«Искусство слова» 5-7 класс. Рабочая программа внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению (русский язык и литература).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность «Искусство слова» является дополнительным компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимися войти в мир филологии. Программа внеурочной деятельности «Искусство слова» разработана для обучающихся 5-7 классов и рассчитана на 3 года обучения при 1 часе в неделю и 34 часов в год, всего 102 часа.
Основными формами организации деятельности являются комбинированные занятия индивидуально-групповые, кроме того, практические работы, проектная деятельность, дни свободного творчества, выставки, экскурсии.
Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём, большее количество времени занимает практическая часть.
В процессе обучения обучающиеся приобретают ключевые компетенции, которые включают в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты
-
Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
-
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка;
-
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
-
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
-
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-
в диалоге с учителем вырабатывать и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-
пользоваться словарями, справочниками;
-
осуществлять анализ и синтез;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
-
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-
задавать вопросы.
Предметные результаты
-
умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
-
умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
-
умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
-
умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
-
умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
В результате изучения данного курса обучающиеся будут знать/понимать:
-
вести обсуждение, выражать собственное мнение и обосновывать его;
-
читать текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой;
-
научно излагать материал в письменном виде согласно проблеме;
-
выполнять проектную работу;
-
самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним;
-
сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты и делать выводы;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
-
понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнять;
-
выполнять задания, предложенные учителем;
-
обсуждать выступления одноклассников;
-
извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
-
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии;
-
понимать, как работать с книгой (соблюдать правила пользования книгой, уметь листать книгу, быстро находить нужную страницу, уметь показывать, называть, объяснять назначение элементов книги - обложка, корешок, титульный лист, листок, страницы, номер страницы, поля, текст, иллюстрация; уметь описать незнакомую детскую книгу по её заглавию, иллюстрациям, оглавлению; уметь находить в книге сведения об авторе; уметь ориентироваться в группе книг (от 2 до 4), выбирать среди них книгу по заданным признакам, самостоятельно читать её;
-
умело пользоваться в речи фразеологизмами, синонимами, антонимами, омонимами, осмысливать их;
-
уметь ориентироваться в содержании прочитанного;
-
уметь самостоятельно пользоваться перечнем условных обозначений, данных в учебной книге; умение быстро находить нужные знаки, объяснять их назначение;
-
знать основные факты жизненного и творческого пути известных лингвистов;
-
уметь выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-
уметь выполнять творческие задания (писать собственные стихотворения, рассказы);
-
находить в тексте и использовать в своей речи средства выразительности;
-
выражать свое отношение к прочитанному;
-
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным материалом;
-
уметь работать со словарными статьями;
-
расширять запас лексики;
-
понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
-
владеть навыками и умениями проводить и участвовать в дискуссии;
-
уметь выполнять проекты.
Содержание курса внеурочной деятельности
5 класс (34 часа)
1.Организационное занятие. Понемногу о многом (1 час)
Наука о языке. Ученые-языковеды. Развитие языка.
2.Звук и буква (3 часа) Звуки речи и буквы, их отличие. Изменение звуков. Звуковой состав речи. Игры. Практическая работа «Транскрибирование»
3.Можно ли писать без букв? (2 часа) История возникновения букв. Древний вид письма. Создание альбома «Добуквенное письмо»
4.Буквы понятные, потерянные, редкие и когда-то страшные (3 часа) Создание русской азбуки. Начертания букв. Кириллица. Веселые буква. Лишние буквы
5.Загадочный папирус (2 часа) Старые письмена. Игра «Почему мы так называемся»
6.Словесные раскопки (3 часа) Откуда пришли названия наших месяцев? Что значат названия дней недели?
Как получили свои названия монеты? Происхождение слов. Игра «Почему мы так называемся»
7.Увлекательное около нас (3 часа)
Проекты: « Название городов, улиц, площадей». Игры «Родственники», «Соедините нас»
8.Бывают ли у слов родственники? (3 часа)
Богатство русского языка. Практическая работа «Словообразование слов»
9.Можно ли сломать язык? (2 часа)
Знакомство и работа со словарем русского языка Ожегова. Игра «Угадай»
10.Сказал то же, да не одно и то же (3 часа)
Синонимы.
