Файл: Дисциплина Экологические основы природопользования Практическое занятие 2 Обучающийся Попова Ирина Александровна Преподаватель Чащинова Анна Вадимовна Задание 1 Цели экологического образования в интересах устойчивого развития Российской Федерации.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: Экологические основы природопользования

Практическое занятие 2


Выполнил:

Обучающийся Попова Ирина Александровна

Преподаватель:

Чащинова Анна Вадимовна


Задание 1

Цели экологического образования в интересах устойчивого развития Российской Федерации

На сегодняшний момент вероятность экологической катастрофы имеет первостепенное значение, поэтому уделяется особое внимание экологическому образованию школьников. Сейчас это занимает приоритетное место в педагогической теории и практике. Все это связывается с ухудшающейся экологической ситуацией на планете Земля.

По мнению ряда ученых, в России существует значительное отставание уровня экологического образования от мирового. Сегодня важно не только иметь некую сумму экологических знаний, не только вести речь о любви к природе и бережном отношении к ней, но и уметь принимать решения, основываясь на привычки системно мыслящего человека. Идеи устойчивого развития требуют не только знания экологических законов, но, даже в большей степени, понимания того, что и в какой мере губительно для существования человечества. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической грамотности, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В условиях современного экологического кризиса возникла необходимость в глубокой нравственной перестройке образа жизни всего человечества, переориентации мышления на развитие диалоговых форм общения с природой. В связи с этим возрастает потребность в новом подходе (эколого-гуманистическом) к пониманию природных и общечеловеческих ценностей: осознание уникальности нашей планеты Земля и исчерпаемости её ресурсов; необходимости сохранения многообразия экосистем и биологического разнообразия; понимание тесных взаимосвязей в природе, обществе, экономике. При этом возрастает ответственность человечества за последствия научно-технического прогресса, необходимость скорейшего перехода на новые безотходные технологии и ресурсосбережение,
поддержание и совершенствование систем жизнеобеспечения, управление факторами риска в социоприродных системах. В качестве ключевых образовательных компетентностей рассматриваются следующие:

- Общекультурная (способность познавать окружающий мир, ориентироваться в нём, ценностное осмысление природы, бережное отношение к культурно-историческому и природному наследию России

- Учебно-познавательная (формирование функциональной грамотности учащихся в области организации самостоятельной познавательной деятельности, планирования, анализа)

- Информационная (умение работать с различными источниками информации, анализировать, систематизировать знания, формулировать выводы

- социально-гражданская (практические умения по экологическому мониторингу)

- коммуникативная (умение слышать и слушать друг друга, способность принять иную точку зрения или убедить собеседника в правильности собственной)

- личностного роста и развития (совершенствование личностных качеств, развитие психологической грамотности)

- экологическая (способность школьниками системно применять экологические знания)

Задание 2

Перечень наименований федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Экология»:
1 Федеральный проект «Чистая страна».

2 Федеральный проект «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами».

3 Федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I – II классов опасности».

4 Федеральный проект «Чистый воздух».
5 Федеральный проект «Чистая вода».

6 Федеральный проект «Оздоровление Волги».

7 Федеральный проект «Сохранение озера Байкал».

8 Федеральный проект «Сохранение уникальных водных объектов».

9 Федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма».

10 Федеральный проект «Сохранение лесов».

11 Федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий»

Показатели национального проекта

Наименование показателя

Показатель 2018 г.



Показатель 2019 г.



Показатель 2020 г.



Показатель 2021 г.



Показатель 2022 г.



Показатель 2023 г.



Показатель 2024 г

Ликвидированы все выявленные на 1 января 2018 г. несанкционированные свалки в границах городов, шт.

0

16

42

76

108

146

191

Ликвидированы наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда, шт.



31



48



57



67



74



74



75

Количество введенных в эксплуатацию производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности, ед



0



0



0



0



0



4



7

Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %



3



7



16,2



22,8



24



33



36

Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %



7



12



27



38



40



55



60

Снижение совокупного объема выбросов за отчетный год, %



100



100



97



95



93



71



78

Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, ед.



8



8



6



5



3



2



0

Выданные комплексные экологические разрешения (КЭР), шт.



