ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5.
Формирование единого общегерманского правового пространства еще больше продвинуло страну на пути к национальной консолидации. Таким образом, Бисмарк, добившись создания Северогерманского Союза, в котором руководство неоспоримо принадлежало Пруссии, подготовил Германию к новой войне с Францией за окончательное завершение своего объединения.
Победоносная война Германии с Францией привела в 1871 г. к отторжению от последней Эльзаса и Лотарингии и к выплате огромной контрибуции в 5 млрд франков. В дни войны завершилось и объединение Германии. Уже в сентябре 1870 г. Бисмарк начал переговоры об объединении государств Южной Германии и Северогерманского Союза. Принятые в их ходе так называемые «оборонительные договоры» Северогерманского Союза с Баденом, Баварией, Вюртембергом и ГессенДармштадтом стали правовой основой их вступления в новый союз, преобразованный в 1871 г. в Германскую империю.
Бурные споры при создании Конституции вызвал вопрос о вознаграждении членов рейхстага. Победила точка зрения Бисмарка, настаивавшего на том, что депутаты не должны получать за свою работу «никакого жалованья или вознаграждения»; подобным способом он стремился ограничить возможность депутатам низшего сословия принимать участие в работе парламента.
18 января 1871 г. в Версальском дворце король Пруссии был провозглашен германским императором под именем Вильгельма I. 16 апреля 1871 г. была принята Конституция Германской империи. Этот ключевой документ первого этапа собственно германской государственности мы полагаем необходимым проанализировать в своей следующей работе.
Конституция Германской империи была принята в 1871 году и просуществовала до 1919 года. Можно сказать, что именно она закрепила образование германского государства. Согласно данной конституции, в состав Германской империи вошли 22 монархии, включая Баварию и Саксонию, также были включены некоторые вольные города, например, Гамбург. Данная Конституция давала этим государствам небольшую самостоятельность, которая все время сокращалась.
Была закреплена модель федеративно – административного политического устройства. В статье 3 главы Конституции 1871 года «Союзный совет» вошли условия, которые устанавливали организационную структуру формы федерации, называвшейся «союзом неравных»
6.
Положения Конституции не могли быть пересмотрены без согласия Пруссии, считавшейся одной из самых сильных и развитых государств. Ей было отведено в Бундесрате 17 из 58 мест, что показывало ее значение в федерации.
Главой образованной империи был прусский король, что вытекало из господствующего положения Пруссии в составе федерации. Он назывался германским императором. Согласно Конституции, у него было много полномочий. Германский император был также главой исполнительной власти и мог назначать должностных лиц империи, в первую очередь канцлера. Он мог созывать, закрывать и распускать Союзный совет и рейхстаг, занимался созданием и изданием имперских законов. Также были определенные полномочия, которые он мог реализовывать с согласия Союзного совета. Это, например, объявление войны и мира, заключение договоров и многие другие.
Также была должность имперского канцлера, олицетворявший правительство империи, его должность заменял министр – президент Пруссии с 1862 по 1890 гг. Единственным имперским министром являлся канцлер, также он был и председателем бундесрата. Если голоса в верхней палате были равными, его голос был итоговым.
Согласно Конституции на исполнительную власть не поручалось какойлибо ответственности. Практически абсолютная власть германского императора ограничивалась лишь правом канцлера на контрасигнатуру. Но если речь шла об объявлении войны, заключения мира, то власть императора не ограничивалась вообще. Убрать канцлера с должности мог только император. Канцлер каждый год был обязан предоставлять Союзному совету и рейхстагу отчет о расходах.
В Конституции не было указано народного суверенитета, так как только власть монарха была наивысшей. Только от имени императора реализовывалась и законодательная, и исполнительная власть и определялись полномочия других органов7.
Рейхстаг являлся нижней палатой, он создавался на основании всеобщих выборов с тайной подачей голосов, но находился под контролем императора. Ему принадлежало намного меньше полномочий, в отличие от бундесрата, так как законы, принятые рейхстагом, не являлись действительными без одобрения бундесрата.
Было много споров по вопросу вознаграждения депутатов при создании конституции. По мнению О. Бисмарка, депутаты не должны получать, какое – любо вознаграждение за свою работу. Самая большая глава посвящена всеобщей воинской обязанности, для создания единой германской армии, подчинявшейся императору.
