Файл: Удк udk 159. 96 Хакимова Нурия Равильевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологических наук фгбоу во Кемеровский государственный университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, осознаваемое преподавателями воздействие определенных нами особенностей работы в дистанционном режиме не так велико, как предполагалось. Основными факторами напряжения для преподавателей вузов и школ стали технические неполадки, нехватка времени, падение активности обучающихся на занятиях, что случалось «иногда». Ту же характеристику большинство преподавателей применило к характеристике «Недостаток дистанционного опыта работы». Реже всего («никогда»), по мнению преподавателей, обнаруживаются проблемы академического мошенничества обучающихся, контроля обучения при проведении занятий и экзаменов и дефицита обратной связи. Редко они испытывали нежелание выходить в «онлайн». Такое желание, по нашему мнению, могло бы говорить о завуалированной усталости от работы в подобном режиме. Ощущение разочарования в профессии преподаватели ощущали нечасто, поскольку почти равное количество опрошенных ответили «редко» и «иногда».

Сравнив проявления особенностей дистанционной работы между преподавателями вуза и педагогами школ, мы узнали, что учителя чаще испытывали негативные последствия преподавания «онлайн» – это снижение активности учеников на занятии, недостаток опыта дистанционной работы и разочарование в профессии.

Анализ результатов опроса позволяет сделать вывод о том, что условия труда с применением цифровых технологий не определяют выгорание преподавателей напрямую, а опосредованы другими факторами, например, личностными.

Наиболее выраженными симптомами профессионального выгорания, складывающимися у преподавателей обеих групп стали: «Переживание психотравмирующих обстоятельств», «Расширение сферы экономии эмоций», «Редукция профессиональных обязанностей» и «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование». Это позволяет утверждать, что многие из опрошенных преподавателей находятся в фазе резистенции, состоящей из трех перечисленных выше симптомов и такой характеристики, как «Эмоционально-нравственная дезориентация», представляющей собой период сопротивления человека стрессу и формированию психологических защит.

В обеих группах практически идентично выражены – на уровне «складывающихся» – следующие симптомы выгорания «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «Расширение сферы экономии эмоций» и «Редукция профессиональных обязанностей». Две из трех перечисленных характеристик проявляются сильнее именно у преподавателей вуза, в то время как склонность облегчить обязанности, требующие эмоционального отклика, ярче выражена у педагогов школ. Также в экспериментальной группе формирующимся симптомом выгорания является «Переживание психотравмирующих обстоятельств». Большинство
преподавателей обеих групп находятся в фазе резистентности, но общий индекс выгорания у преподавателей вуза (105,28 баллов) выше, чем у учителей (98,38).

По результатам методики Спилбергера–Ханина в обеих группах присутствует схожее соотношение показателей «низкая ситуативная тревожность – средняя личностная тревожность».

Таблица 2.

Сравнение средних значений показателей в исследуемых группах

Показатели

ЭГ

КГ

р

Переживание психотравмирующих обстоятельствв

10,48

9,73

0,59

Неудовлетворенность собой

6,18

4,38

0,11

«Загнанность в клетку»

2,92*

1,22*

0,04*

Тревога и депрессия

7,20*

9,65*

0,05*

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

14,35

13,10

0,39

Эмоционально-нравственная дезориентация

9,65*

6,38*

0,01*

Расширение сферы экономии эмоций

12,42

11,85

0,73

Редукция профессиональных обязанностей

11,87

13,10

0,36

Эмоциональный дефицит

9,65

9,93

0,86

Эмоциональная отстраненность

7,98

6,92

0,41

Личностная отстраненность

4,87

5,67

0,60

Психосоматические и психовегетативные нарушения

7,70

6,45

0,33

1 фаза выгорания

26,77

24,98

0,57

2 фаза выгорания

48,30

44,43

0,34

3 фаза выгорания

30,20

28,97

0,77

Общий индекс выгорания

105,27

98,38

0,48

Ситуативная тревожность

24,63

29,18

0,05

Личностная тревожность

41,50

43,52

0,30


Примечание: * – уровень значимости p 0,05

По результатам корреляционного анализа взаимосвязи симптомов профессионального выгорания и тревожности в ЭГ обнаружены статистически значимые положительные связи всех трех фаз и общего индекса выгорания с ситуативной и личностной тревожностью (Таблица 3).

Таблица 3.

Статистически значимые взаимосвязи

профессионального выгорания и тревожности в ЭГ (при p-0,05)

Показатели

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

1 фаза выгорания

0,43

0,37

2 фаза выгорания

0,38

0,34

3 фаза выгорания

0,36

0,33

Общий индекс выгорания

0,44

0,40


Положительно связанными с ситуативной и личностной тревожностью оказались два симптома выгорания – «Тревога и депрессия» (r=0,38; r=0,32) и «Расширение сферы экономии эмоций» (r=0,53; r=0,40). Также обнаружены взаимосвязи показателей ситуативной тревожности и таких симптомов как «Переживания психотравмирующих обстоятельств» (r=0,37), «Редукция профессиональных обязанностей» (r=0,33) и «Эмоциональный дефицит» (r=0,37), то есть чем больше человек беспокоится в стрессовой ситуации, тем быстрее у него развиваются обозначенные симптомы.

В целом, результаты корреляционного анализа данных в ЭГ позволяют сделать вывод, что чем тревожнее преподаватель вуза, тем сильнее он выгорает в профессии, и наоборот.

В Таблице 4 представлены результаты корреляционного анализа взаимосвязи симптомов профессионального выгорания и тревожности в КГ.

Таблица 4.

