Файл: Коррупционная составляющая в политической системе Российской Федерации.doc
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 265
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Сибирский университет потребительской кооперации» |
Кафедра теории и истории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)
по теории государства и права
(наименование дисциплины)
на тему: Коррупционная составляющая в политической системе Российской Федерации
Выполнил обучающийся
Лапицкая Алина Сергеевна
(Фамилия, имя, отчество)
Руководитель:
Грухин Юрий Александрович
(должность, фамилия, имя, отчество)
Новосибирск
2023
Введение
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что коррупция является огромной проблемой и болью государственного масштаба всех стран мира, которая подрывает экономику и снижает уровень жизни населения стран.
Проявление коррупции в России также оказывает сильное воздействие на экономику, является одной из главных причин недофинансирования социально-ориентированных сфер таких как: образование, здравоохранение, культура и спорт, социальное обеспечение граждан. Коррупция снижает конкурентоспособность всех сфер экономики, при этом наблюдается деградация всех государственных институтов, они перестают выполнять добросовестно определенные им обязанности – всех их усилия направлены лишь «на поглощение теневых потоков денежных средств» [1,126].
В России образ коррупции в органах власти на всех уровнях -это государственное преступление, как повседневное аморальное явление, составляющей которого является: взяточничество, привычка защищать интересы должностных лиц и организаций, обладающих политической властью. Президент РФ на протяжении многих лет уделяет особое, пристальное внимание борьбе с коррупцией на всех уровнях власти [2, С. 94-97.].
Целью курсовой работы является: системный анализ проблем коррупции в органах государственного и муниципального управления.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
-
раскрыть понятие, виды и формы коррупции; -
исследовать причины и последствия проявления коррупции; -
провести системный анализ показателей коррупции в органах государственного и муниципального управления РФ за 2018-2020 года; -
провести анализ системы нормативно-правового регулирования коррупционной деятельности в РФ; -
исследовать влияния COVID-19 на проблему коррупции в органах государственного и муниципального управления в РФ; -
дать оценку роли антикоррупционной политики в обеспечении экономической стабильности в органах государственного и муниципального управления РФ.
Объектом исследования является органы государственной и муниципальной власти РФ.
Предмет исследования – системное окружение проблемы коррупции в органах государственной и муниципальной власти в РФ.
Предпосылки злоупотреблений должностными полномочиями, коррупции как социального явления и коррупции в органах власти в РФ исследованы в работах М. Александрова, Е.И. Агюлама, А.С.Арояна, Н. Бенедиктова, П.А. Берлина, Ю.А. Болдырева, С.В. Бондаренко, Б.В. Волженкина, Ю.В. Голика, П.А. Кабанова, В.И. Карасева, А.И. Кирпичникова, К.В. Киселева, И.М. Клямкина, А.А.Крицкой, В.В. Лунеева, . С.В. Максимова, К. Л. Майданика, Н. РубакинаЛ.М. Тимофеева, Э.Н. Черного и другие.
Несмотря на множество научных работ по теме коррупции в органах государственной и муниципальной службе, проблема искоренения коррупции в РФ остается нерешенной.
Информационную основу курсовой работы составили: нормативно-правовые акты Российской Федерации, данные Генеральной прокуратуры РФ, научная литература, учебная литература, интернет-источники.
Методы исследования: системный подход, сравнительный и оперативный анализ основных показателей коррупции в органах государственного и муниципального управления РФ, статистического наблюдения, ранжирование.
1 Теоретические аспекты коррупции
-
Понятие коррупции
Коррупция, согласно распространенному определению, общественное явление, обозначающее действия должностных и иных привилегированных лиц в рамках моделей вне стандартов на уровне законов, отраслевых норм и общественных устоев, как правило, наносящие материальный ущерб государству, компании, обществу. Понятие коррупции, таким образом, имеет преимущественно экономическую природу. Человек, осуществляющий рассматриваемого типа действия, как правило, заинтересован в материальной выгоде.