В 19 веке был решен вопрос по объединению страны, что позволило стране развиваться по экономическому пути, то есть появлялись новые отрасли промышленности, были создано огромное количество акционерных компаний. Были введены единая мера и вес, таможенные тарифы.
Первые годы канцлерства Бисмарка характеризовались либерализмом, что выражалось в появлении общеимперской партийной системы, рост рабочих организаций и партийной печати.
В 1869 году появляется первая рабочая Социал–демократическая партия, а в 1875 году сформировалась реформистская Социалистическая единая партия Германии. Социал-демократы начали избираться в рейхстаг. Среди рабочего класса широкое распространение имела социалистическая идеология.
Однако из-за возникших экономических трудностей, в 1878 году либеральная политика Бисмарка существенно меняется: происходит переход от свободной торговли к протекционизму, проводится государственное вмешательство во все сферы жизни общества.
Выступающих против своей новой политики Бисмарк объявлял преследователями подъема экономики, сторонниками социал-демократов. Он распускает рейхстаг и начинает преследовать инакомыслие после покушения на императора Вильгельма второго. Также принимает «исключительный закон против социалистов»8.
Согласно этому закону, было запрещено создание организаций, которые распространяли идеи социал-демократов, были запрещены собрания, занимающиеся этой же деятельностью. За нарушение этого закона следовали определенные санкции, например, в виде штрафа, заключения в тюрьме и т. д. Из-за огромного количества забастовок рабочих, Вильгельму 2 пришлось отменить исключительный закон против социалистов, именно это и привело к отставке О. Бисмарка.
В 1908 году был принят закон о союзах и собраниях, называемый в народе «исключительным законом против молодежи». Он запрещал лицам до 18 лет принимать участие в политических союзах. В 1914 году в Пруссии были ужесточены нормы уголовного права против военнообязанных и военнослужащих из-за объявления войны России и Франции.
Также был введен Закон о чрезвычайных полномочиях правительства, который позволял государственным органам контролировать сырье и топливо, его использование для военных нужд.
В 1916 году начальником генерального штаба был назначен фельдмаршал Гинденбург, результате чего в Германии установилась практически военная диктатура. В 1916 году принимается закон «О вспомогательной службе Отечеству», согласно которому была введена обязательная трудовая повинность для мужчин от 16 до 60 лет.
Из-за угрозы поражения в 1918 году был поставлен вопрос о выходе из войны и незамедлительном заключении мира. Но правительство больше пугало не поражение на фронте, а антивоенные действия, которые начинались в Германии и могли привести к народной революции.
Чтобы избежать этого, были расширены права рейхстага, ограничена власти кайзера и канцлера и т. д. Для этого в конце октября 1918 года были приняты конституционные законы, но уже не было возможности сохранить старый политический режим. Революция все же началась, и Вильгельму 2 пришлось отречься от престола9.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: Конституция 1871 года фактически оформила создание Германской империи.
После победе во франко-прусской войне 1870-1871 годов Пруссия стала основой консолидации северогерманских и южно-германских государств в новое единое общегерманское государство. После триумфа в битве при Седане, когда Наполеон III был пленен, южногерманские государства начали переговоры с Пруссией о вступлении в Северогерманский союз. Северогерманский союз и Бавария 23 ноября 1870 года подписали договор, оговоривший военную автономию в мирное время. Вюртемберг вступил в союз25 ноября. Его армия составила в вооружённых силах Германии отдельный корпус. 10 декабря 1870 года рейхстаг Северогерманского союза переименовал союз в Германскую империю, конституцию Северогерманского союза – в германского императора. В связи с этим возникла необходимость в модификации конституции с учетом заключенных с южно-германскими государствами договоров. 21 марта 1871 впервые собралось заседание Германского рейхстага, а 16 апреля была принята конституция империи –модифицированная версия упраздненной конституции Северогерманского союза.
Основными правами в регулировании экономики обладали канцлер, кайзер, рейхстаг, бундесрат. Формой правления в Германии стала конституционная монархия. Императором провозглашался король Пруссии, это вытекало из положения Пруссии в новом образованном государстве. Существовал двухуровневый парламент: верхняя палата – Союзный совет, нижняя палата-рейхстаг. Императорская власть фактически ограничивалась Союзным советом и контрасигнатурой канцлера, однако являясь прусским королем, он мог отменять не понравившиеся ему законы или убирать канцлера по своему желанию.
