Файл: 6. организация умственного труда. Управленческий труд.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
6. ОРГАНИЗАЦИЯ УМСТВЕННОГО ТРУДА. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ТРУД
1. Понятие и особенности категории умственного труда
Различают три вида умственного труда: эвристический, административный и операторный.
По содержанию он включает выполнение различных организационно-административных операций.
2. Особенности организации умственного труда
Требования к организации умственного труда:
3. Управленческая трудовая операция
По функционально-технологическому признаку можно выделить три группы операций:
4. Особенности организации рабочих мест работников умственного и управленческого труда
6. ОРГАНИЗАЦИЯ УМСТВЕННОГО ТРУДА. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ТРУД
Понятие и особенности категории умственного труда
Особенности организации умственного труда
Управленческая трудовая операция
Особенности организации рабочих мест работников умственного и управленческого труда
1. Понятие и особенности категории умственного труда
Умственный труд – это труд, характеризующийся преобладанием психической нагрузки над физической (мышечной) нагрузкой.
Различают три вида умственного труда: эвристический, административный и операторный.
По своему функциональному назначению он характеризуется как труд по исследованию, анализу и разработке различных вопросов.
По содержанию он связан с выполнением аналитических и конструктивных операций и направлен на разработку и принятие решений.
По содержанию он включает выполнение различных организационно-административных операций.
По содержанию это информационно-техническая работа, включающая документационные операции, первично-счетные и учетные, ввод данных в ЭВМ, переработку информации по заранее разработанной программе, вычислительные операции.редко бывает монотонной и обусловленной рядом четких, повторяющихся операций;
выполняется в соответствии с профессиональными нормами и стандартами качества, а также с учетом правил и требований организации;
направлена на решение текущих и стратегических задач организации, вытекающих из целей проектов или служебных обязанностей;
обусловлена самомотивацией и предполагает внутреннее стремление к творческой деятельности;
требует постоянного совершенствования знаний и навыков в профессиональной сфере;
может контролироваться самим человеком;
трудно поддается влиянию и контролю извне;
не поддается учету, не зависит от конкретного технологического процесса и, следовательно, не всегда имеет ясные и однозначные цели;
во многих аспектах отличается неопределенностью и одновременно допускает несколько различных вариантов решения проблем.
Работники физического труда не владеют средствами производства. Они обладают ценным опытом, который зависит от конкретного оборудования и инструмента. Работники умственного труда владеют своими средствами производства, то есть знаниями, которые хранятся в их голове и портативных базах информации.
Работники умственного труда намного мобильнее. Они могут довольно оперативно сменить место работы.
Работники умственного труда гораздо больше зависят от коллектива, от сложившейся организационной структуры, от информации, от коммуникации, от информационно-коммуникационных технологий, от отношений в коллективе.
Работники умственного труда требуют гораздо большего внимания к организации их труда. Это касается всех форм организации умственного труда. Ученым-одиночкам нужны помощники и обслуживание. Партнерским группам равноправных специалистов-разработчиков нужен лидер либо координатор и обслуживание. Проектным группам нужна команда, лидер, нужно распределение ролей и обслуживание.
2. Особенности организации умственного труда
Требования к организации умственного труда:
Постепенное вхождение в трудовую деятельность.
Соблюдение строгой последовательности в выполнении работы, систематичности и тщательного планирования трудовой деятельности.
Определение и последовательное соблюдение оптимального темпа и ритма выполнения работы
Установление и соблюдение научно обоснованного режима труда и отдыха при разумном сочетании умственной и физической деятельности с занятиями физкультурой и спортом.
точностью понимания (осознания, интерпретации) производственного задания;
знанием того, что ответственность за производительность целиком возлагается на самого работника.;
неотъемлемой частью умственной работы должна стать непрерывная инновационная деятельность.;
работнику умственного труда надо находиться в режиме непрерывного и повсеместного учебного процесса;
измерение производительности работника умственного труда главным образом осуществляется через оценку качества его работы;
насколько в организации смотрят на работника умственного труда как на «капитал» и насколько это соответствует обращению с ним.
