Файл: Контрольная работа дисциплина Социология кр 23. 05. 04. 50. 01. Сзи14опм студент.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Дальневосточный государственный университет путей сообщения»
Кафедра «Философии, социологии и права»
Контрольная работа
дисциплина «Социология»
КР 23.05.04.50.01.СЗИ14ОПМ
Студент __________________________________ (подпись, дата) | Крутиков Д.Г. |
Руководитель______________________________ (подпись, дата) | Спасский Е.Н. |
Хабаровск 2022
План контрольной работы
ВОПРОС 1. Социология как наука 0
ВОПРОС 2. Основные составляющие социальной жизни общества 2
ВОПРОС 3. Основные социологические термины 10
ВОПРОС 4. Тест 10
ВОПРОС 1. Социология как наука
1.1.СОЦИОЛОГИЯ: ПРЕДМЕТ, УРОВНИ И ФУНКЦИИ
Социология – это наука об обществе, изучающая законы существования и развития общества, складывающиеся в процессе взаимодействия людей.
Этот термин ввёл основатель социологии французский учёный Огюст Конт в 1839 г.
Социология изучает общество в целом, а также отдельные его части:
-
глобальное мировое сообщество; -
традиционное национальное общество; -
микрообщество (социальная группа, семья и т.д.); -
индивид; -
взаимодействия личностей и социальных групп в их структурных взаимозависимостях в определенных условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе.
2. Уровни социологии.
Макросоциология | изучает большие социальные системы: общество, социальные институты, подсистемы общества |
Микросоциология | изучает малые группы и межличностное общение: семья, студенческая группа |
Эмпирическая социология | собирает фактический материал и его описывает |
3.Функции социологии.
Познавательная | получает новое знание, создаёт теории, концепции общества |
Информационная | дает возможность получать знания об обществе и поведении людей |
Управленческая | управленческие решения принимаются на основе социологических оценок и рекомендаций |
Прогностическая | позволяет строить прогнозы о развитии общества |
Познавательная функция – заключается в исследовании социальных явлений, в получении научных представлений о сущности и содержании социальных явлений, в исследовании связи с другими явлениями, в изучении характера и закономерностей развития социальных явлений. Она концентрирует знания о социальной жизни, ее законах и перспективах развития. На основе чего вырабатываются научные прогнозы развития других сфер жизни общества (социальной, экономической, политической, духовной).
Функция социального контроля – Регулирование поведения и отношений людей в социуме
Прогностическая функция – заключается в определении диапазона возможностей и вероятностей альтернативных сценариев будущего, о вероятных потерях каждого варианта, в обнаружении социального нездоровья общества, в определении роста социальной напряженности, на основе чего создаётся возможность для выработки рекомендаций к повышению эффективности деятельности людей в сферах управления, взаимодействиях.
Функция социального планирования – заключается в определении процессов жизнедеятельности государства, регионов, вплоть до трудовых коллективов и семьи.
Идеологическая функция – заключается в том, что результаты исследований используются в интересах групп, партий, дают возможность манипулировать поведением людей, определяют новые социальные ценности и предпочтения, дают возможность группам и классам защищать свои интересы, обосновывать свою политику и оправдывать свой выбор.
Практическая функция –заключается в том, что на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений разрабатываются практические рекомендации, направленные на улучшение механизма социального управления, повышение его эффективности на всех уровнях.
Гуманистическая функция – заключается в том, что социология способствует формированию и совершенствованию лучших общественных отношений, утверждению правдивости, объективности, гуманности и взаимопонимания в обществе.
Критическая функция – заключается в том, что социология на основе анализа функционирования и развития социальных систем выражает практические рекомендации по их совершенствованию, предлагает варианты их социального развития, формирует вариант их прогресса.
Мировоззренческая функция – проявляется в том, что социология вооружает человека и общество знанием законов, закономерностей развития социальных систем, формирует взгляды на общественные процессы, дает теоретическое обобщение социальной практики.
Охранительная функция – заключается в том, что социология как бы предлагает социальное направление на охрану конкретных общественных порядков, ставит социологический диагноз в целях нахождения эффективных путей совершенствования системы в целом и составных её элементов.
Воспитательная функция социологии – реализуется в том, что знания, добываемые ею, непосредственно используются в воспитании людей, в воздействии на их сознание, поведение, трансляцию социального опыта поколений и формировании определённых социальных качеств личности.