1 Сагадиев, А.Н. Объединение германии и германский конституционализм. Разработка и принятие конституции германии 1871 г. / А.Н. Сагадиев // Вестник Челябинского государственного университета. – 2020. – №1. – С. 22-26.
2 Геймбух, Н.Г. Конституционно-правовые дискуссии при принятии основного закона фрг 1949 года / Н.Г. Геймбух // Вестник Томского государственного университета. Право. – 2021. – № 41. – С. 29-37.
3 Ромашов, Р. А. Конституционно-правовые системы современного мира: опыт сравнительного анализа / Р.А. Ромашов // Ленинградский юридический журнал. – 2022. – №4 (70). – С. 58-73.
4 Моржеедов, В.Г. Модели германского политического пространства во внешней политике франции начала xix в. / В.Г. Моржеедов // Genesis: исторические исследования. – 2021. – № 6. – С. 56-67.
5 Федоренко, С.А. Немецкий федерализм: история развития и современное состояние / С.А. Федоренко // Наука и образование сегодня. – 2021. – № 5 (64). – С. 95-98.
Формирование единого общегерманского правового пространства еще больше продвинуло страну на пути к национальной консолидации. Таким образом, Бисмарк, добившись создания Северогерманского Союза, в котором руководство неоспоримо принадлежало Пруссии, подготовил Германию к новой войне с Францией за окончательное завершение своего объединения.
Победоносная война Германии с Францией привела в 1871 г. к отторжению от последней Эльзаса и Лотарингии и к выплате огромной контрибуции в 5 млрд франков. В дни войны завершилось и объединение Германии. Уже в сентябре 1870 г. Бисмарк начал переговоры об объединении государств Южной Германии и Северогерманского Союза. Принятые в их ходе так называемые «оборонительные договоры» Северогерманского Союза с Баденом, Баварией, Вюртембергом и ГессенДармштадтом стали правовой основой их вступления в новый союз, преобразованный в 1871 г. в Германскую империю.
Бурные споры при создании Конституции вызвал вопрос о вознаграждении членов рейхстага. Победила точка зрения Бисмарка, настаивавшего на том, что депутаты не должны получать за свою работу «никакого жалованья или вознаграждения»; подобным способом он стремился ограничить возможность депутатам низшего сословия принимать участие в работе парламента.
18 января 1871 г. в Версальском дворце король Пруссии был провозглашен германским императором под именем Вильгельма I. 16 апреля 1871 г. была принята Конституция Германской империи. Этот ключевой документ первого этапа собственно германской государственности мы полагаем необходимым проанализировать в своей следующей работе.
2. Конституция и развитие государственного строя
Германской империи
Конституция Германской империи была принята в 1871 году и просуществовала до 1919 года. Можно сказать, что именно она закрепила образование германского государства. Согласно данной конституции, в состав Германской империи вошли 22 монархии, включая Баварию и Саксонию, также были включены некоторые вольные города, например, Гамбург. Данная Конституция давала этим государствам небольшую самостоятельность, которая все время сокращалась.
Была закреплена модель федеративно – административного политического устройства. В статье 3 главы Конституции 1871 года «Союзный совет» вошли условия, которые устанавливали организационную структуру формы федерации, называвшейся «союзом неравных»
6.
Положения Конституции не могли быть пересмотрены без согласия Пруссии, считавшейся одной из самых сильных и развитых государств. Ей было отведено в Бундесрате 17 из 58 мест, что показывало ее значение в федерации.
Главой образованной империи был прусский король, что вытекало из господствующего положения Пруссии в составе федерации. Он назывался германским императором. Согласно Конституции, у него было много полномочий. Германский император был также главой исполнительной власти и мог назначать должностных лиц империи, в первую очередь канцлера. Он мог созывать, закрывать и распускать Союзный совет и рейхстаг, занимался созданием и изданием имперских законов. Также были определенные полномочия, которые он мог реализовывать с согласия Союзного совета. Это, например, объявление войны и мира, заключение договоров и многие другие.
Также была должность имперского канцлера, олицетворявший правительство империи, его должность заменял министр – президент Пруссии с 1862 по 1890 гг. Единственным имперским министром являлся канцлер, также он был и председателем бундесрата. Если голоса в верхней палате были равными, его голос был итоговым.