Представить его как результат, как интеллектуальный продукт, какого рода решения требует данная интеллектуальная задача, какова иерархия этих решений.
Сформулировать, в соответствии с требованиями управления по результатам, цель интеллектуальной деятельности по данному заданию, т.е. определить: 1) качественное выражение результата; 2) количественное выражение; 3) срок достижения цели; 4) ответственного исполнителя; 5) ограничения по всем видам ресурсов.
Согласно иерархии решений, структурировать цель и построить дерево цели на 2-3 уровнях с установлением коэффициентов относительной и абсолютной важности всех подцелей.
Определить стратегию интеллектуальной деятельности : каковы частные задачи, что содействует выполнению задания, что надо обеспечить, что мешает и что надо устранить .
При выполнении интеллектуальной работы одним специалистом – руководителем проекта, ответственность распределяется между ним и его помощниками, пропорционально их вкладу в общий результат.
При выполнении интеллектуальной работы группой партнеров, равных между собой, но имеющих компетенцию в разных направлениях, ответственность распределяется в соответствии с их компетенцией.
При выполнении интеллектуальной работы коллективом, разбитым на ряд подразделений, ответственность распределяется между подразделениями.
Новыми являются:
ряд новинок интеллектуального труда, созданных конкурентами, которые надо изучить;
собственный интеллектуальный продукт;
используемая технология и технологическое оборудование, информационно-коммуникационные технологии;
условия умственного труда (стратегические интеллектуальные позиции предприятия).
3. Управленческая трудовая операция
Основным элементом процесса управленческого труда является управленческая трудовая операция, которую можно классифицировать по следующим признакам: функционально-технологическому содержанию, степени механизации, характеру преобразования информации и др.По функционально-технологическому признаку можно выделить три группы операций:
организационно-административные;
аналитико-конструктивные;
информационно-технические.
Рис.1. Виды управленческих трудовых операций
Координирующие взаимодействия осуществляют межфункциональные органы, комитеты, специальные группы, стратегические хозяйствующие центры.
При интеграционных взаимодействиях происходит объединение элементов управленческой структуры в единое целое и их подчинение руководящему центру предприятия – совету директоров, правлению, штаб-квартире.
К аналитическим операциям относятся: изучение информации, специальной литературы, опыта разных предприятий и анализ тех или иных показателей, ситуаций и т.д.
Конструктивные операции связаны с подготовкой различных решений: организационных, технических, экономических.
Техническое взаимодействие между субъектами управленческой структуры реализуется в процессе их участия в практической деятельности.
Информационное взаимодействие характеризуется обменом между субъектами управления сведениями, необходимыми для принятия решений. Эти сведения бывают официальными, закрепленными юридически, и неофициальными, не обладающими никаким правовым статусом, но способствующими ориентированию в сложившейся ситуации.
Документальные операции выполняют специалисты и большой штат служащих (технических исполнителей).
Первичносчетные и учетные операции, содержание и объем которых обусловлены номенклатурой и количеством объектов и показателей, подлежащих учету, измерениям, регистрации и т.д.
Коммуникационно-технические операции, обеспечивающие взаимосвязь работников с помощью различных технических средств. К ним относятся звуковые и оптические сигналы, табло, графики, мнемонические схемы и т.д.
Вычислительные и формально-логические операции включают операции по переработке информации
, выполняемые техническими исполнителями или специалистами на счетно-клавишных, электронных микрокалькуляторах, персональных компьютерах и т.д.
4. Особенности организации рабочих мест работников умственного и управленческого труда
Под рабочим местом работника управленческого труда (РУТ) понимается зона его трудовой деятельности, оснащенная необходимыми средствами труда; она охватывает:
устройство и планировку служебных помещений и размещение в них рабочих мест;
планировку рабочих мест сотрудников;
оснащение рабочих мест необходимой мебелью и современными техническими средствами переработки информации.