4. Социологическое исследование – это способ получить достоверные данные об изучаемом явлении с помощью логически последовательных процедур для их практического применения.
Виды социологического исследования
Вид СоцИс | Характеристика задач |
Разведывательное исследование |
|
Описательное исследование |
|
Аналитическое исследование |
|
Методы социологического исследования
Метод и определение | виды |
Опрос - способ получения социальной информации о мнениях и мотивах людей, с помощью определенных вопросов |
|
Наблюдение - социолог записывает то, что видит, слышит во взаимодействиях изучаемых людей |
|
Анализ документов - изучение документов, измерение качественных и количественных характеристик текста |
|
Эксперимент – изучение как изменится поведение людей, если их поместить в новые условия |
|
ВОПРОС 2. Основные составляющие социальной жизни общества
2.1Социология Огюста Конта: основные положения теории.
Социология понималась О. Контом как фундаментальная наука, интегрирующая все знания об обществе. В классификации наук она занимает самое почетное место и призвана открывать и описывать единые, универсальные законы развития общества, неотделимые от законов природы.
Социологический проект Конта основывался на позитивистской доктрине, ядро которой составляли следующие принципы:
• натурализм, согласно которому социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности;
• методы социального исследования должны быть аналогичны методам естествознания;
• истинность понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических проверок;
• социальные явления должны быть описаны и выражены в количественных показателях;
• социолог должен воздерживаться от ценностных суждений.
Социологию в целом Конт подразделял на две части: социальную статику и социальную динамику. Первая призвана изучать строение общества, его структурные элементы, вторая — законы социального развития.
В рамках социальной статики Конт выделял три главных социальных института: семью, государство и религию.
Социальная динамика — это позитивная теория общественного развития. Первичным фактором социальной динамики является духовное, умственное развитие. Ко вторичным факторам Конт относил климат, расу, среднюю продолжительность жизни человека, рост народонаселения, общественное разделение труда.
В учении о социальной динамике Конт характеризовал развитие общества как прогрессивное. Он подчеркивал, что человечество беспрерывно совершенствуется в процессе развития цивилизации с физической, нравственной, умственной и политической точек зрения. Конт указывал на большую роль в этом процессе общественного разделения труда и, в частности, политической деятельности, исследованию которой он посвятил труд "Система позитивной политики".
Закон трех стадий -- краеугольный камень контовской социальной динамики -- является одновременно историческим и логическим законом: три стадии развития человеческого ума соответствуют трем аналогичным стадиям развития истории.
Теологическую, или физическую стадию, охватывающую древность и раннее средневековье (до 1300г.), Конт делил на три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. При фетишизме люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в них богов. При политеизме, получившем наибольшее распространение в Древней Греции и Риме, жизнью наделялись «фиктивные существа», вмешательством которых объяснялись все явления. Создавалось «поэтическое мировоззрение», способствующее развитию художественного творчества, но неспособное руководить практикой. В этом Конт видел причину слабого развития материальной культуры в древности.
Эпоха монотеизма -- это эпоха христианства. Религия одного бога изменяет образ мира, политические и общественные отношения, обычаи, мораль. Конт пространно описывал якобы необыкновенную гармонию между средневековым государством и религией и считал католицизм творцом «величайшего до сего времени политического шедевра человеческой мудрости». Именно в средневековье следует искать образцы некоторых социальных учреждений.
Метафизическая стадия, охватывающая 1300 -- 1800 гг., казалась Конту переходной эпохой, для которой характерно разрушение старых верований -- фундамента общественного порядка. Реформация, философия Просвещения, революция («политический триумф метафизиков и правовиков» - таковы важнейшие события этой эпохи). Негативная критическая философия привела к упадку все авторитеты, власть господствующих классов, религии. Однако, эмансипировав личность и угнетенные классы, революция, по мнению Конта, не создавала доктрины, которые могли бы объединить умы. Концепция французских революционеров, считает Конт, были основаны на незнании истории и ее законов. Стремиться к революционным изменениям -- значит идти против законов истории, нарушать ее закономерный ход, ввергать общество в болезненное состояние и т.п. «Метафизический дух», родившийся в эту эпоху, санкционировал философские сомнения, моральную испорченность и политический беспорядок. Современное общество, погруженное в анархию, испытывает потребность в новой идеологии, которая придет на смену ложным, фиктивным доктринам и выполнит интегрирующую общественную роль.