Согласно Конституции на исполнительную власть не поручалось какойлибо ответственности. Практически абсолютная власть германского императора ограничивалась лишь правом канцлера на контрасигнатуру. Но если речь шла об объявлении войны, заключения мира, то власть императора не ограничивалась вообще. Убрать канцлера с должности мог только император. Канцлер каждый год был обязан предоставлять Союзному совету и рейхстагу отчет о расходах.
В Конституции не было указано народного суверенитета, так как только власть монарха была наивысшей. Только от имени императора реализовывалась и законодательная, и исполнительная власть и определялись полномочия других органов7.
Рейхстаг являлся нижней палатой, он создавался на основании всеобщих выборов с тайной подачей голосов, но находился под контролем императора. Ему принадлежало намного меньше полномочий, в отличие от бундесрата, так как законы, принятые рейхстагом, не являлись действительными без одобрения бундесрата.
Было много споров по вопросу вознаграждения депутатов при создании конституции. По мнению О. Бисмарка, депутаты не должны получать, какое – любо вознаграждение за свою работу. Самая большая глава посвящена всеобщей воинской обязанности, для создания единой германской армии, подчинявшейся императору.
В 19 веке был решен вопрос по объединению страны, что позволило стране развиваться по экономическому пути, то есть появлялись новые отрасли промышленности, были создано огромное количество акционерных компаний. Были введены единая мера и вес, таможенные тарифы.
Первые годы канцлерства Бисмарка характеризовались либерализмом, что выражалось в появлении общеимперской партийной системы, рост рабочих организаций и партийной печати.
В 1869 году появляется первая рабочая Социал–демократическая партия, а в 1875 году сформировалась реформистская Социалистическая единая партия Германии. Социал-демократы начали избираться в рейхстаг. Среди рабочего класса широкое распространение имела социалистическая идеология.
Однако из-за возникших экономических трудностей, в 1878 году либеральная политика Бисмарка существенно меняется: происходит переход от свободной торговли к протекционизму, проводится государственное вмешательство во все сферы жизни общества.
Выступающих против своей новой политики Бисмарк объявлял преследователями подъема экономики, сторонниками социал-демократов. Он распускает рейхстаг и начинает преследовать инакомыслие после покушения на императора Вильгельма второго. Также принимает «исключительный закон против социалистов»8.
Согласно этому закону, было запрещено создание организаций, которые распространяли идеи социал-демократов, были запрещены собрания, занимающиеся этой же деятельностью. За нарушение этого закона следовали определенные санкции, например, в виде штрафа, заключения в тюрьме и т. д. Из-за огромного количества забастовок рабочих, Вильгельму 2 пришлось отменить исключительный закон против социалистов, именно это и привело к отставке О. Бисмарка.
В 1908 году был принят закон о союзах и собраниях, называемый в народе «исключительным законом против молодежи». Он запрещал лицам до 18 лет принимать участие в политических союзах. В 1914 году в Пруссии были ужесточены нормы уголовного права против военнообязанных и военнослужащих из-за объявления войны России и Франции.
Также был введен Закон о чрезвычайных полномочиях правительства, который позволял государственным органам контролировать сырье и топливо, его использование для военных нужд.
В 1916 году начальником генерального штаба был назначен фельдмаршал Гинденбург, результате чего в Германии установилась практически военная диктатура. В 1916 году принимается закон «О вспомогательной службе Отечеству», согласно которому была введена обязательная трудовая повинность для мужчин от 16 до 60 лет.
Из-за угрозы поражения в 1918 году был поставлен вопрос о выходе из войны и незамедлительном заключении мира. Но правительство больше пугало не поражение на фронте, а антивоенные действия, которые начинались в Германии и могли привести к народной революции.
Чтобы избежать этого, были расширены права рейхстага, ограничена власти кайзера и канцлера и т. д. Для этого в конце октября 1918 года были приняты конституционные законы, но уже не было возможности сохранить старый политический режим. Революция все же началась, и Вильгельму 2 пришлось отречься от престола9.
Заключение
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: Конституция 1871 года фактически оформила создание Германской империи.
