Файл: Лекции по введению в психоанализ (1933) и Очерк истории психоанализа.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ З.ФРЕЙДА. «ПСИХОАНАЛИЗ»

Работу выполнили:

студентки 1 курса

стоматологического

факультета, 6 гр.

Никифорова Виктория

Поярова Виктория

Преподаватель:

Ульяновская Т. Н.

Психодинамическое направление в теории личности З.Фрейда

За почти 45 лет активной научной деятельности и клинической практики Фрейд создал:

Биография

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в маленьком австрийском городке Фрайберге, Моравия.

Поступил на медицинский факультет Венского университета в 1873 году.

После получения медицинской степени в 1881 году Фрейд занял должность в Институте анатомии мозга и проводил сравнительные исследования мозга взрослого человека и плода.

В 1885 году он получил исследовательскую стипендию.

Работы: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Три эссе о сексуальности» (1905) и «Юмор и его отношение к бессознательному» (1905).

Психоанализ

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

Психоанализ: основные концепции и принципы.

Уровни сознания: топографическая модель

З. Фрейд выделял три уровня психической жизни:

Структура личности

З. Фрейд ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и суперэго.

Связь структурной модели с уровнями сознания

ИД

ЭГО

Суперэго

Инстинкты — движущая сила поведения.

Сущность жизни и смерти.

Фрейд утверждал: «Целью жизни является смерть».

Инстинкт жизни (Эрос) - поддержание жизненно важных процессов и обеспечивает размножение вида.

Инстинкт смерти (Танатос) - лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств.

Что собой представляют инстинкты в действительности

Цель инстинкта - устранении или редукции возбуждения

Развитие личности: психосексуальные стадии.

Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной.

Оральная стадия.

Типы: орально-пассивный (веселый и оптимистичный, ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к себе)

орально-агрессивный (любовь к спорам, пессимизм, цинизм )

Анальная стадия

Фаллическая стадия

Фрейд выделил фаллические типы: мужчины - стремятся добиваться успеха и постоянно пытаются доказывать свою мужественность и половую зрелость;

женщины – флирт, обольщение, самоуверенность, главенство над мужчиной.

Генитальная стадия

Генитальный характер — это идеальный тип личности в психоаналитической теории. Это человек зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях.

Защитные механизмы

Защи́тный механи́зм — понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний.

Механизмы:

Психоанализ в стоматологии

В работе стоматолога возможно оценивание пациента согласно теории З. Фрейда. Например, оценивая его бессознательное начало, которое во многом определяет его поведение.

Список литературы

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ З.ФРЕЙДА. «ПСИХОАНАЛИЗ»

Работу выполнили:

студентки 1 курса

стоматологического

факультета, 6 гр.

Никифорова Виктория

Поярова Виктория

Преподаватель:

Ульяновская Т. Н.

Психодинамическое направление в теории личности З.Фрейда

З.Фрейд выдвинул теорию: люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в другой, более обширной сфере психической жизни — в неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях. Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Термин «психодинамический» указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между разными аспектами личности.

За почти 45 лет активной научной деятельности и клинической практики Фрейд создал:

  • 1) первую развернутую теорию личности;
  • 2) обширную систему клинических наблюдений, основанных на его терапевтическом опыте и самоанализе;
  • 3) оригинальный метод лечения невротических расстройств;
  • 4) метод исследования тех психических процессов, которые почти невозможно изучить какими-либо другими способами.

Биография

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в маленьком австрийском городке Фрайберге, Моравия.

Поступил на медицинский факультет Венского университета в 1873 году.

После получения медицинской степени в 1881 году Фрейд занял должность в Институте анатомии мозга и проводил сравнительные исследования мозга взрослого человека и плода.

В 1885 году он получил исследовательскую стипендию.

Работы: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Три эссе о сексуальности» (1905) и «Юмор и его отношение к бессознательному» (1905).

Наиболее важными являются:«Лекции по введению в психоанализ» (1920), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Я и Оно» (1923), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Цивилизация и недовольные ею» (1930), «Новые лекции по введению в психоанализ» (1933) и «Очерк истории психоанализа», опубликованный посмертно в 1940 году.

Психоанализ

Психоанализ - метод психотерапии и психологическое учение
, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Психоана́лиз — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом.

