ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
(наименование института полностью) |
Институт права |
(Наименование учебного структурного подразделения) |
40.03.01 Юриспруденция |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Профиль гражданско правовой |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание №3
по учебному курсу «История государства и права зарубежных стран»
(наименование учебного курса)
Научная статьи на тему: Конституция Германской империи
Обучающегося | Фурасьева Алёна Викторовна | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ЮРбвд-1802д | |
| | |
Преподаватель | Сквозников Александр Николаевич | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Аннотация статьи
В данной статье рассматривается Конституция Германской империи 1871 года. Изучаются полномочия германского императора, имперского канцлера, рейхстага, бундестага. Рассматривается политический режим кайзеровской Германии. Исследуется политика канцлера О. Бисмарка.
Содержание
Содержание 3
Введение 4
1. Объединение Германии и германский конституционализм 5
2. Конституция и развитие государственного строя 10
Германской империи 10
Заключение 15
Список использованных источников и литературы 16
Введение
Актуальность темы исследования обусловдена тем, что особенность конституции Германской империи состояла в том, что многие принципы в ней не обозначались, а имелись в виду, прежде всего практические цели при ее проектировании. В ней не были четко разграничены компетенции центральной власти и местной.
В отечественной историографии существует ряд работ, посвященных анализу немецкой Конституции 1871 г., и развитию немецкого конституционализма в целом вплоть до сегодняшнего дня. Наличие множества работ как 100 лет назад, так и сегодня, обусловлено определенной близостью неписаной конституции российского и немецкого общества и его правовых основ. На рубеже XIX-XX вв. структуру, принципы немецкой конституции 1871 г. рассматривали А.Д. Градов-ский3, В.А. Кистяковский4, Н.М. Коркунов5, Ю. Гачек6 и др. Сегодня российские специалисты вновь обращаются с позиций ретроспективного анализа и других подходов к исследованию, во-первых, истории немецкого конституционализма. В этой связи следует назвать фундаментальные работы В.Г. Баева, В.Е. Чиркина, В.Г. Графского, М.В. Баглая, Н.А. Михалевой, В.Т. Кабышева, Е.В. Колесникова, и других ведущих российских специалистов.
Таким образом, цель работы – изучить конституцию Германской империи.
Задачи работы:
1. Рассмотреть процесс объединения Германии и германский конституционализм;
2. исследовать основные положения конституции Германии.
Для исследования темы в работе использовались методы системного анализа, синтеза, исторический метод.
1. Объединение Германии и германский конституционализм
Объединение Германии на основе признаваемой всеми государствами Конституции (Франкфуртская конституция от 20 марта 1849 г.) или объединение под началом одного из крупнейших государств (Австрии или Пруссии) стало к середине XIX в. довольно сложной дилеммой в Союзе германских государств, вобравшем в себя одну империю (Австрия), пять королевств (Пруссия, Саксония, Бавария, Ганновер, Вюртемберг), десятки герцогств и княжеств, вольные города.
Большая часть германской буржуазии добивалась объединения Германии под главенством Пруссии. Этот путь предусматривал исключение из Германии владений монархии Габсбургов, поэтому его сторонники получили название «малогерманцев». Второй путь объединения Германии предусматривал объединение всех территорий Германского Союза в едином Германском государстве во главе с Австрией. Некоторые группы мелкой буржуазии и крестьянства, особенно на юге страны, стремились к превращению Германии в федеративную республику наподобие Швейцарии, со слабой центральной властью и сохранением
значительной доли независимости за мелкими государствами1.
Германия по Франкфуртской конституции представляла собой федерацию земель во главе с императором, который должен был присягать делу охраны «империи и прав немецкого народа, а имперскую Конституцию соблюдать точно и добросовестно». Такую присягу должен был приносить не только император, но и каждый имперский чиновник. Конституция объявляла об упразднении сословий, неприкосновенности личности, равенстве перед законом, отдельных свободах – равенстве всех граждан перед законом, свободе слова, печати, совести, неприкосновенности личности, бесплатном и светском начальном образовании и т. п. Вместе с тем Конституция объявляла неприкосновенной церковную собственность, а вопрос о важнейших феодальных повинностях предлагала решать путем соглашения между помещиками и крестьянами.
Парламент (рейхстаг) состоял из двух палат: Палаты государств, избираемой на шесть лет и заполняемой по принципу неравного представительства (40 депутатов от Пруссии, 38 – от Австрии, 18 – от Баварии, 10 – от Саксонии, 2 – от Гамбурга и по одному от большинства герцогств и княжеств), и Палаты народа (нижней палаты), которая избиралась на три года. Отдельные немецкие государства имели свою Конституцию, правительство, чиновную иерархию.
Планировалось также создание Имперского суда с возложением на него разбирательства жалоб отдельных государств, разногласий между палатами, а также политических и частноправовых разногласий между государствами. Судебная власть признавалась только за государством, родовые суды упразднялись, и в ст. 176 провозглашалось, что «все равны перед судом».
Всякий немец, говорилось в ст. 159, имеет право обращаться с письменными прошениями и жалобами к правительству, к народным представителям и рейхстагу. Для возбуждения судебного преследования против государственного чиновника за действие по службе «не требовалось предварительного согласия начальства» (ст. 160) (это положение было впоследствии повторено в Конституции 1871 г.).