11.«Тезки наоборот» (2 часа)
Антонимы.
12.О словах разных и одинаковых (3 часа)
Омонимы.
13.Прочь с дороги! (2 часа)
Что затрудняет и засоряет нашу речь
14.Итоговое занятие (2 час) Викторина: «Искусство слова». Итоговое занятие. В.Волина «Весёлая грамматика».
6 класс (34 часа)
1.Организационное занятие. Продолжаем разговор о языке (1 час) Игра «Где мы встречались?»
2.Фразеологические обороты (4 часа)
Фразеология. Проект: «Словарь фразеологизмов»
3.Почему мы так говорим (3 часа)
Игра «Замени нас». Происхождение фразеологизмов. Практическая работа «Откуда пришло выражение»
4.Кто впереди? (3 часа)
Игра «Замени нас» Разгадывание кроссвордов «Фразеологизмы»
5.Крылатые слова (3 часа)
Из истории крылатых слов. Проект: «Крылатые слова»
6.Биографию имеют не только люди, но и слова (3 часа)
Что такое этимология? Составление биографии слов. Работа со словарями.
7.Не в бровь, а в глаз (3 часа)
Пословицы и поговорки.
8.Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды (3 часа)
Выразительность русского языка. Интонация. Паузы. Логическое ударение.
9.В руках умелых слово творит чудеса (3 часа)
Средства выразительности. Эпитеты. Метафоры. Олицетворение. Сравнение.
10.Откроем еще одну шкатулку с богатствами русского языка (3 часа)
Звукопись. Ритм. Выразительность.
11.Наш язык богат и могуч (3 часа) Построение речевого высказывания в устной и письменной форме. 12.Итоговое занятие (2 час) Викторина: «Искусство слова». Обобщение: «Великая сила слова!»
7 класс (34 часа)
1.Организационное занятие. Будем говорить правильно (1 час)
Литературный язык. Языковые нормы литературного языка.
2.Синтаксическое богатство нашего языка (5 часа)
Богатство русского языка синтаксическими формами. Анализ прозаических текстов и стихотворений с точки зрения синтаксических конструкций.
3.В творческой мастерской писателя (5 часа)
Анализ произведений А.С. Пушкина. Работа с грамматическими и речевыми ошибками.
4.Об одном и том же по-разному (4 часа)
Сопоставительный анализ текстов. Стили речи.
5.Встреча с работником газеты (журнала) (4 часа)
Публицистика и её особенности. Газеты и журналы. Интересное о пунктуации.
6.Говорите правильно. Секреты орфоэпии. (5 часа)
Посещение библиотеки. Встреча с писателями Нижнего Новгорода. Отзыв о книге.
7.Великие мысли великих людей. (4 часа)
Кpылaтыe cлoвa – фpaзeoлoгизмы, выдepжки из литepaтуpных пpoизвeдeний, изpeчeния иcтopичecких лиц, имeнa пepcoнaжeй, aфopизмы, cтaвшиe уcтoйчивыми выpaжeниями в paзгoвopнoй и пиcьмeннoй peчи.
8.Язык твой – друг твой (4 часа)
Особенности ораторского искусства. Темп. Ритм. Логические ударения в речи. Правила декламации.
9.Итоговое занятие (2 час)
Викторина: «Искусство слова». Обобщение: «Великая сила слова!»
Тематическое планирование
№
| Наименование
разделов и тем
| Кол-во часов
| Характеристика основных видов учебной деятельности
| Дата
| 5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)
|
| 1
| Организационное занятие. Понемногу о многом.
| 1
| Иметь представление о языке и ученых-языковедах. Овладевать чтением-пониманием, умением выделять основную информацию
|
| 2
| Звуки речи и буквы, их отличие.
| 3
| Понимать различие между звуками и буквами. Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Осознанное построение речевого высказывания
|
| 3
| Изменение звуков. Звуковой состав речи. Сравнительный анализ.
|
| 4
| «Транскрибирование». Практикум.
|
| 5
| Можно ли писать без букв?
