Файл: Реферат на тему Содержание Титульный лист Содержание Понятие малого бизнеса Этапы развития малого бизнеса Вывод.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 9
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реферат на тему:
< Роль малого бизнеса в экономике >
Содержание:
-
Титульный лист -
Содержание -
Понятие малого бизнеса -
Этапы развития малого бизнеса -
Вывод
Малый бизнес - это бизнес, осуществляемый в малых формах, основанный на предпринимательской деятельности, представляющий собой совокупность малых и средних частных предпринимателей, не входящих непосредственно в состав какого-либо монополистического предприятия. Таким образом, предпринимательская деятельность в качестве малого предприятия - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики в соответствии с установленным законодательством, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве. Сектор малого предпринимательства наиболее динамично развивает новые виды продукции и рыночные "ниши", способствует приближению производства товаров и услуг к потребителю, развивается в непривлекательных для крупного бизнеса отраслях. Важными особенностями малого бизнеса являются широкое использование малых местных источников сырья, способность ускорить развитие инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Другой особенностью данного сектора является высокий уровень инновационной активности, что способствует более быстрому развитию различных отраслей экономики. Малый бизнес формирует конкурентную среду, создает альтернативу на рынке труда и организует миллионы новых рабочих мест. Гибкость и высокая адаптивность к изменчивости рыночной ситуации, присущей малому бизнесу, способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране и достижению оптимальной структуры экономики. Малый бизнес - это сектор бизнеса, который во многом определяет темпы экономического роста, занятость, структуру и качество валового национального продукта государства. Анализ имеющихся публикаций показывает, что в развитых рыночных экономиках и в условиях постсоциалистического национального экономического комплекса реализуются определенные меры по содействию саморазвитию малого бизнеса, оказанию ему помощи в выходе на рынок, поиску источников финансирования, партнеров, сбытовых цепочек, снижению системных рисков и др. В целом, государства в странах с развитой рыночной экономикой придают особое значение поддержке малого бизнеса. Как показывает анализ опыта США, Великобритании, Германии, Японии, а также пост-социалистических стран (Венгрии, Польши), везде реализуются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помощи в выходе на рынок, поиску источников финансирования, партнеров, цепочек сбыта, снижению системных рисков и т.д. Все это опосредуется особой значимостью малого бизнеса в экономике государства. Малый бизнес играет достаточно большую роль в экономике любой страны. Оно является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, вовлекая в эту систему большинство граждан страны путем открытия собственного бизнеса, обеспечивая высокую эффективность производства за счет глубокой специализации и кооперации производства, что оказывает благоприятное влияние на экономический рост национальной экономики. В настоящее время крупные компании очень заинтересованы в создании малого бизнеса. Они доверяют малым предприятиям осуществление определенных видов производства, налаживание тесных связей с рынком, проведение различных научных исследований. Очень важна роль малых предприятий в инновационном предпринимательстве. Малый бизнес играет важную роль в развитии экономик многих развитых стран, но в России развитие малого бизнеса значительно отстает. Это связано с тем, что государственная поддержка этих предприятий не развита, хотя малым предприятиям, как нестабильной предпринимательской структуре, наиболее зависимой от рыночных колебаний, она очень нужна.
Создание малого бизнеса в России можно разделить на следующие этапы. "I этап (1987-1994 гг.) - период бурного роста числа малых форм предприятий, отличительной чертой которого явилась спонтанность, обусловленная отсутствием системной нормативно-правовой базы и инфраструктуры для поддержки развития малого бизнеса как на государственном уровне, так и с привлечением неправительственных и международных институтов".
II этап (1995 г. - август 1998 г.) - период перехода малого бизнеса к деятельности в соответствии с жестким государственным регулированием в условиях стабилизации экономического роста и макроэкономической либерализации.
III этап (август 1998 - 2000 гг.) - период изменения приоритетов, отраслевой структуры и механизмов развития малого бизнеса в посткритический период.
IV этап (с 2000 года по настоящее время). Малый бизнес - становится неотъемлемым элементом рыночной системы экономики, без которой экономика и общество в целом не могут существовать и развиваться нормально. Малые предприниматели являются наиболее многочисленным слоем собственников и благодаря своим массам играют важную роль в социально-экономической жизни страны. Однако, обладая огромным потенциалом, малый бизнес сегодня не стал стратегическим фактором развития экономики страны. Однако за 15 лет своего становления и развития ему удалось накопить необходимый первичный экономический, финансовый и интеллектуальный потенциал. Как показывает мировая практика, малый бизнес играет большую роль в экономике любой страны, даже развитой, поскольку имеет определенные преимущества.
Малый бизнес играет довольно большую роль в экономике любой страны. Оно является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, вовлекая в эту систему большинство граждан страны путем открытия собственного бизнеса, обеспечивая высокую эффективность производства за счет глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики. Функционирование малых предприятий показывает хорошую адаптацию к внешним условиям, укрепление рыночных отношений путем их развития. Благодаря своей гибкости и быстроте принятия решений, малым предприятиям легче контролировать производственный процесс и быстро менять его в ответ на изменение рыночного спроса. Они характеризуются высокой маневренностью производства по сравнению с крупными предприятиями, отзывчивостью к потребительскому спросу, способностью быстро внедрять новые техники и технологии, более эффективно использовать производственные мощности. Развитие малого бизнеса создает благоприятные условия для восстановления экономики, развивает конкурентную среду, создает дополнительные рабочие места и расширяет потребительский сектор. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами и более эффективному использованию местного сырья. Оно является надежным источником доходов бюджета, а доля просроченной задолженности субъектов малого бизнеса перед
местным и федеральным бюджетами ниже, чем у других предприятий. Между тем, в условиях рынка малый бизнес сталкивается с серьезными трудностями, которые характерны для малого бизнеса во всех странах, но в России они значительно обострились в переходный период. Экономическая нестабильность Кризисное состояние обрабатывающих производств Недостаточное инфраструктурное давление со стороны более крупных конкурентов (в том числе зарубежных) (включая сложные процедуры регистрации и лицензирования) Кризис неплатежей и недобросовестного поведения предприятий-потребителей Отсутствие внутренних стимулов для долгосрочного инвестирования и развития технологий в условиях инфляционного спроса Ограничения неравного положения на рынке кредитных и инвестиционных ресурсов Недостаток управленческих навыков уголовного преследования В рассмотренных выше условиях абсолютный и относительный рост малого бизнеса на фоне общего спада производства и кризисной ситуации многих крупных предприятий, в том числе монопольных, демонстрирует их большой внутренний потенциал и возможность для достаточно широких слоев населения обеспечить собственную экономическую самостоятельность и благосостояние. Новые вызовы и возможности для оптимизации малого бизнеса в настоящее время связаны с влиянием мирового финансового кризиса. Мировой финансово-экономический кризис не мог не сказаться на деятельности малого бизнеса в Российской Федерации: многие малые предприятия были вынуждены значительно сократить свою деятельность в период кризиса. Таким образом, финансовый кризис в Российской Федерации существенно повлиял на доступность кредитных ресурсов для малого бизнеса, реализацию инвестиционных проектов, а также на потребительскую активность, что также оказывает негативное влияние на малый бизнес.