Файл: Методические рекомендации для занятий (практических, семинарских, лабораторных) 2014 г Обсуждено на заседании кафедры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



РГП на ПХВ «Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия» МЗРК

Кафедра фармакогнозии и химии

044 -52/18-

Стр. из

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ занятий




Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия

Кафедра фармакогнозии и химии
Специальность: 051103 «Фармация»

Дисциплина: Основы фармакогнозии

Курс: 4

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

(практических, семинарских, лабораторных)

2014 г


Обсуждено на заседании кафедры.
Протокол № ____ от «___»___________20____ г.


Зав. кафедрой, д.х.н., проф. ____________________ Патсаев А.К.


Кредит №1

Занятие № 1
1. Тема: Фармакогностический анализ лекарственного растительного сырья. Макроскопия. Микроскопия.
2. Цель: при определении подлинности лекарственного растительного сырья найти в общей картине морфологических признаков специфичные, особенные, присущие исследуемому объекту, отличающие его от других.
3. Задачи обучения:

- оперировать основными профессиональными терминами, используемыми фармацевтами при проведении фармакогностического анализа лекарственного растительного сырья;

- научиться проводить макроскопический и микроскопический анализ всех групп растительного сырья;

- делать заключение о соответствии растительного сырья требованиям соответствующей нормативной документации.
4.Основные вопросы темы:

1. Дайте определение понятиям «лекарственное растение» и «лекарственное растительное сырье».

2. Дайте определение понятию «подлинность лекарственного растительного сырья».

3. Дайте определение понятию «доброкачественность лекарственного растительного сырья».


4. Цель макроскопического и микроскопического анализа.

5. Техника макроскопического анализа.

6. Приготовление и исследование микропрепаратов.
5. Методы обучения и преподавания: Выполнение лабораторных работ.
Работа № 1. Проведите макроскопической анализ различных морфологических групп лекарственного растительного сырья в соответствии с требованиями ГФ XI. Оформите протокол по предложенному образцу.
Методика выполнения:
Высушенное сырье (мелкие и кожистые листья, плоды, семена, кору и подземные органы) раскладывают на клеенке или темной бумаге для рассматривания невооруженным глазом, с помощью лупы (х 6-10) или стереомикроскопа.

Сочные плоды, изменившие форму во время сушки, тонкие листья, цветки, смятые части растения (фрагменты стеблей с листьями и цветками) предварительно размягчают в количестве 2-5 штук во влажной камере или путем погружения на 5-10 мин в горячую воду.

Размягченное сырье раскладывают на стекле, клеенке или гладкой темной бумаге и тщательно распрямляют. Цветки исследуют вначале в цельном виде, а затем препарируют для рассмотрения внутреннего строения. В плодах изучают околоплодник и семена.

Внешний вид определяют визуально в сравнении со стандартным образцом или описанием в нормативной документации.

Размеры. Для крупных объектов (от 3 см и более) проводят 10-15 измерений миллиметровой линейкой. Мелкие объекты (размером до 3 см) раскладывают на миллиметровой бумаге, производят 20-30 измерений и рассчитывают среднее значение. Размер шаровидных семян определяют просеиванием через сито с округлыми отверстиями.

Цвет сырья определяют при дневном освещении. Отмечают цвет сырья на поверхности органа (для листьев – с обеих сторон), а также на изломе или разрезе сырья (корни, корневища, кора).

Запах определяют, растирая сырье между пальцами или в ступке. Иногда в нормативной документации дается указание смочить измельченное сырье горячей водой для усиления запаха.

Вкус свежего и сухого сырья определяют непосредственной дегустацией (не проглатывая) или пробуют вкус 10%-ного отвара. Вкус сырья ядовитых растений не определяют.

Работа № 2. Приготовить микропрепарат лекарственного растительного сырья различных морфологических групп (листья, цветки, травы, коры, плоды, семена, корни, корневища и другие подземные органы).



Листья -Folia. Тонкие листья можно исследовать под микроскопом без приготовления срезов, рассматривая пластинку листа с поверхности. Для просветления тканей сухие листья кипятят в растворе щелочи. Хорошего просветления тканей листа достигают кипячением в 30 % растворе хлоралгидрата в течение 10-15 мин.

Мелкие листья для просветления берут целиком, от крупных берут отдельные участки с учетом распределения важнейших диагностических элементов: край листа, зубчик, участок главной жилки, верхушка листа.

Просветленные и отмытые водой листья или их кусочки вынимают скальпелем или препаровальной иглой и помещают на предметное стекло в каплю глицерина или раствора хлоралгидрата, тщательно расправляя складки и загибы листа. Кусочки листа накрывают покровным стеклом, прогревают для удаления воздуха и после остывания препарат рассматривают под микроскопом.