| 2
| Иметь представление об истории возникновения букв. Извлечение необходимой информации из текста; осознанное построение речевого высказывания. Самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера
|
| 6
| Комплексная работа с текстом.
|
| 7
| Буквы понятные, потерянные, редкие и когда-то страшные.
| 3
| Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Планирование учебного сотрудничества
|
| 8
| Практическая работа с текстом.
|
| 9
| Комплексная работа с текстом в паре.
|
| 10
| Загадочный папирус
| 2
| Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска
|
| 11
| Методы информационного поиска.
|
| 12
| Словесные раскопки.
| 3
| Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия
|
| 13
| Словесные раскопки. Практикум.
|
| 14
| Словесные раскопки. Комплексная работа с текстом в паре.
|
| 15
| Увлекательное около нас.
| 3
| Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера
|
| 16
| Создание собственного речевого высказывания в устной форме.
|
| 17
| Создание собственного речевого высказывания в письменной форме.
|
| 18
| Бывают ли у слов родственники?
| 3
| Постановка вопросов; умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. Анализ; синтез; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний
|
| 19
| Слова синонимы. Комплексная работа с текстом.
|
| 20
| Составление словесных родственных гнёзд. Работа в группе.
|
| 21
| Можно ли сломать язык?
| 2
| Иметь представление о словаре русского языка Ожегова. Извлечение необходимой информации из текста; осознанное построение речевого высказывания. Планирование учебного сотрудничества
|
| 22
| Словарь Ожегова. Работа со словарём.
|
| 23
| Сказал то же, да не одно и то же.
| 3
| Иметь представление о синонимах. Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний
|
| 24
| Синонимическое многообразие.
|
| 25
| Выделение нужной информации в тексте.
|
| 26
| «Тезки наоборот»
| 2
| Иметь представление об антонимах. Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний
|
| 27
| Практикум по нахождению антонимов в тексте.
|
| 28
| О словах разных и одинаковых.
| 3
| Иметь представление об омонимах. Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний
|
| 29
| Омонимы в русском языке.
|
| 30
| Практикум по нахождению омонимов в тексте.
|
| 31
| Прочь с дороги! Слова-паразиты.
| 2
| Владеть информацией о том, что затрудняет и засоряет нашу речь. Овладевать чтением-пониманием, умением выделять основную информацию
|
| 32
| Что засоряет нашу речь?
|
| 33
| Викторина: «Искусство слова».
| 2
| Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска
|
| 34
| Итоговое занятие. В.Волина «Весёлая грамматика».
|
| 6 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)
|
| 1
| Организационное занятие. Продолжаем разговор о языке.
| 1
| Уметь осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме
|
| 2
| Фразеологические обороты
| 4
| Иметь представление о фразеологизмах. Постановка вопросов; умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации
|
| 3
| Многообразие фразеологических оборотов в языке.
|
| 4
| Лексическое значение фразеологических оборотов.
|
| 5
| Фразеологические обороты. Работа с текстом.
|
| 6
| Почему мы так говорим? Игра «Замени нас».
| 3
| Уметь строить небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах
|
| 7
| Происхождение фразеологизмов.
|
| 8
| Практическая работа «Откуда пришло выражение»
|
| 9
| Кто впереди? Разгадывание кроссвордов.
| 3
| Самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера
|
| 10
| Комплексный анализ текста.
|
| 11
| Особенности лингвистического анализа.
|
| 12
| Крылатые слова
| 3
| Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний
|
| 13
| Крылатые слова в русской литературе.
|
| 14
| Многообразие крылатых слов и выражений в русской речи.
|
| 15
| Биографию имеют не только люди, но и слова.
| 3
| Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска
|
| 16
| Что такое этимология? Биография отдельных слов.
|
| 17
| Составление биографии слов. Работа со словарями.
|
| 18
| Не в бровь, а в глаз.
| 3
| Иметь представление о пословицах и поговорках. Осознанное построение речевого высказывания; извлечение необходимой информации из текста
|
| 19
| Языковые особенности пословиц и поговорок.
|
| 20
| Использование русских пословиц и поговорок в современной речи. Практикум.
