Файл: Профессиональное образовательное учреждение Уральский региональный колледж Рабочая тетрадь по криминалистике (учебнометодическое пособие).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 1135
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема №4: «Теория криминалистической идентификации».
Блок вопросов
1. Понятие тождества.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Понятие, принципы, научные основы и задачи криминалистической идентификации.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Основные понятия криминалистической идентификации: свойства и признаки объектов, идентификационный комплекс признаков, идентификационное поле, идентификационный период. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Субъекты криминалистической идентификации. Проведите разграничение их компетенции в процессе доказывания тождества. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Объекты криминалистической идентификации.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Понятие и виды образцов для сравнительного исследования.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Виды и формы криминалистической идентификации.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Стадии процесса идентификации.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Дайте общую характеристику вывода эксперта о тождестве.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Блок решения задач
Задача №1.
Из металлического сейфа, окрашенного в коричневый цвет, с помощью отжима двери было похищено 200 000 руб. На квартире у подозреваемого был найден ломик, поверхность которого содержала частицы коричневой краски.
Задание.
1. Определите, какие объекты являются идентифицируемыми, а какие идентифицирующими?
2. Может ли обнаруженная на ломике краска рассматриваться в качестве идентифицирующего объекта?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача №2.
10 марта 2012 г. по уголовному делу о краже имущества из квартиры гр. Семина Ф. был проведен осмотр, в ходе которого были изъяты следы взлома на коробе входной двери и лицевой планке замка. На дверце платяного двухстворчатого шкафа из одной комнаты, а также на обложке книги, лежавшей на полу, было обнаружено и изъято 4 следа пальцев рук, в которых хорошо отобразились детали папиллярных узоров. Через 5 дней после проведения осмотра места происшествия был задержан подозреваемый Петров Т.П., у которого были изъяты некоторые вещи, похищенные у Семина Ф., - золотые часы «Рубин», видеокамера «SONY», газовый пистолет и 7 патронов к нему.
Задание.
Определите, какие идентификационные исследования могут быть проведены в данном случае?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача №3.
25 августа 2013 г. в лесу Чеховского района был обнаружен труп женщины на вид 30-35 лет, с признаками насильственной смерти, лицо было сильно обезображено. Положение трупа, повреждения на одежде, ее состояние свидетельствовали о том, что убийству предшествовала драка. Указанное обстоятельство позволило предположить, что части тела и одежда преступника должны были соприкасаться с потерпевшей и ее одеждой. В правой кисти трупа оказались зажатыми несколько волос. С соблюдением необходимых правил одежду потерпевшей, а также подногтевое содержимое и образцы волос изъяли и упаковали. Документов при убитой не оказалось. Спустя 2 дня, в отделение розыска областного УВД обратилась гражданка Синицына Н.Р. с заявлением об исчезновении своей 27-летней дочери Марии. Однако восстановить прижизненный облик убитой и опознать ее не удалось. Необходимо было сопоставить приметы исчезнувшей и обнаруженного тупа. Из квартиры, в которой проживала Мария, изъяли альбом с фотографиями, несколько волос с расчески, а также образцы отпечаток пальцев оставленных на платяном шкафу и комоде. Эксперты-биологи установили, что волосы, обнаруженные в квартире Синицыной Н.Р., совпали по всем признакам с образцом волос, взятых с головы убитой. Сравнительное исследование фотографии убитой с фотографиями Марии выявило совпадение некоторых признаков. Образцы отпечаток пальцев совпали с отпечатками пальцев убитой. Таким образом, совпадающие признаки в итоге индивидуализировали личность и дали основание сделать категорический вывод, что труп, 28 обнаруженный в лесу, и без вести пропавшая Мария Синицына – одно и то же лицо. 26 августа по горячим следам по подозрению в убийстве был задержан Ветров Т.Н. Одежду, в которой он находился, подногтевое содержимое и образцы его волос изъяли. Экспертиза установила, что в подногтевом содержимом правой руки потерпевшей имеется одно шерстяное микроволокно зеленого цвета общей родовой принадлежности с одним из двух видов волокон, входящих в состав ткани брюк подозреваемого. Волосы, изъятые из правой кисти Марии С., происходят с одной и той же головы. Все они сходны по ряду морфологических признаков, а также по групповой характеристике с волосами головы подозреваемого и могут происходить с его головы. В подногтевом содержимом подозреваемого были обнаружены микроволокны,
сходные с волокнами, входящими в ткани одежды потерпевшей.