Оба монарха, которым собрание предложило корону императора, отказались от нее. Король прусский в апреле 1849 г. заметил в этой связи, что корона дается «милостью Божией» и не может быть делом собрания. Ее принятие принесло бы «величайшее несчастье своим привкусом революции 1848 года». В итоге Франкфуртская конституция оказалась фикцией; тот факт, что ее признали 29 мелких и средних государств, не
имел существенного значения2.
После того как Франкфуртская конституция осталась «мертворожденным проектом», а самих делегатов национального (учредительного) собрания разогнало правительство Вюртемберга, на первый план выдвинулся второй путь объединения – через создание «малой» федерации германских государств, группирующихся вокруг Австрии или Пруссии. Наибольшим успехом в этом отношении увенчались усилия Пруссии.
Немаловажную, а возможно, и решающую роль в объединении Германии и одновременно укреплении монархии в Пруссии сыграла именно проводимая последней успешная внешняя политика. Пруссия возглавила движение за объединение Германии и добилась этой цели, причем борьба Пруссии за гегемонию в Германии началась задолго до династийных войн. Пруссия начала ее с утверждения своего лидерства в создании единого немецкого экономического и правового пространства, что и позволило ей в значительной мере преодолеть местный сепаратизм. Но главные препятствия, стоящие на пути создания единой Германии, Пруссия устранила на поле брани, используя свою военную мощь, выдающуюся же роль в этом сыграл канцлер Прусского королевства – одаренный дипломат и политик князь Отто фон Бисмарк.
Пруссия, претендуя на объединительную роль, уповала исключительно на военную силу и стремилась создать крупную армию. Прусский король Вильгельм I, вступивший на престол в 1861 г., и его окружение стали усиленно готовиться к войне, намереваясь довести численность армии до 400 тыс. чел. На это мероприятие и на улучшение вооружения войск требовались значительные средства. Свое требование Вильгельм вынес на заседание парламента.
Депутаты-либералы прусского ландтага, добиваясь политических уступок от правительства, использовали право, предоставленное ландтагу по Конституции 1850 г., и отказались утвердить испрошенные правительством военные кредиты. Правительство ответило на это роспуском палаты, однако новые выборы вновь принесли победу депутатам оппозиции. Это вызвало острое беспокойство при дворе и в правительственных кругах, опасавшихся, что оппозиция обратится за поддержкой к широким кругам избирателей и в стране начнутся серьезные антиправительственные выступления3.
В этой ситуации назначенный премьер-министром фон Бисмарк стал почти неограниченным хозяином Пруссии. Идя у него на поводу, король согласился даже на нарушение Конституции ради того, чтобы прусская армия помогла объединить Германию вокруг Пруссии.
Нимало не смущаясь протестами депутатов, Бисмарк провел военную реформу явочным путем. Одновременно он сформулировал свою программу объединения Германии: «Не на либерализм Пруссии взирает Германия, а на ее мощь… Не речами, не постановлениями большинства решаются великие вопросы времени – это было ошибкой 1848 и 1849 гг., – а железом и кровью».
Свою агрессивную политику Бисмарк начал крайне решительно и бесцеремонно претворял в жизнь. Не имея возможности противостоять намерениям премьер-министра, депутаты пошли на крайнюю меру и стали вынуждать короля Вильгельма I отказаться от престола. Однако тот, выполняя волю Бисмарка, не сделал этого. Только в 1867 г., когда в ландтаг пришла партия национал-либералов, депутаты поддержали настойчивые требования правительства Бисмарка.
В 1860-х гг. со всей очевидностью проявилось отношение Пруссии к объединению Германии как к универсальному способу завоевания германских государств, подчинения их прусскому владычеству. Все это делалось с одной целью – перехватить главенство в Союзе у Австрии и воссоздать Германию как единую империю под главенством Пруссии. В результате в 1866 г. был упразднен Германский Союз и образован Северогерманский Союз, в который вошли все северные, ряд западных и южных германских государств – всего 28 монархий и вольных городов с населением общей численностью 30 млн чел.4
Доверие немецких либералов и демократов к Бисмарку восстановилось после того, как он еще в проекте реорганизации Германского Союза от 10 июня 1866 г. выступил за учреждение общегерманского парламента, избранного на основе всеобщего избирательного права. В развитие этого положения в 1867 г. была разработана и принята Конституция Северогерманского Союза, в которой были воспроизведены многие положения Франкфуртской конституции 1849 г., в том числе гражданские и политические свободы. Согласно этой Конституции, которой прусскому королю как президенту Союза передавалась вся полнота исполнительной власти, командование над объединенными войсками и ряд других важных полномочий. Непосредственно же исполнительная власть концентрировалась в руках канцлера, ответственного перед королем. Создавался на основе всеобщего избирательного права общесоюзный рейхстаг, которому стало принадлежать исключительное право вотирования налогов.
Союзным канцлером стал министр-президент Пруссии Бисмарк. Прусский генеральный штаб фактически превратился в высший военный орган всего Северогерманского Cоюза. В общесоюзный парламент – рейхстаг – должны были пройти выборы на основе всеобщего (для мужчин, достигших 21 года) и прямого (но не тайного) голосования, причем большинство мест (17 из 43) принадлежало депутатам от Пруссии. Однако рейхстаг пользовался лишь незначительным политическим влиянием, поскольку его решения не имели силы без утверждения их Союзным советом, председателем которого являлся канцлер. К тому же согласно закону рейхстагу не было подотчетно и правительство Бисмарка