Статистически значимые взаимосвязи симптомов профвыгорания и тревожности в КГ (при p0,05)

Показатели

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

Редукция профессиональных обязанностей

0,32



Психосоматические и психовегетативные нарушения

0,63

0,38

3 фаза выгорания

0,39



Общий индекс выгорания

0,36





Проявления симптома «Психосоматические и психовегетативные нарушения» характерны как для педагогов с высокой ситуативной, так и высокой личностной тревожностью. Кроме того, ситуативная тревожность положительно связана с уменьшением качества выполнения своих должностных обязанностей. Отметим, что выгорание преподавателей школ положительно связано с ситуативной тревожностью. Тревожные люди более склонны страдать от психосоматических и психовегетативных проблем. Параметр «Ситуативная тревожность» положительно связан со стремлением педагогов школ к редукции своих профессиональных обязанностей и с выгоранием в целом.
Заключение

Преподаватели как работники социономических профессий, особенно подвержены выгоранию. В связи с тем, что обучение людей разных категорий предполагает частые эмоциональные вложения, но также требует сохранять положительный настрой, не выходить за рамки приличий, у педагогов появляются проблемы с проявлением эмоций. Картина выгорания преподавателей вузов и школ во многом схожа, однако ощущение безысходности положения (симптом «Загнанность в клетку») и углубление неадекватной реакции при взаимодействии с людьми («Эмоционально-нравственная дезориентация»), выраженной в виде самооправдания сильней у вузовских преподавателей. А появление чувства разочарования, неудовлетворенности своей жизнью, нехарактерной ранее тревоги («Тревога и депрессия») справедливо для педагогов школ. Выгорание опрошенных преподавателей находится в фазе резистентности, в ходе которой они осознанно или бессознательно подбирают удобные средства психологической защиты.

Результаты исследования показали, что ситуативная и личностная тревожность положительно связана с развитием симптомов выгорания. Наличие статистически значимых различий в специфике работы в дистанционном режиме среди педагогов не выявлено, равно как и значимой разницы в степени выгорания, однако у преподавателей вуза показатели 1-3 фаз и общий индекс выгорания несколько выше.

Результаты нашего исследования могут быть использованы при разработке психопрофилактических программ для педагогов. При планировании и реализации такой работы следует уделить внимание учителям с личностной тревожностью для профилактики психосоматических нарушений. Организация психологического сопровождения преподавателей вузов требует учета личностных факторов и формирования навыков совладания с тревогой.

Перспективы исследования заявленной проблематики могут быть конкретизированы в решении частных задач, таких как


Лонгитюдное исследование

расширение выборки респондентов и проведение сравнительных исследований в среде специалистов на разных этапах и в разных условиях профессионализации, в том числе образовательных. Мы также видим перспективу изучения особенностей….
Литература

  1. Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 (ред. от 13.05.2019) «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 N 36204) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175797/

  2. Браун, О.А., Аркузин, М.Г., Аршинова, Е.В., Билан, М.А. Деформация свойств системы идентичности в процессе профессионального выгорания специалистов деонтологического профиля [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2019. – №21 (3). – С.685-694.

  3. Дружилов, С.А. Профессиональные деформации и деструкции: феноменология и подходы к изучению [Текст] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 12. – С.137-140.

  4. Журавлев, А.Л., Сергиенко, Е.А. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте [Текст] / Под. ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – 512 с.

  5. Клименских, М.В., Корепина, Н.А., Шека, А.С., Виндекер, О.С. Особенности восприятия дистанционного обучения студентами и преподавателями вуза [Текст] // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – №1. – С.41. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27421 (дата обращения: 19.10.2021).

  6. Копылова, О.Ю., Молокостова, А.М. Профессиональное выгорание преподавателей высшей школы и самореализация [Текст] // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – №3 (24). – С.322-326.

  7. Куприянов, Р.В., Кузьмина, Ю.М. Психодиагностика стресса: практикум [Текст]/ сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол.ун-т. – Казань: КНИТУ, 2012. – 212 с.

  8. Кустова, В.В. Феномен синдрома эмоционального выгорания педагогов: монография [Текст]/ В.В. Кустова. – Иркутск: ИрГУПС, 2016. – 168 с.

  9. Лукьянов, В.В., Водопьянова, Н.Е., Орел, В.Е. и др. Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий [Текст]: коллективная монография / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.А. Подсадного, Л.Н. Юрьевой, С.А. Игумнова; Курск. гос. ун-т. – Курск, 2008. – 336 с.

  10. Михайлов, А.Ю. Профессиональное выгорание преподавателей вуза и роль организационных факторов в его проявлении [Текст] // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: Психолого-педагогические науки. – 2017. – №2 (40). – С.235-242.

  11. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности: монография [Текст]/ В.Е. Орел. – Москва: Институт психологии РАН, 2005. – 330 с.

  12. Сушко, Н.Г. Профессиональное «выгорание» педагогов [Текст]// Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». – 2019. – Т.10. – №1. – С.243-249. URL: http://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2019/TGU_10_42.pdf (дата обращения: 20.01.2021).

  13. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 408 с.

  14. Чурянина, Д.А., Домнышев, А.Д. Профессиональное выгорание в процессе развития преподавателя вуза [Текст]// Аллея науки. – 2018. – Т.5. – №6 (22). – С.532-537.

  15. Яницкий М. С., Серый А. В. Развитие системы ценностно-смысловых ориентаций личности в профессиональной деятельности специалистов деонтологического статуса // Личность и профессиональная деятельность. Хабаровск, 2008. Т.1. С. 147–159.