Файл: Профессиональное образовательное учреждение Уральский региональный колледж Рабочая тетрадь по криминалистике (учебнометодическое пособие).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 1135

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема №4: «Теория криминалистической идентификации».

Блок вопросов

1. Понятие тождества.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Понятие, принципы, научные основы и задачи криминалистической идентификации.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Основные понятия криминалистической идентификации: свойства и признаки объектов, идентификационный комплекс признаков, идентификационное поле, идентификационный период. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Субъекты криминалистической идентификации. Проведите разграничение их компетенции в процессе доказывания тождества. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Объекты криминалистической идентификации.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Понятие и виды образцов для сравнительного исследования.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Виды и формы криминалистической идентификации.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________


________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Стадии процесса идентификации.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Дайте общую характеристику вывода эксперта о тождестве.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Блок решения задач

Задача №1.

Из металлического сейфа, окрашенного в коричневый цвет, с помощью отжима двери было похищено 200 000 руб. На квартире у подозреваемого был найден ломик, поверхность которого содержала частицы коричневой краски.

Задание.

1. Определите, какие объекты являются идентифицируемыми, а какие идентифицирующими?

2. Может ли обнаруженная на ломике краска рассматриваться в качестве идентифицирующего объекта?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача №2.

10 марта 2012 г. по уголовному делу о краже имущества из квартиры гр. Семина Ф. был проведен осмотр, в ходе которого были изъяты следы взлома на коробе входной двери и лицевой планке замка. На дверце платяного двухстворчатого шкафа из одной комнаты, а также на обложке книги, лежавшей на полу, было обнаружено и изъято 4 следа пальцев рук, в которых хорошо отобразились детали папиллярных узоров. Через 5 дней после проведения осмотра места происшествия был задержан подозреваемый Петров Т.П., у которого были изъяты некоторые вещи, похищенные у Семина Ф., - золотые часы «Рубин», видеокамера «SONY», газовый пистолет и 7 патронов к нему.

Задание.

Определите, какие идентификационные исследования могут быть проведены в данном случае?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________



________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача №3.

25 августа 2013 г. в лесу Чеховского района был обнаружен труп женщины на вид 30-35 лет, с признаками насильственной смерти, лицо было сильно обезображено. Положение трупа, повреждения на одежде, ее состояние свидетельствовали о том, что убийству предшествовала драка. Указанное обстоятельство позволило предположить, что части тела и одежда преступника должны были соприкасаться с потерпевшей и ее одеждой. В правой кисти трупа оказались зажатыми несколько волос. С соблюдением необходимых правил одежду потерпевшей, а также подногтевое содержимое и образцы волос изъяли и упаковали. Документов при убитой не оказалось. Спустя 2 дня, в отделение розыска областного УВД обратилась гражданка Синицына Н.Р. с заявлением об исчезновении своей 27-летней дочери Марии. Однако восстановить прижизненный облик убитой и опознать ее не удалось. Необходимо было сопоставить приметы исчезнувшей и обнаруженного тупа. Из квартиры, в которой проживала Мария, изъяли альбом с фотографиями, несколько волос с расчески, а также образцы отпечаток пальцев оставленных на платяном шкафу и комоде. Эксперты-биологи установили, что волосы, обнаруженные в квартире Синицыной Н.Р., совпали по всем признакам с образцом волос, взятых с головы убитой. Сравнительное исследование фотографии убитой с фотографиями Марии выявило совпадение некоторых признаков. Образцы отпечаток пальцев совпали с отпечатками пальцев убитой. Таким образом, совпадающие признаки в итоге индивидуализировали личность и дали основание сделать категорический вывод, что труп, 28 обнаруженный в лесу, и без вести пропавшая Мария Синицына – одно и то же лицо. 26 августа по горячим следам по подозрению в убийстве был задержан Ветров Т.Н. Одежду, в которой он находился, подногтевое содержимое и образцы его волос изъяли. Экспертиза установила, что в подногтевом содержимом правой руки потерпевшей имеется одно шерстяное микроволокно зеленого цвета общей родовой принадлежности с одним из двух видов волокон, входящих в состав ткани брюк подозреваемого. Волосы, изъятые из правой кисти Марии С., происходят с одной и той же головы. Все они сходны по ряду морфологических признаков, а также по групповой характеристике с волосами головы подозреваемого и могут происходить с его головы. В подногтевом содержимом подозреваемого были обнаружены микроволокны,
сходные с волокнами, входящими в ткани одежды потерпевшей.

Задание.

Используя приведенную фабулу, дайте самостоятельный следственно-экспертный анализ идентификационных ситуаций. При этом укажите, какой объект в данных случаях является проверяемым и искомым, какие идентификационные поля были использованы для разрешения идентификационной ситуации, какие идентифицируемые объекты установлены? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

Тема № 5: «Криминалистическое изучение личности»

Блок контрольных вопросов

1. Понятие личности.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

2.Понятие и задачи криминалистического изучения личности.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

3. Место данных о личности в системе криминалистической информации. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

4. Классификация свойств личности

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

5.Источники получения и методы исследования информации о свойствах личности

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

6. Основные направления использования данных о личности на стадии предварительного расследования преступлений

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

7. Особенности изучения личности отдельных участников процесса расследования ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________


8. Как учитываются и используются следователем в тактике следственных действий некоторые психологические особенности личности участников процесса расследования (психологические состояния, психологические проявления заболеваний)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

9. Какова специфика изучения личности несовершеннолетнего обвиняемого ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

Блок практических заданий

1. Каждый студент должен изучить архивное уголовное дело и составить справку – обобщения по следующим вопросам: А) Укажите в полном ли объеме изучена личность обвиняемого и других участников?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Б) Из каких источников и какими методами была получена информация о личности обвиняемого и других участников?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ В) Какие сведения о личности собраны при подготовке к следственным действиям? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

Г) Какие данные о личности использовались и учитывались при допросе (установление психологического контакта, предъявлении доказательств) и при проведении других следственных действий?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________Д) Какие сведения могут указывать на мотивы и причины совершения преступления? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

2. Составьте свой письменный план изучения личности обвиняемого