Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РЕФЕРАТ
на тему:
“Международная торговля”
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Что такое международная торговля. История…………………….4
Глава 2. Регулирование международной торговли…………………………7
Глава 3. Тенденции и перспективы международной торговли……………10
Глава 4. Позиции России в международной торговле……………………..13
Заключение………………………………………………………………...…15
Список использованной литературы……………………………………….16
ВВЕДЕНИЕ
С давних пор известно, что каждая страна не может полноценно изготавливать какие-то товары и услуги на своей территории. Ведь для производства нужных благ нужны определенные ресурсы, которых может не оказаться. Поэтому хорошим выходом из данной ситуации является: международная торговля – обмен товарами и услугами между странами. Такой вид торговли приводит к тому, что цены или спрос и предложение зависят от событий, происходящих в мире. Наш выбор благ будет основываться теперь не только на отечественной конкуренции, но и мировой. А благодаря этому, чтобы не терять значительную сумму заработка, предприниматели будут представлять выгодные цены на товары.
Благодаря международной торговле страны могут повышать свой авторитет и место в политическом мире за счет продаваемой продукции на рынке. Но не стоит забывать, что самые разнообразные экономические и политические риски в международной торговле, обусловленные географическими, политическими, национальными факторами. Поэтому и тут могут быть свои нюансы.
В этой работе мы рассмотрим само понятие международной торговли, ее регулирование, перспективы, а главное – положение России в данной сфере экономики.
ЧТО ТАКОЕ МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ. ИСТОРИЯ
Международная торговля — это обмен товарами и услугами между странами.
Она позволяет странам расширять свои рынки и получать доступ к товарам и услугам, которые в противном случае могли бы быть недоступны внутри страны. В результате рынок становится более конкурентоспособным. Это в конечном счете приводит к более конкурентоспособным ценам и обеспечивает более дешевый продукт для потребителя. Торговля по всему миру дает потребителям и странам возможность ознакомиться с товарами и услугами, недоступными в их собственных странах или более дорогими внутри страны.
Важность международной торговли была признана на раннем этапе политическими экономистами, такими как Адам Смит и Дэвид Рикардо.
Тем не менее, некоторые утверждают, что международная торговля на самом деле может быть вредна для небольших стран, ставя их в более невыгодное положение на мировой арене. Она играет ключевую роль в подъеме мировой экономики. В мировой экономике спрос и предложение – и, следовательно, цены – как влияют, так и подвержены влиянию глобальных событий.
Национальные производственные различия определяются разной наделенностью факторами производства – трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах. Эффект, который оказывает внешняя торговля на динамику роста национального дохода, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен в виде специально разработанного коэффициента – мультипликатора.
Зарождение мировой торговли произошло в глубокой древности, и уже на рубеже 18-19 веков она достигает значительных масштабов и приобретает вид устойчивых международных товарно-денежных отношений. Поводом послужило создание в ряде промышленно развитых стран, таких как Англия, Голландия и другие, крупного машинного производства, которое нуждалось в масштабном и регулярном импорте сырья из экономически менее развитых стран Азии, Африки и Латинской Америки. Промышленно развитые страны, в свою очередь, экспортировали им промышленные товары, по большей части потребительского назначения.
В 20в. мировая торговля пережила ряд кризисов. Первый кризис был вызван Первой мировой войной 1914-1918 гг. Его следствием стал длительное и глубокое нарушение мирового товарооборота, продлившееся до окончания Второй мировой войны, которая до основания потрясла всю структуру международных экономических отношений. Послевоенный период для мировой торговли также был довольно сложен, так она оказалась перед лицом новых трудностей, связанных с распадом колониальной системы. Но, не смотря ни на что, все эти кризисы были успешно преодолены.
Со второй половины 20 века мировая торговая деятельность развивается высокими темпами. В период 1950-1994 гг. рост мирового торгового оборота ускорился в 14 раз. По оценке западных специалистов, период между 1950 и 1970 годами можно назвать «золотым веком» в развитии международной торговли в связи с тем, что среднегодовой темп роста мирового экспорта достиг в 50-х гг. 6%, в 60-х гг. - 8,2. В период с 1970 по 1991 г. физический объем мирового экспорта возрос в 2,5 раза, среднегодовой темп роста - 9,0%, в 1991-1995 гг. этот показатель был равен 6.2%.
Вторая половина 20 века характеризуется проявлением неравномерности динамики внешней торговли, что в свою очередь повлияло на соотношение среди стран на мировом рынке. Лидирующее положение США было поколеблено, что дало возможность экспорту Германии приблизиться к американскому, а в отдельные годы даже превзойти его. Однако Германия была не единственной страной с заметными темпами роста, наравне шли и многие страны Западной Европы. В 80-е годы заметный рывок в сфере международной торговли совершила Япония, что позволило ей уже в конце этого десятилетия выбиться в лидеры по факторам конкурентоспособности. В тот же период к ней присоединились и «новые индустриальные страны» Азии - Сингапур, Гонконг, Тайвань. Но к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности.
На данный момент международная торговля развивается хорошо. Но может приостанавливаться из-за политических причин, как и в годы, когда были войны.
РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Регулирование –1. Приведение в порядок, упорядочение (механизма, деятельности и т. д.); руководство движением, направлением, действиями, отношениями и т. п. 2. Совокупность предписаний, исходящих от органа власти или управления и имеющих целью внести известный порядок в ту или др. сферу жизни. 3. Форма целенаправленного управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в управляемом объекте и на его развитие посредством введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей).
Регулирование международной торговли подразделяется на государственное регулирование и регулирование с помощью международных соглашений и создания международных организаций.Методы государственного регулирования международной торговли можно разделить на две группы: тарифные и нетарифные.
-
Тарифные методы сводятся к использованию таможенных пошлин – особых налогов, которыми облагаются продукты международной торговли. Таможенные тарифы – это плата, взимаемая государством за оформление провоза за границу товаров и иных ценностей. Такая плата, называемая пошлиной, учитывается в цене товара и оплачивается, в конечном счете, потребителем. Таможенное обложение предполагает использование импортных пошлин для затруднения ввоза в страну иностранных товаров, реже используются экспортные пошлины.
По форме исчисления различают пошлины:
-
адвалорные, которые взимаются в процентах от цены товара; -
специфические, взимаются в виде определенной денежной суммы с объема, массы или единицы товара.
Важнейшими целями использования импортных пошлин являются как непосредственное ограничение импорта, так и ограничение конкуренции, в том числе недобросовестной. Ее крайней формой является демпинг – продажа на внешнем рынке товара по ценам, ниже существующих на идентичный продукт на внутреннем рынке.
-
Нетарифные методы многообразны и представляют собой совокупность прямых и косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности с помощью разветвленной системы экономических, политических и административных мероприятий. К ним относятся:
-
квотирование (контингентирование) – установление количественных параметров, в пределах которых возможно осуществление определенных внешнеторговых операций. На практике контингенты обычно устанавливаются в форме списков товаров, свободный ввоз или вывоз которых ограничен процентом от объема или стоимости их национального производства. При исчерпании количества или суммы контингента экспорт (импорт) соответствующего товара прекращается; -
лицензирование – выдача хозяйствующим субъектам специальных разрешений (лицензий) на проведение внешнеторговых операций. Оно часто применяется вместе с квотированием для контроля квот на основе лицензий. В некоторых случаях лицензионная система выступает разновидностью таможенного обложения, применяемого страной для получения дополнительных таможенных доходов.
Высокая значимость МТ для развития мирового хозяйства обусловила создание мировым сообществом специальных международных регулирующих организаций, усилия которых направлены на выработку правил, принципов, процедур осуществления международных торговых сделок и контроля за их исполнением государствами – членами этих организаций.
Особую роль в регулировании международной торговли выполняют многосторонние соглашения, действующие в рамках:
-
ГАТТ (генеральное соглашение по тарифам и торговле); -
ВТО (всемирная торговая организация); -
ГАТС (генеральное соглашение по торговле услугами); -
ТРИПС (соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности).
Отраслевое регулирование международной торговли услугами осуществляется также в глобальном масштабе. В отличие от ГАТС организации, регулирующие такие услуги, носят специализированный характер. Гражданские авиационные перевозки регулирует Организация международной гражданской авиации (ИКАО), иностранный туризм – Всемирная туристическая организация (ВТО), морские перевозки – Международная морская организация (ИМО).
ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Во-первых нужно упомянуть, что международная торговля имеет основные направления:
-
Импорт — ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности и тому подобное на таможенную территорию государства или страны из-за границы без обязательств на обратный вывоз. -
Экспорт — понятие в международной торговле, означающее продажу товаров или услуг в другие страны. Понятие происходит от лат. exporto, что в буквальном смысле означает «вывозить из порта».
Повышение значения торговли в мировой экономике, а также ее интенсивное развитие обусловлены объективным процессом глобализации и усилением взаимозависимости большинства стран мира. Интенсификации мирового товарообмена способствовал значительный прогресс в развитии международного разделения труда.
В сфере торгового обмена международные режимы и многосторонние соглашения вырабатывались в рамках ВТО - международной организации, действовавшей на базе многостороннего договора, устанавливающей принципы и правила мировой торговли. Деятельность ВТО направлена на либерализацию экспортно-импортных операций и, в частности, на снижение и ликвидацию тарифных и нетарифных барьеров.
Дальнейшему увеличению международного товарообмена способствовали значительная либерализация внешнеторговой политики развивающихся стран, расширение масштабов торговли между ними и, кроме того, сохранение благоприятной конъюнктуры на рынках промышленной продукции во многих развивающихся и новых индустриальных странах. Существенное значение имела также революция в области информационных технологий и средств телекоммуникаций.
Важным фактором роста мировой торговли является существенный рост реэкспорта промышленных товаров, изготовленных в развивающихся странах с использованием компонентов и материалов, импортируемых в соответствии системами торговых соглашений.
В последние годы произошли существенные изменения в структуре мировой торговли. В частности, значительно возросла доля услуг средств связи и информационных технологий, в то же время сокращается доля торговли сырьевыми товарами и сельскохозяйственной продукцией.
Определенные изменения происходят и в географическом распределении мировой торговли. Постепенно растет торговля развивающихся стран, но особенно быстрыми темпами увеличиваются объемы товаропотоков из новых индустриальных стран.