|
| 21
| «Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». В.Маяковский.
| 3
| Установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. Выразительное чтение. Смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации
|
|
22
| Выразительность русского языка. Интонация. Паузы. Логическое ударение.
|
| 23
| Смысловое выразительное чтение. Практикум.
|
| 24
| В руках умелых слово творит чудеса.
| 3
| Умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. Выразительное чтение. Смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации
|
| 25
| Средства выразительности. Эпитеты. Метафоры. Работа с текстом.
|
| 26
| Средства выразительности. Олицетворение. Сравнение. Работа с текстом.
|
| 27
| Откроем еще одну шкатулку с богатствами русского языка.
| 3
| Умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. Выразительное чтение. Смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации
|
| 28
| Звукопись.
|
| 29
| Ритм. Выразительность.
|
| 30
| Наш язык богат и могуч.
| 3
| Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера
|
| 31
| Построение речевого высказывания в устной форме.
|
| 32
| Построение речевого высказывания в письменной форме.
|
| 33
| Викторина: «Искусство слова».
| 2
| Учатся осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Развиваются умения планировать, прогнозировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
|
| 34
| Обобщение: «Великая сила слова!»
|
|
7 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)
|
| 1
| Организационное занятие. Будем говорить правильно.
| 1
| Иметь представление о литературном языке и его нормах. Извлечение необходимой информации из текста; осознанное построение речевого высказывания
|
| 2
| Синтаксическое богатство нашего языка.
| 5
| Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска
|
| 3
| Богатство русского языка синтаксическими формами.
|
| 4
| Анализ прозаических текстов с точки зрения синтаксических конструкций.
|
| 5
| Анализ лирических текстов с точки зрения синтаксических конструкций.
|
| 6
| Комплексный анализ текстов.
|
| 7
| В творческой мастерской писателя.
| 5
| Уметь находить и различать грамматические и речевые ошибки. Извлечение необходимой информации из текста; осознанное построение речевого высказывания. Планирование учебного сотрудничества
|
| 8
| Анализ произведений А.С. Пушкина.
|
| 9
| Работа с грамматическими ошибками.
|
| 10
| Работа с речевыми ошибками.
|
| 11
| Работа с грамматическими и речевыми ошибками. Практикум.
|
| 12
| Об одном и том же по-разному.
| 4
| Установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. Выразительное чтение. Смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации
|
| 13
| Стили речи.
|
| 14
| Особенности разных стилей речи.
|
| 15
| Анализ текстов разных стилей.
|
| 16
| Встреча с работником газеты (журнала).
| 4
| Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Постановка вопросов; умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. Самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера
|
| 17
| Публицистика и её особенности.
|
| 18
| Газеты и журналы.
|
| 19
| Интересное о пунктуации.
|
| 20
| Говорите правильно. Секреты орфоэпии.
| 5
| Постановка вопросов; умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. Самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера
|
| 21
| Посещение библиотеки.
|
| 22
| Встреча с Нижегородским писателем.
|
| 23
| Отзыв о книге. Правила написания.
|
| 24
| Отзыв о книге. Практикум.
|
| 25
| Великие мысли великих людей.
| 4
| Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний. Создание способов решения проблемы творческого характера
|
| 26
| Кpылaтыe cлoвa – фpaзeoлoгизмы, выдepжки из литepaтуpных пpoизвeдeний.
|
| 27
| Изpeчeния иcтopичecких лиц, имeнa пepcoнaжeй, aфopизмы, cтaвшиe уcтoйчивыми выpaжeниями в paзгoвopнoй и пиcьмeннoй peчи.
|
| 28
| Крылатые выражения в современной речи. Практикум.
|
| 29
| Язык твой – друг твой.
| 4
| Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; структурирование знаний
|
| 30
| Особенности ораторского искусства.
|
| 31
| Темп. Ритм. Логические ударения.
|
| 32
| Правила декламации. Практикум.
|
| 33
| Викторина: «Искусство слова».
| 2
| Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера
|
| 34
| Обобщение: «Великая сила слова!»
|
|
| ВСЕГО
| 102
|
|
|
|