Согласно определению, принятому в организации Transparency International, деятельность которой сконцентрирована на исследовании коррупционных явлений, рассматриваемый вид активностей понимается как злоупотребление доверенным ресурсом — как правило, властным, в частных интересах. Интересную формулировку содержит российский ФЗ «О противодействии коррупции». Там сказано, что рассматриваемое явление — это злоупотребление положением и полномочиями, дача или получение взятки, коммерческий подкуп и иные варианты незаконного использования гражданином своего должностного положения в противовес интересам социума и власти с целью извлечения выгоды. ФЗ о коррупции, таким образом, несколько расширяет трактовку термина в версии TI, дополняя ее тем, что соответствующего типа противоправные деяния могут осуществляться не только властью, но и бизнесом. Иначе выглядит определение коррупции, принятое в ООН, оно представляет собой довольно общую формулировку. Согласно документам ООН, коррупция понимается как явление, обладающее сложной социальной, культурной, а
также экономической природой, присутствующее во всех государствах. Некоторые эксперты обращают внимание на то, что даже в содержании Конвенции ООН, направленной против коррупции, конкретного определения рассматриваемого явления нет. Хотя, как считают некоторые аналитики, здесь есть некая логика — сущность и причины коррупции настолько многогранны, что даже на уровне одной из крупнейших международных структур нет смысла искать общее определение данного явления. В каждой стране мира могут найтись прецеденты, позволяющие трактовать его в рамках концепций, которые могут быть совершенно несхожими с теми, что приняты в других государствах. Поэтому, полагают некоторые эксперты, общее понимание мировым сообществом проблем, возникновение которых обуславливает международная коррупция, может быть осложнено. А все потому, что нет ориентиров к поиску единого подхода к трактовке этого явления.
На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом. Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Коррупцией считается - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
-
Виды коррупции
В зависимости от сферы деятельности следует различать следующие виды коррупции:
-
Коррупция в сфере государственного управления; -
Парламентская коррупция; -
Коррупция на предприятиях.
Коррупция в сфере государственного управления имеет место потому, что существует возможность государственного служащего (чиновника) распоряжаться государственными ресурсами и принимать решения не в интересах государства и общества, а исходя из своих личных корыстных побуждений.
В зависимости от иерархического положения государственных служащих коррупция может подразделяться на верхушечную и низовую.
Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.).
Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя — это также коррупция, которую обычно называют «вертикальной». Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это особо опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.
Большинство специалистов, изучающих коррупцию, относит к ней и покупку голосов избирателей во время выборов.
Избиратель обладает по Конституции ресурсом, который называется «властные полномочия». Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредством специфического вида решения — голосования. Избиратель должен принимать это решение исходя из соображений передачи своих полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его интересы, что является общественно признанной нормой.
В случае покупки голосов избиратель и кандидат вступают в сделку, в результате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги или иные блага, кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс. Понятно, что это не единственный тип коррупционных действий в политике.
Наконец, упомянем о коррупции в негосударственных организациях, наличие которой признается специалистами. Сотрудник организации (коммерческой или общественной) также может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами: у него также есть возможность незаконного обогащения с помощью действий, нарушающих интересы организации, в пользу второй стороны, получающей от этого свои выгоды.
Таким образом, можно сделать вывод, что коррупция поражает все сферы общественной жизни по «вертикали» и «горизонтали».
-
Причины и последствия проявления коррупции
Рассмотрев понятие коррупции
, изучим видение причин этого явления, которые можно встретить в исследовательской среде. Есть, к примеру, теории экономической природы. В числе таковых — тезис о соотнесении прибылей и издержек вследствие некоторой активности. В данном случае — коррупционной.
Человек, обладающий неким ресурсом, административным, например, принимает решение совершить противозаконные действия, понимая, что риски есть, но в то же время, осознавая, что предполагаемая выгода их, скорее всего, компенсирует. Если, в свою очередь, данный гражданин не осуществит никаких коррупционных деяний, а продолжит в штатном режиме выполнять функции, то преференции и степень удовлетворения им своей работой будут ощутимо ниже, чем даже по факту понесения наказания при первом сценарии. Причины коррупции некоторые исследователи связывают также с теорией формирования поведенческой модели, в основе которой лежит фактор получения преференций за счет ренты. Это значит то, что в процессе выполнения своей деятельности человек, находящийся, условно говоря, на административном посту, осознает, что в его руках находится безотказный в большинстве случаев инструмент извлечения прибыли и выгод за счет служебного положения. Данный фактор, считают аналитики, может обуславливать еще более глубокую коррупцию, чем при первом сценарии, предусматривающем экономическую природу противоправных действий. Например, коррупция в органах внутренних дел, полагают эксперты, может быть в значительной мере объяснена влиянием рассматриваемого фактора. Есть тезис, объясняющий изучаемое явление с точки зрения кризиса экономических и социальных институтов в государстве.
Причины коррупции обуславливаются неэффективностью работы органов власти и бизнеса. То есть, например, гражданину становится проще решить тот или иной вопрос (согласовать документ, заказать продукт или услугу), обходя штатные механизмы, зафиксированные в законах или отраслевых соглашениях. При этом чиновник или сотрудник фирмы, отвечающий за процедуры согласования документа, выпуск продукта или предоставление услуг, редко, когда соглашается содействовать неофициальному решению вопроса бесплатно. И потому он, так или иначе, становится нарушителем законов и норм, нанося ущерб власти, бизнесу и обществу.
Согласно исследованиям, той же Transparency International, в нашей стране уровень общественного восприятия данного явления остается высоким. Позиции РФ в соответствующем рейтинге, составляемом данной организацией