Задание.
Используя приведенную фабулу, дайте самостоятельный следственно-экспертный анализ идентификационных ситуаций. При этом укажите, какой объект в данных случаях является проверяемым и искомым, какие идентификационные поля были использованы для разрешения идентификационной ситуации, какие идентифицируемые объекты установлены? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Тема № 5: «Криминалистическое изучение личности»
Блок контрольных вопросов
1. Понятие личности.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
2.Понятие и задачи криминалистического изучения личности.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
3. Место данных о личности в системе криминалистической информации. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
4. Классификация свойств личности
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
5.Источники получения и методы исследования информации о свойствах личности
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
6. Основные направления использования данных о личности на стадии предварительного расследования преступлений
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
7. Особенности изучения личности отдельных участников процесса расследования ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
8. Как учитываются и используются следователем в тактике следственных действий некоторые психологические особенности личности участников процесса расследования (психологические состояния, психологические проявления заболеваний)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
9. Какова специфика изучения личности несовершеннолетнего обвиняемого ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Блок практических заданий
1. Каждый студент должен изучить архивное уголовное дело и составить справку – обобщения по следующим вопросам: А) Укажите в полном ли объеме изучена личность обвиняемого и других участников?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Б) Из каких источников и какими методами была получена информация о личности обвиняемого и других участников?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ В) Какие сведения о личности собраны при подготовке к следственным действиям? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Г) Какие данные о личности использовались и учитывались при допросе (установление психологического контакта, предъявлении доказательств) и при проведении других следственных действий?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________Д) Какие сведения могут указывать на мотивы и причины совершения преступления? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
2. Составьте свой письменный план изучения личности обвиняемого
Блок вопросов
1. Понятие тождества.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Понятие, принципы, научные основы и задачи криминалистической идентификации.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Основные понятия криминалистической идентификации: свойства и признаки объектов, идентификационный комплекс признаков, идентификационное поле, идентификационный период. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Субъекты криминалистической идентификации. Проведите разграничение их компетенции в процессе доказывания тождества. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Объекты криминалистической идентификации.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Понятие и виды образцов для сравнительного исследования.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Виды и формы криминалистической идентификации.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Стадии процесса идентификации.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Дайте общую характеристику вывода эксперта о тождестве.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Блок решения задач
Задача №1.
Из металлического сейфа, окрашенного в коричневый цвет, с помощью отжима двери было похищено 200 000 руб. На квартире у подозреваемого был найден ломик, поверхность которого содержала частицы коричневой краски.
Задание.
1. Определите, какие объекты являются идентифицируемыми, а какие идентифицирующими?
2. Может ли обнаруженная на ломике краска рассматриваться в качестве идентифицирующего объекта?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача №2.
10 марта 2012 г. по уголовному делу о краже имущества из квартиры гр. Семина Ф. был проведен осмотр, в ходе которого были изъяты следы взлома на коробе входной двери и лицевой планке замка. На дверце платяного двухстворчатого шкафа из одной комнаты, а также на обложке книги, лежавшей на полу, было обнаружено и изъято 4 следа пальцев рук, в которых хорошо отобразились детали папиллярных узоров. Через 5 дней после проведения осмотра места происшествия был задержан подозреваемый Петров Т.П., у которого были изъяты некоторые вещи, похищенные у Семина Ф., - золотые часы «Рубин», видеокамера «SONY», газовый пистолет и 7 патронов к нему.
Задание.
Определите, какие идентификационные исследования могут быть проведены в данном случае?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача №3.