0



15



80



150



300



4000



6900

Снижение доли импорта основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения НДТ, %



50



50



47



44



40



38



36

Доля населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, %



87,5



87,5



87,8



88,2



89



89,4



90,8

Доля городского населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, %



94,5



94,5



94,9



95,5



96,5



97



99

Снижение объема отводимых в реку Волга загрязненных сточных вод, км3 в год



3,17



3,17



2,98



2,58



2,38



1,58



1,05

Протяженность восстановленных водных объектов Нижней Волги, км2



28.7



32,0



159,2



230,0



304,7



442,8



600,0

Площадь восстановленных водных объектов, тыс. га



-



2,7



6,4



10,6



14,4



17,3



23,5

Протяженность очищенной прибрежной полосы водных объектов, тыс. км



-



1,5



3



4,5



6



7,5



9

Сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в озеро Байкал и другие водные объекты Байкальской природной территории, %



100



96,8



90,2



85,6



81,0



76,4



71,8

Количество особо охраняемых природных территорий федерального значения, не менее шт.



218



223



226



231



235



235



235

Увеличена площадь особо охраняемых природных территорий, на млн. га



1,3



3,0



3,5



4,0



4,5



5,0



5,0

Увеличение количества посетителей на особо охраняемых природных территориях тыс. человек



3571



4313



4913



5617



6203



6895



7891

Отношение площади лесовосcтановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений, %



62,3



64,4



72,8



80,4



85,6



92,2



100

Ущерб от лесных пожаров по годам, млрд. руб.



32,3



20,5



18,0



17,0



16,0



15,0



12,5



Характеристика глобальной экологической проблемы «Чистый воздух».

Проблема сохранения лесов от загрязнений является приоритетной для человечества, поскольку ежегодно их площадь сокращается, что приводит к изменению биосферы. Как следствие, меняется и структура почвы, состав воды, что откладывает негативный отпечаток на жизнь человека. Россия – страна номер один по количеству лесов. Создать условия для воспроизводства жизненно важных для планеты российских лесов призван федеральный проект «Сохранение лесов». Основная цель – добиться, чтобы вырубленные и погибшие леса на 100% восстанавливались. По этому документу к 2024 году Россия должна обеспечить полный баланс между вырубленным и восстановленным лесом. Лесозаготовители должны компенсировать нанесенный природе ущерб, высадив столько же деревьев, сколько спилили. Федеральный проект направлен на сохранение национальных лесов в целях обеспечения комфортной и безопасной среды для жителей России. Предполагается борьба с обезлесением, воспроизводство лесного покрова на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, вовлечение населения в мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов.

Задание 3

1. Жильё:
1.1 Площадь вашего жилья позволяет держать кошку, а собаке средних размеров было бы тесновато +7

1.2 Большая, просторная квартира +12

1.3 Коттедж на две семьи +23

Полученные очки за первый вопрос разделите на то количество людей, которое живёт в вашей квартире или в вашем доме.

Ответ: +7 :100 = 1,75
2. Использование энергии:

2.1 Для отопления вашего дома используется нефть, природный газ или уголь +45

2.2 Для отопления вашего дома используется энергия воды, солнца или ветра +2

2.3 Большинство из нас получает электроэнергию из горючих ископаемых, поэтому добавьте себе +75

2.4 Отопление вашего дома устроено так, что вы можете его регулировать в зависимости от погоды –10

2.5 Дома вы тепло одеты, а ночью укрываетесь двумя одеялами –5

2.6 Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет –10

2.7 Вы всегда выключаете бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме –10

Ответ: +45+25-10
3. Транспорт:

3.1 На работу вы ездите городским транспортом +25

3.2 На работу вы идёте пешком или едете на велосипеде +3

3.3 Вы ездите на обычном легковом автомобиле +45

3.4 Вы используете большой и мощный автомобиль с полным приводом +75

3.5 В отпуск вы летаете самолётом +85


3.6 В отпуск вы ехали на поезде, продолжительность пути — до 12 часов +10

3.7 В отпуск вы ехали на поезде, продолжительность — более 12 часов +20

Ответ: +25
4. Питание:

4.1 В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых вы сами готовите обед +2

4.2 Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежемороженые готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы +14

4.3 В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому +5

4.4 Вы едите мясо 2 – 3 раза в неделю +50

4.5 Вы едите мясо три раза в день +85

4.6 Вы предпочитаете вегетарианскую пищу +30

Ответ: +2+50
5. Использование воды и бумаги:

