Файл: Вся деятельность учителя связана с проектированием.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЛЕКЦИЯ 1. ПОНЯТИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Вся деятельность учителя связана с проектированием (урока, внеурочной деятельности и т.д.). Прежде чем реализовать проект, мы проектируем его, т.е. предварительно продумываем.
!!! 1 практическое – проектирование программ (нужно разработать краткосрочную (16 часов) программу дополнительного образования).
ПОНЯТИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ – это процесс создания проекта будущего, требуемого состояния объекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте.
-
Это деятельность, под которой понимается в предельной сжатой характеристике промысливание того, что должно быть; -
Создание проектов будущего (новых учебных планов, новых образовательных программ и т.д.); -
Это предварительная разработка содержания и способов его воплощения предстоящей деятельности педагога, учащихся, управленцев; -
Это специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида продукта; -
Это научно-практический метод изучения и преобразования действительности (метод практико-ориентированной науки); -
Это форма порождения инноваций, характерная для технологической культуры; -
Это управленческая процедура. -
это практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности. Это новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической действительности.
ВИДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ:
- природные;
- технические (инженерные);
- социальные проекты – гуманитарное проектирование – усовершенствование того, что определяется особенностями человеческой природы и человеческих отношений.
Педагогическое проектирование включает в себя:
- анализ;
- прогнозирование:
- моделирование
- разработку проекта;
- его научно-методического и ресурсного обеспечения.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА – изучение наблюдаемого педагогического объекта в целях составления прогноза дальнейшего развития, а также регулирования и коррекции.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ – это:
-
Процесс выработки прогноза, суждения о возможном будущем состоянии процесса или объекта; -
Процесс получения опережающей информации об объекте.
Методы педагогического прогнозирования:
-
Моделирование; -
Выдвижение гипотез; -
Мысленный эксперимент; -
Экспертная оценка.
Условия постановки диагностических целей:
-
Всестороннее знание личности и коллектива; -
Анализ конкретной педагогической ситуации; -
Педагогическое проектирование.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ – это сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.
Цель – это:
-
Смоделированный результат ещё не осуществленной деятельности; -
Представлен в сознании как проект реальных изменений педагогического процесса, его отдельных компонентов; -
Педагогическое прогнозирование конкретизирует цели и трансформирует их в систему…
Выделяют общие и индивидуальные цели воспитания.
Цель воспитания сегодня – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.
Ключевая идея концепции нравственного воспитания – объявление базовых национальных ценностей и источников нравственности. Ценности определяют цели, и никогда - наоборот.
ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА:
-
Патриотизм – любовь к Родине, к своему народу, к своей «малой Родине», служение Отечеству. -
Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство. -
Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания. -
Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода и т.д.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ – это углубление (и одновременно возвышение) воспитательных практик до уровня работы с предельными, самыми глубокими (высокими_ ценностями.
Источники формирования педагогической цели:
- диагностика состояния предмета приложения педагогических усилий;
- социальный заказ;
- образовательные потребности и интересы семьи и ребёнка.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ:
-
Анализ исходных данных; -
Анализ сложившейся ситуации; -
Уяснение состояния основных компонентов воспитательного процесса: воспитателей, воспитанников и характера сложившихся между ними отношений.
Цель выражает общую целеустремлённость воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭТАПОВ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- анализ ситуации, определение проблемы;
- выдвижение идеи, разработка концепции;
- постановка цели и определение ожидаемого результата;
- определение задач и программируемых действий;
- реализация проекта и обобщение полученных результатов.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ПРОГРАММА – перспективный план деятельности, содержащий описание и обоснование целей и задач, конкретные направления и мероприятия по их реализации.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА – нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету, логика изучения с указанием последовательности изучаемых тем.
ВИДЫ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ:
-
Типовые; -
Вариативные; -
Рабочие; -
Школьные; -
Авторские.
СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной норма образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
ГОС ОПРЕДЕЛЯЕТ:
-
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ; -
Максимальный объём учебной нагрузки обучаемых; -
Требования к уровню подготовки учеников;
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН:
-
Утверждается органами государственной власти; -
Определяет максимальный объём учебной нагрузки учащихся; -
Обеспечивает единство образовательного пространства; -
Структурные единицы – образовательные области; -
Состоит из инвариантной и вариативной части.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН:
-
Разрабатывается на основе государственного региональными органами образования; -
Носит рекомендательный характер.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ШКОЛЫ:
-
Разрабатывается на основе государственного базисного и регионального; -
Отражает особенности конкретной школы; -
Имеет концептуальный характер.
Рабочий учебный план предусматривает три вида учебных занятий:
- обязательные (освоение общекультурного образовательного ядра);
- обязательные занятия по выбору;
- факультативные занятия.
Программа определяет содержание, которое будет предложено ученику в процессе обучения.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СОДЕРЖИТ:
-
Титульный лист; -
Пояснительную записку; -
Примерный тематический план; -
Примерное содержание; -
Нормы и способы оценки результатов обучения; -
Описание средств обучения; -
Перечень рекомендуемой литературы.
ВИДЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ:
- вариативные;
- модифицированные;
- авторизованные;
- авторские.