25 августа 2013 г. в лесу Чеховского района был обнаружен труп женщины на вид 30-35 лет, с признаками насильственной смерти, лицо было сильно обезображено. Положение трупа, повреждения на одежде, ее состояние свидетельствовали о том, что убийству предшествовала драка. Указанное обстоятельство позволило предположить, что части тела и одежда преступника должны были соприкасаться с потерпевшей и ее одеждой. В правой кисти трупа оказались зажатыми несколько волос. С соблюдением необходимых правил одежду потерпевшей, а также подногтевое содержимое и образцы волос изъяли и упаковали. Документов при убитой не оказалось. Спустя 2 дня, в отделение розыска областного УВД обратилась гражданка Синицына Н.Р. с заявлением об исчезновении своей 27-летней дочери Марии. Однако восстановить прижизненный облик убитой и опознать ее не удалось. Необходимо было сопоставить приметы исчезнувшей и обнаруженного тупа. Из квартиры, в которой проживала Мария, изъяли альбом с фотографиями, несколько волос с расчески, а также образцы отпечаток пальцев оставленных на платяном шкафу и комоде. Эксперты-биологи установили, что волосы, обнаруженные в квартире Синицыной Н.Р., совпали по всем признакам с образцом волос, взятых с головы убитой. Сравнительное исследование фотографии убитой с фотографиями Марии выявило совпадение некоторых признаков. Образцы отпечаток пальцев совпали с отпечатками пальцев убитой. Таким образом, совпадающие признаки в итоге индивидуализировали личность и дали основание сделать категорический вывод, что труп, 28 обнаруженный в лесу, и без вести пропавшая Мария Синицына – одно и то же лицо. 26 августа по горячим следам по подозрению в убийстве был задержан Ветров Т.Н. Одежду, в которой он находился, подногтевое содержимое и образцы его волос изъяли. Экспертиза установила, что в подногтевом содержимом правой руки потерпевшей имеется одно шерстяное микроволокно зеленого цвета общей родовой принадлежности с одним из двух видов волокон, входящих в состав ткани брюк подозреваемого. Волосы, изъятые из правой кисти Марии С., происходят с одной и той же головы. Все они сходны по ряду морфологических признаков, а также по групповой характеристике с волосами головы подозреваемого и могут происходить с его головы. В подногтевом содержимом подозреваемого были обнаружены микроволокны,
сходные с волокнами, входящими в ткани одежды потерпевшей.
Задание.
Используя приведенную фабулу, дайте самостоятельный следственно-экспертный анализ идентификационных ситуаций. При этом укажите, какой объект в данных случаях является проверяемым и искомым, какие идентификационные поля были использованы для разрешения идентификационной ситуации, какие идентифицируемые объекты установлены? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Тема № 5: «Криминалистическое изучение личности»
Блок контрольных вопросов
1. Понятие личности.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
2.Понятие и задачи криминалистического изучения личности.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
3. Место данных о личности в системе криминалистической информации. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
4. Классификация свойств личности
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
5.Источники получения и методы исследования информации о свойствах личности
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
6. Основные направления использования данных о личности на стадии предварительного расследования преступлений
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
7. Особенности изучения личности отдельных участников процесса расследования ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
8. Как учитываются и используются следователем в тактике следственных действий некоторые психологические особенности личности участников процесса расследования (психологические состояния, психологические проявления заболеваний)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
9. Какова специфика изучения личности несовершеннолетнего обвиняемого ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Блок практических заданий
1. Каждый студент должен изучить архивное уголовное дело и составить справку – обобщения по следующим вопросам: А) Укажите в полном ли объеме изучена личность обвиняемого и других участников?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Б) Из каких источников и какими методами была получена информация о личности обвиняемого и других участников?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ В) Какие сведения о личности собраны при подготовке к следственным действиям? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Г) Какие данные о личности использовались и учитывались при допросе (установление психологического контакта, предъявлении доказательств) и при проведении других следственных действий?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________Д) Какие сведения могут указывать на мотивы и причины совершения преступления? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
2. Составьте свой письменный план изучения личности обвиняемого