После победе во франко-прусской войне 1870-1871 годов Пруссия стала основой консолидации северогерманских и южно-германских государств в новое единое общегерманское государство. После триумфа в битве при Седане, когда Наполеон III был пленен, южногерманские государства начали переговоры с Пруссией о вступлении в Северогерманский союз. Северогерманский союз и Бавария 23 ноября 1870 года подписали договор, оговоривший военную автономию в мирное время. Вюртемберг вступил в союз25 ноября. Его армия составила в вооружённых силах Германии отдельный корпус. 10 декабря 1870 года рейхстаг Северогерманского союза переименовал союз в Германскую империю, конституцию Северогерманского союза – в германского императора. В связи с этим возникла необходимость в модификации конституции с учетом заключенных с южно-германскими государствами договоров. 21 марта 1871 впервые собралось заседание Германского рейхстага, а 16 апреля была принята конституция империи –модифицированная версия упраздненной конституции Северогерманского союза.
Основными правами в регулировании экономики обладали канцлер, кайзер, рейхстаг, бундесрат. Формой правления в Германии стала конституционная монархия. Императором провозглашался король Пруссии, это вытекало из положения Пруссии в новом образованном государстве. Существовал двухуровневый парламент: верхняя палата – Союзный совет, нижняя палата-рейхстаг. Императорская власть фактически ограничивалась Союзным советом и контрасигнатурой канцлера, однако являясь прусским королем, он мог отменять не понравившиеся ему законы или убирать канцлера по своему желанию.
Список использованных источников и литературы
-
Беспалова, Л. Н. Объединение Германии и социально-экономические аспекты имперской Конституции 1871 года / Л. Н. Беспалова // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы, 2019. – С. 214-218. -
Гарипова, Р. М. Конституция и развитие государственного строя Германской империи / Р. М. Гарипова // Аллея науки. – 2019. – Т. 1, № 5(32). – С. 863-866. -
Геймбух, Н.Г. Конституционно-правовые дискуссии при принятии основного закона фрг 1949 года / Н.Г. Геймбух // Вестник Томского государственного университета. Право. – 2021. – № 41. – С. 29-37. -
Моржеедов, В.Г. Модели германского политического пространства во внешней политике франции начала xix в. / В.Г. Моржеедов // Genesis: исторические исследования. – 2021. – № 6. – С. 56-67. -
Митрофанова, В. С. Влияние Конституции Пруссии 1850 года на содержание Конституции Германии 1871 года / В. С. Митрофанова // Проблемы реформирования российской государственности, 2019. – С. 134-139. -
Ромашов, Р. А. Конституционно-правовые системы современного мира: опыт сравнительного анализа / Р.А. Ромашов // Ленинградский юридический журнал. – 2022. – №4 (70). – С. 58-73. -
Сагадиев, А.Н. Объединение германии и германский конституционализм. Разработка и принятие конституции германии 1871 г. / А.Н. Сагадиев // Вестник Челябинского государственного университета. – 2020. – №1. – С. 22-26. -
Федоренко, С.А. Немецкий федерализм: история развития и современное состояние / С.А. Федоренко // Наука и образование сегодня. – 2021. – № 5 (64). – С. 95-98. -
Филиппова, Т. П. Становление конституционного права в Германии в ХIХ в / Т. П. Филиппова // История государства и права. – 2020. – № 3. – С. 36-41.
1 Сагадиев, А.Н. Объединение германии и германский конституционализм. Разработка и принятие конституции германии 1871 г. / А.Н. Сагадиев // Вестник Челябинского государственного университета. – 2020. – №1. – С. 22-26.
2 Геймбух, Н.Г. Конституционно-правовые дискуссии при принятии основного закона фрг 1949 года / Н.Г. Геймбух // Вестник Томского государственного университета. Право. – 2021. – № 41. – С. 29-37.
3 Ромашов, Р. А. Конституционно-правовые системы современного мира: опыт сравнительного анализа / Р.А. Ромашов // Ленинградский юридический журнал. – 2022. – №4 (70). – С. 58-73.
4 Моржеедов, В.Г. Модели германского политического пространства во внешней политике франции начала xix в. / В.Г. Моржеедов // Genesis: исторические исследования. – 2021. – № 6. – С. 56-67.
5 Федоренко, С.А. Немецкий федерализм: история развития и современное состояние / С.А. Федоренко // Наука и образование сегодня. – 2021. – № 5 (64). – С. 95-98.