5.1 Вы принимаете ванну ежедневно +14

5.2 Вы принимаете ванну один или два раза в неделю +2

5.3 Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ +4

5.4 Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моете свой автомобиль из шланга +4

5.5 Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете её +2

5.6 Иногда вы берёте книги в библиотеке или одалживаете их у знакомых –1

5.7 Прочитав газету, вы её выбрасываете +10

5.8 Выписываемые или покупаемые вами газеты/журналы/книги читает после вас ещё кто-то +5

Ответ: +2+4+4+10
6. Бытовые отходы:
6.1 Все мы создаём массу отбросов и мусора, поэтому добавьте себе +100

6.2 За последний месяц вы хотя бы раз сдавали стеклянные бутылки –15

6.3 Выбрасывая мусор, вы откладываете в отдельный контейнер макулатуру –17

6.4 Вы сдаёте в специальные пункты пустые банки из-под напитков и консервов –10

6.5 Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку –8

6.6 Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные товары; полученную в магазине упаковку используете в хозяйстве –15

6.7 Из домашних отходов вы делаете компост для удобрения дачного участка –5

Если вы живёте в городе с населением в полмиллиона человек и больше, умножьте ваш общий результат на 2.

Ответ: +100
Подведение итогов теста: 258,75:100=2,5875га

Задание 4

Цель: Формирование у детей ответственности за экологическое состояние рек, водоёмов и озёр.

Задачи:

Обучающие: Дать детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных. Закрепить умения детей устанавливать простейшие связи между животными и средой их обитания; навыки правильного поведения в природе.


Развивающие: Развивать познавательный интерес детей, любознательность, наблюдательность.

Воспитательные: Воспитывать гуманное отношение к миру природы, желание сохранять и беречь её.

Материалы и оборудование: 3 банки с водой (грязной, чистой, наполовину наполненной), игрушечная рыбка – 3 шт.

Демонстрационный материал: глобус

Телеканал Россия 24 презентовал фильм «Аральские волны», посвященный Аральской катастрофе. Аральское море высохло менее чем за полвека, сейчас от него осталась лишь десятая часть, разделенная на два водоема: Малый Арал в Казахстане и Большой Арал в Узбекистане. Резкое сокращение началось в связи с развитием сельского хозяйства в Приаралье, в первую очередь - интенсивным выращиванием хлопка на орошаемых полях. Аральская трагедия давно вышла за рамки стран региона, став общепланетарной и требующей внимания всего мирового сообщества. Отступая, море оставило 54 тысячи квадратных метров высохшего дна, насыщенного ядовитыми солями. Ежегодно в воздух поднимаются до 100 тысяч тонн токсичного песка, а пылевые бури разносят его на тысячи километров. Исчезло более 130 видов животных и 30 видов рыб. Пыльные бури разносят на дальние расстояния песок с пересохшего дна и накопленные в нём химические загрязнители, что вызывает характерные болезни у людей. Помимо этого, жители столкнулись с массовой безработицей из-за остановки рыбной и судостроительной промышленности. Реализуются проекты частичного восстановления Аральского моря, однако в силу политических и экономических причин единства в усилиях достичь не удаётся.

Ход занятия:

Учитель: Ребята, посмотрите, что вы видите?

Дети: Это глобус.

Учитель: Правильно. Синим цветом обозначены моря и озера. К сожалению сейчас многие моря и озера болеют из-за того, что в них много мусора. Они заражены. Посмотрите, у нас на столе стоят три емкости с грязной, чистой и емкость с водой, наполовину наполненной. Давайте проведем опыт. Дадим нашим рыбкам поплавать в этой воде.

Дети опускают рыбок в воду сначала в грязную воду.

Учитель: Что вы видите? И как вы думаете, может ли рыбка жить в такой воде?

Дети отвечают: Нет!

Учитель: Правильно! В этой воде она заболеет и погибнет, потому что вода заражена. Давайте опустим наших рыбок в емкость, где мало воды.

Дети: В такой воде им будет тесно.

Затем опускают рыбок в чистую воду

Учитель: Что нового вы сегодня узнали? Зачем нам нужна вода?

Ответы детей…

Учитель: Итак, мы сделали вывод, что воду надо беречь, не загрязнять, чтобы наши реки, озера и моря были здоровыми.