Файл: Рабочая программа по внеурочной деятельности Творческая мастерская Искусство слова для 7 класса.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 640 Приморского района Санкт-Петербурга


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

Творческая мастерская «Искусство слова»

ДЛЯ 7 КЛАССА

5 часов в неделю (всего 165 часов, 5 часов - резерв)


Автор-составитель:

Педагог допобразования

Держиева О.А.

Учитель первой

квалификационной категории

2018 / 2019уч. г

Санкт-Петербург

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку и литературе «Творческая мастерская «Искусство слова» разработана на основе ФГОС основного общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания лич­ности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпред­метных и внутрипредметных связей, логики учеб­ного процесса, задач формирования у школьника умения учиться и в соответствии с целями и задача­ми основной образовательной программы общеоб­разовательного учреждения, примерной программы по внеурочной деятельности.

Свободное владение русским языком как сред­ством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень владения русским языком может быть до­стигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку и литературе — различного типа уроков, фа­культативных занятий, внеклассной работы, инди­видуальных самостоятельных занятий. Реше­ние этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Такая работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с дру­гой — вовлечь обучающихся в системную исследова­тельскую, проектную деятельность, охватывающую большой объем предметного материала, ориентиро­ванную на формирование в первую очередь личност­ных результатов школьников — создание ситуации творческого саморазвития.

Актуальность программы

Урок по понятным причинам не может вместить все то, что вызывает интерес у ученика, что необ­ходимо для активной практики овладения русским языком и художественным чтением. Именно внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения индиви­дуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, интериоризации и интеракции учащихся в творческой и иссле­довательской деятельности.


На практико-ориентированных занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно под­бирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точ­ку зрения юного исследователя, составлять творче­скую работу по выработанному самостоятельно или в коллективной проектной деятельности алгоритму.

Еще одной из причин создания данной программы является возможность удержать интерес к предметам «Русский язык» и «Литература» у обучающихся, высокомотивиро­ванных к изучению русского языка и литературы, с высоким уров­нем интеллекта, с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Словарная работа на уроках русского языка в средней школе является одной из составных частей многогранной и разнообразной по своим видам ра­боты по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на форми­рование у них умения использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лекси­ческие ресурсы родного языка, работа над художественным словом должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку и литературе.

Организация внеурочной деятельности позво­ляет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заин­тересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка.
Общая характеристика программы

Цели программы «Творческой мастерской «Искусство слова» - создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучаю­щихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку и литературе; формирование мотивации к иссле­дованию лексического содержания слова, художественного текста и его прочтения.

Задачи программы

Обучающие:

развитие интереса к русскому языку и литературе;

пробуждение потребности у учащихся к само­стоятельной исследовательской и проектной деятельности;

формирование устойчивой мотивации к изуче­нию русского языка и литературы;

обучение творческому самочувствию, обогащение словарного запаса;

совершенствование общего языкового разви­тия учащихся;



совершенствование коммуникативной куль­туры учащихся;

углубление и расширение знаний и представ­лений о литературном языке.

Воспитывающие:

воспитание культуры обращения с книгой;

формирование и развитие у учащихся разно­сторонних интересов, культуры мышления, метапредметных умений;

воспитание любви и уважения к родному язы­ку, интереса к чтению литературы.

Развивающие:

приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умение пользоваться разнообразны­ми словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой и над созданием художественных образов.
Программа рассчитана на 5 часов в неделю (170 часов в год) для учащихся 7 классов
Принципы реализации программы внеурочной дея­тельности:

непрерывность образования и воспитания личностных качеств школьника как механиз­ма обеспечения полноты и цельности образо­вательного и воспитательного процесса;

признание ученика субъектом собственного воспитания наравне с родителями и педаго­гами;

принцип связи обучения и воспитания с жиз­нью;

принцип коммуникативной активности уча­щихся в практической (творческой, исследо­вательской) деятельности;

принцип учета возрастных особенностей уча­щихся;

принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных резуль­татов школьников:

понимание русского языка и литературы как одной из ос­новных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творче­ских способностей и моральных качеств лич­ности;

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

потребность сохра­нять чистоту русского литературного языка как явления на­циональной культуры;

стремление к речевому самосовершенствованию;

достаточный словарный запас и техника речи; способность к самооценке на основе наблюдения за соб­ственной речью.

Главным результатом реализации рабочей про­граммы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося.

Метапредметные результаты
Регулятивные:способности извлекать информацию из раз­ных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назна­чения, ресурсы Интернета; свободно пользо­ваться словарями различных типов, справоч­ной литературой;

овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение ве­сти самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использован­ных языковых средств;

способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последо­вательность действий.
Коммуникативные:

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свер­нутости и выразительности;

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

владение разными видами монолога и диалога;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

способность оценивать свою речь с точки зре­ния ее содержания, языкового оформления;

умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершен­ствовать и редактировать собственные тексты;

умение выступать перед аудиторией сверстни­ков с небольшими сообщениями, докладами, художественными миниатюрами.
Рефлексивные:

оценивать достигнутые результаты и адекват­но формулировать их в устной и письменной форме;

проектировать, корректировать индивидуаль­ный маршрут восполнения проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности;

применять само- и взаимодиагностику при перепроектировании индивидуальных марш­рутов восполнения проблемных зон в пред­метной, метапредметной деятельности.

В процессе формирования метапредметных ре­зультатов создается особая деятельностная среда, в которой изменяется позиция учителя и ученика.
Учитель:

сопровождает реализацию индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в вы­полнении учебного, метапредметного, личностно ориентированного действия;


создает условия для положительных эмоций, интереса, мотива учебной деятельности,

помогает в постановке личностно значимой цели, достичь которую будет важно для само­актуализации и самореализации учащегося;

создает условия для возможности формирова­ния предметных и метапредметных результа­тов школьников.

Ученик:

становится субъектом самостоятельной и кол­лективной проектной, исследовательской, творческой деятельности;

реализует индивидуальный маршрут вос­полнения проблемных зон в учебной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности, а также программ творческого саморазвития в перспективе профессиональ­ного самоопределения. Формированию метапредметных результатов обучения (УУД) во внеурочной деятельности спо­собствуют педагогические технологии, отвечающие современным требованиям, которые предъявляются также к качеству обучения.


В педагогике XXI в. большое значение придает­ся использованию в учебном процессе современных образовательных технологий, среди которых техно­логия активного обучения занимает особое место, поскольку позволяет вовлечь учащихся в процесс глубокого, вдумчивого постижения учебного мате­риала, закрепить и обобщить историко-литератур­ные и теоретические знания.
Внеурочная деятельность позволит учителю организовать Творческую мастерскую — индивиду­альную и групповую работу учащихся над художест­венным, публицистическим, научно-популярным текстом, чтобы стимулировать учеников к чтению и анализу текста с точки зрения его лексического состава, поможет создать на уроке речевые ситуа­ции, способствующие развитию универсальных учебных действий учащихся, в том числе их творче­ских навыков.

Форма Творческой мастерской, безусловно, сде­лает занятие более эффективным, живым. Творческая мастерская — это оригинальный спо­соб организации деятельности учеников в составе малой группы (7—15 человек) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.

Несомненное преимущество данной технологии состоит в возможности учащегося сформировать в ходе работы индивидуальный маршрут восполне­ния проблемных зон своей учебной деятельности и в условиях активного взаимодействия со сверстни­ками при эффективной помощи учителя реализовать этот маршрут во внеурочной деятельности.