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

  • человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;
  • эти влечения преимущественно бессознательны;
  • попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;
  • помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;
  • конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным материалом могут приводить к ментальным нарушениям
  • освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание

Психоанализ: основные концепции и принципы.


теория личности и психопатологии

метод терапии личностных расстройств

метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума

«психоанализ»

Уровни сознания: топографическая модель

З. Фрейд выделял три уровня психической жизни:


Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени.

Область предсознательного, «доступная память», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия.

Область бессознательного представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного.

Структура личности

З. Фрейд ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и суперэго.

Связь структурной модели с уровнями сознания

ИД

Слово «ид» происходит от латинского «оно» и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, копуляция), которые наполняют наше поведение энергией. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни.

Будучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений. Является самой старой исходной структурой психики.

ЭГО

Эго (от лат. «ego» — «я») — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии ид в рамках социальных ограничений и совести индивидуума. Принцип реальности вносит в наше поведение меру разумности. Эго является «исполнительным органом» личности и областью протекании интеллектуальных процессов и решения проблем.

Суперэго

Суперэго (от лат. «super» — «сверх» и «ego» — «я»). Суперэго — последний компонент развивающейся л ичности. Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка. Поощрительный аспект суперэго — это эго-идеал. Он ведет индивидуума к установлению для себя высоких стандартов.

Инстинкты — движущая сила поведения.

По Фрейду, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами. В инстинктах проявляются врожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующие выхода и разрядки. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется инстинктами.

Сущность жизни и смерти.

Фрейд утверждал: «Целью жизни является смерть».

Инстинкт жизни (Эрос) - поддержание жизненно важных процессов и обеспечивает размножение вида.

Инстинкт смерти (Танатос) - лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств.

Что собой представляют инстинкты в действительности


ИНСТИНКТ

Источник инстинкта —
состояние организма или потребность

Цель инстинкта - устранении или редукции возбуждения


Объект – любой человек, предмет или что-то в собственном теле индивидуума

Стимул -количество энергии, силы или давления

Развитие личности: психосексуальные стадии.

Психосексуальное развитие — это биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от их культурного уровня. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей.

Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной.

Оральная стадия.

Оральная стадия длится от рождения приблизительно до 18-месячного возраста. В этот период область рта наиболее тесно связана и с удовлетворением биологических потребностей. Поэтому полость рта — включая губы, язык и связанные с ними структуры — становится главным средоточием активности и интереса младенца. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью.

Типы: орально-пассивный (веселый и оптимистичный, ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к себе)

орально-агрессивный (любовь к спорам, пессимизм, цинизм )

Анальная стадия

Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до третьего года жизни. В течение этого периода маленькие дети получают значительное удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий. Типы: анально-удерживающий - необычайно упрям, скуп, методичен и пунктуален; анально-выталкивающий - склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже садистическую жестокость.

Фаллическая стадия

Между тремя и шестью годами интересы ребенка сдвигаются в новую эрогенную зону, в область гениталий. Стадия символизирует неосознанное желание каждого ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола

Фрейд выделил фаллические типы: мужчины - стремятся добиваться успеха и постоянно пытаются доказывать свою мужественность и половую зрелость;


женщины – флирт, обольщение, самоуверенность, главенство над мужчиной.

Генитальная стадия

Репродуктивные органы достигают зрелости, выброс гормонов эндокринной системой ведет к появлению вторичных половых признаков (например, оволосение лица у мужчин, формирование молочных желез у женщин).

Генитальный характер — это идеальный тип личности в психоаналитической теории. Это человек зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях.

Защитные механизмы

Защи́тный механи́зм — понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний.

Механизмы:

  • Замещение
  • Реактивное образование
  • Компенсация
  • Вытеснение
  • Отрицание
  • Проекция
  • Сублимация
  • Рационализация
  • Регрессия

Психоанализ в стоматологии

В работе стоматолога возможно оценивание пациента согласно теории З. Фрейда. Например, оценивая его бессознательное начало, которое во многом определяет его поведение.

Список литературы

  • Гринсон Ральф Р. »Техника и практика психоанализа»
  • Ребер Артур. «Большой толковый психологический словарь»
  • Хьелл Л., Зиглер Д. «Теории личности»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!