий
Кафедра возрастной и педагогической психологии
Курсовая работа
«Взаимосвязь уровня агрессивности и поведения в конфликтной ситуации подростков»
Минск 2009
Оглавление
Введение
Глава 1 Теоретический анализ психологических особенностей
личности агрессивных подростков в конфликтной ситуации
.1 Агрессия. Основные подходы к исследованию агрессии в зарубежной и отечественной психологии
.2 Конфликт. Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов
Выводы
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивности в конфликтной ситуации
.1 Организация и проведение эмпирического исследования
.2 Изучение уровня агрессивности у подростков
.3 Эмпирическое исследование стиля поведения в конфликтной ситуации
.4 Сводные данные проведенного исследования
Выводы
Заключение
Литература
Введение
Актуальность темы: Можно констатировать, что на сегодня наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного и конфликтного поведения детей достигнуты именно в психологической науке. Но вполне естественно, что в этой интересной, сложной и интенсивно изучаемой области все еще остается много нерешенных проблем, и нет ответов на многие вопросы.
Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). В настоящее время проблема агрессии и конфликтных ситуаций актуальны, так как мы сталкиваемся с ними каждый день. Мы живем в мире конфликтов. Каждый день в дали от нас и рядом с нами вспыхивают конфликты между отдельными людьми. В семье, на работе, в походе, на отдыхе. Агрессивность - это неотъемлемое качество сознания, организующее его деятельность; это сила, с помощью которой человек выражает свою любовь или ненависть к окружающему миру и самому себе, пытается удовлетворить свои инстинкты. В более широком понимании - это напряжение противостоящих начал: жизни и смерти, любви и ненависти, миролюбия и агрессии, «Я» и общества.
Естественной сознательной или бессознательной реакцией человека является ответная агрессия (контрпринуждение), вытекающая из стремления к самостоятельности и уникальности.
К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведение переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей. К сожалению, этот все возвращающийся интерес в немалой степени связан с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью в различных общественных структур, и отдельных людей в практической помощи в разрешении конфликтов.
Проблема конфликтов и агрессивности является фундаментальной для психологической науки. Во многих теоретических подходах психологические конфликты и агрессивность, их характер и содержание становятся основой объяснительных моделей личности. Агрессивность, противоречия, конфликты являются источником развития личности, определяют ее конструктивный и деструктивный жизненный сценарий. Таким образом, проблема конфликта и агрессивности проходят через разные области психологического знания.
Цель: Изучить и выявить особенности проявления агрессии в конфликтной ситуации у подростков.
Задачи:
. Анализ литературы по указанной теме.
. Определить психологические особенности агрессии в конфликтной ситуации у подростков.
. Анализ и интерпретация полученных результатов.
Объект: агрессивность и конфликтная ситуация
Предмет: психологические особенности проявления агрессивности в конфликтной ситуации.
Гипотеза: существует ли взаимосвязь уровня агрессивности и поведения в конфликтной ситуации.
Методы исследования:
Анализ литературы по проблеме исследования.
Тестирование
анкетирование
опрос
Методология: Основу курсовой работы составляют философские, психолого-педагогические концепции таких ученых как: Л. С. Выготский (культурно-историческая концепция), В. А. Янчук (интегративно-эклектический подход), Методологические принципы: принцип детерминизма, принцип системности, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип историзма, принцип отражения.
Методики: Методика исследования агрессивного поведения подростков Басса-Дарки, методика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса
База: Исследование проводилось в средней школе № 11 Октябрьского района г. Минска. Выборочная совокупность: 43 учащихся в возрасте от 15 до 17 лет.
Структура и объем курсовой работы: Данная курсовая работа состоит из введения, основной части и заключения. Так же в данной курсовой работе имеется приложение. Основная часть делиться на теоретическую и практическую. Объем курсовой работы - 34 страницы.
Глава 1. Теоретический анализ психологических особенностей личности агрессивных подростков в конфликтной ситуации
.1 Агрессия. Основные подходы к исследованию агрессии в зарубежной и отечественной психологии
Для выделения личностных особенностей агрессивных подростков необходимо выяснить психологическое содержание самих понятий - «агрессия», «агрессивность».
Термин «агрессия» сегодня часто употребляется в широком контексте. Для научного осмысления природы человеческой агрессивности необходимо уточнение смысла и значения этого понятия. Агрессивность изучалась с древних времен и каждый из ученых рассматривал это понятие по-разному.
Агрессивность по Петровскому это - (фр. agressif) - устойчивые черты личности - готовность к поведению агрессивному. Уровни агрессивности определяются как научением в процессе социализации, ориентацией культурно-социальной нормы важные из которых - нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важная роль принадлежит и таким ситуационным параметрам, как истолкование намерений окружающих, возможность получения связи обратной, провоцирующее влияния оружия и др.
Агрессивность - одна из важных установок, коренящаяся в садистической фазе либидо. Выражается в стремлении к наступлению или насильственным действиям, направленные на нанесение ущерба или на уничтожении объекта наступления. [20, с 23]
Смирнова рассматривала агрессию как - (лат. aggressio) - индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы.
Основные формы агрессии - агрессия активная, агрессия враждебная, агрессия инструментальная и автоагрессия. Для форм агрессии, развивающихся в таких массовых социальных явлениях, как террор, геноцид, столкновения расовые, религиозные, идеологические, типичны сопровождающие их процессы заражения и взаимной индукции, стереотипизации представлений в создаваемом «образе врага». Готовность к поведению агрессивному рассматривается как устойчивая черта личности - агрессивность. [1, с 12]
Вайнштейн писал про агрессию, что это один из механизмов психологической защиты. Возникает как защита от фрустрации, при этом направляется не на фрустирующий фактор, а на некий вторичный объект, ошибочно принимаемый за источник фрустраций. [7,с 340]
Мюррей рассматривал агрессию как нападение и оскорбление другого человека. Борьба, силовое противостояние, унижение, причинение вреда, обвинение или принижение достоинства другого человека. Мщение за нанесенные обиды.
Почему люди, в том числе и подростки, действуют агрессивно, какие меры необходимо принять, чтобы предотвратить подобное деструктивное поведение?
Эти вопросы занимали лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались с разных позиций - с точки зрения философии, поэзии, религии. [15, с 36]
В нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования, но не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой агрессии, имеются ответы.
. Человеческая агрессия предполагает наличие многих факторов, присущих исключительно людям и обуславливающих их поведение (мстительность, расовые этические предрассудки).
. Агрессия с точки зрения социальной позиции. Необходимы знания социальных ситуаций и факторов как способствующих, так и сдерживающих агрессию. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что оскорбляют других или, часто недружелюбны, или они, будучи достаточно сильными, пытаются делать всё по- своему, или, может быть, что они твёрдо отстаивают свои убеждения, или, возможно без страха бросаются в омут неразрешённых проблем. В некоторых случаях агрессоры могут скрывать свои стремления причинить боль или страдания другим. Агрессию важно определить не только как поведение, причиняющие вред или ущерб другим, но и как любые действия, имеющие целью достижения негативных последствий.
Агрессия предполагает или ущерб или оскорбление жертвы, следует, что нанесение телесных повреждений является обязательным. Результат агрессии - негативные последствия. Помимо оскорблений, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение, осмеяние, лишение чего-то необходимого, отказ в любви, нежности при определённых обстоятельствах можно назвать агрессивными.
Проявление агрессии у людей бесконечны и многообразны, А. Басс выделил три основных шкалы, в которых можно описать агрессивные действия: [5, с 15].
физическая - вербальная;
активная - пассивная;
прямая - непрямая.
Категории агрессии по А. Басу:
Таблица №1.1
№ | тип агрессии | примеры |
1 | ФИЗИЧЕСКАЯ Активная - прямая | Применение силы по отношению к другому человеку, нанесение телесных повреждений, избиение, нанесение ударов холодным оружием, ранение при помощи огнестрельного оружия. |
2 | Активная - непрямая | Агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо . |
3 | Пассивная - прямая | Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью. |
4 | Пассивная - прямая | Отказ от выполнения необходимых задач: отказ освободить территорию во время демонстрации. |
1 | ВЕРБАЛЬНАЯ Активная - прямая | Словесное оскорбление, критика, унижение другого человека. |
2 | Активная - непрямая | Распространение злостной клеветы, сплетен о другом человеке. |
3 | Пассивно - прямая | Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на вопросы. |
4 | Пассивная - непрямая | Отказ дать определенные словесные пояснения, объяснения. |
Существовало и существует множество точек зрения, что считать агрессией. Первое положение: агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления. Или, третье положение агрессия - это попытка нанесения другим телесных или физических повреждений. В настоящее время большинство психологов принимают следующее определение:
Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или нанесение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. [5, с 18].
Некоторые авторы агрессию рассматривают как модель поведения, а не как эмоцию, мотив, установку [5, с 20]. Термин «агрессия» часто ассоциируется с негативными эмоциями как гнев, злость; с мотивами, как желание оскорбить, навредить; с установками, как расовые и этнические предрассудки. Несмотря на то, что эти факторы играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Злость, гнев вовсе не являются необходимым условием нападения на других, применением силы. Негативные эмоции, мотивы, установки не всегда сопровождаются прямыми действиями и нападками на других людей. В определении агрессии предполагаются действия, в которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве, остаются невыясненными многие вопросы.