Цветки- Flores. Исследуемый препарат предварительно кипятят в течение 2-3 мин в воде или в 1-2 % растворе едкого натра. Отдельные цветки или части цветка помещают на предметное стекло в каплю включающей жидкости, расправляют препаровальной иглой, накрывают покровным стеклом и нагревают для удаления воздуха. Под микроскопом исследуют препарат с поверхности.

Травы- Herba. Определение трав ведется главным образом по листьям, поэтому для приготовления микропрепарата выбирают листья или кусочки листьев.

При исследовании безлистных трав готовят препараты эпидермиса стебля или поперечные срезы стебля. Эпидермис снимают скальпелем после предварительного кипячения кусочков стебля в растворе щелочи. Для приготовления поперечных срезов стебель предварительно размягчают. Тонкие стебли режут в бузине или пробке. Включающей жидкостью обычно служит вода, глицерин или раствор хлоралгидрата.

Коры- Cortices. Готовят поперечные, реже продольные срезы. Предварительно кусочки коры размягчают в воде, затем переносят в смесь вода-глицерин-спирт (1:1:1). Размягченные куски коры выравнивают скальпелем, придавая поверхности среза строго поперечное (или продольное направление) и готовят срезы бритвой или лезвием. Полученные срезы заключают в раствор хлоралгидрата, воду или глицерин, накрывают покровным стеклом и нагревают для просветления и удаления воздуха.


Плоды- Fructus. Семена- Semina. Для исследования под микроскопом готовят поперечные срезы плодов и семян, которые размягчают во влажной камере. Для изучения общей картины готовят более или менее толстые срезы через весь поперечник плода или семени. Для исследования деталей структуры срез должен быть тонким.

Корни- Radices. Корневища- Rhizomata. Готовят поперечные или продольные срезы.Небольшие куски подземных органов помещают в холодную воду и выдерживают около суток, затем помещают в смесь 95 % спирта и глицерина (1:1) на 3 сут. Размоченные объекты выравнивают скальпелем так, чтобы они имели строго поперечное или продольное сечение. Делают срезы и готовят микропрепараты в растворе хлоралгидрата или глицерина и рассматривают диагностические признаки сначала при малом, затем при большом увеличении.

С соскобом сухих подземных органов или порошком проводят необходимые микрохимические реакции.

6. Литература:

Основная:

1. Муравьева Д.А., Самылина И.А., Яковлев Г.П. Фармакогнозия. Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ОАО Издательство «Медицина», 2007. – 656 с.: ил.

2. Государственная фармакопея Республики Казахстан. Т.1. – Алматы: Издательский дом «Жибек жолы», 2008. – 592 с.

3. Государственная Фармакопея СССР: Вып. 1. Общие методы анализа/ МЗ СССР. – 11-е изд., доп. – М.: Медицина, 1987. – 336 с.

4. Государственная Фармакопея СССР: Вып. 2. Общие методы анализа. Лекарственное растительное сырье/ МЗ СССР. – 11-е изд., доп. – М.: Медицина, 1990. – 400 с.

Дополнительная:

1. Руководство к практическим занятиям по фармакогнозии: Учебное пособие / Под ред. И.А. Самылиной, А.А. Сорокиной. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 672 с.

2. Самылина И.А., Аносова О.Г. Фармакогнозия: учебное пособие: Атлас в 2 т. – М., 2007. – Т.1. – 192 с.; Т.2. – 384 с.

3. Самылина И.А., Ермакова В.А., Бобкова Н.В., Потанина О.Г. Фармакогнозия: учебное пособие: Атлас. – Т.3. – М., 2009. – 488 с.

4. Практикум по фармакогнозии: Учеб. пособие для студ. Вузов / В.Н. Ковалев, Н.В. Попова, В.С. Кисличенко и др.: Под общ. ред. В.Н. Ковалева. – Харьков: Изд-во НФаУ: Золотые страницы: МТК – книга, 2004. – 512 с.: 615 ил.: 24 с. вкл.

5. Руководство к практическим занятиям по фармакогнозии: Анализ фасованной продукции: учеб. пособие / под ред. И.А. Самылиной. – М. ООО “Медицинское информационное агентство”, 2008. – 288 с.: ил.
7. Контроль:

1. Почему исследование лекарственного сырья должно начинаться с макроскопического анализа?


2. Как подготовить образец сырья к макроскопическому анализу?

3. Как определить размеры, запах и вкус сырья?

4. Какую микроскопическую технику, используемую при исследовании ЛРС Вы знаете?

5. Какова техника микроскопического анализа ЛРС?

6. Как подготовить образец сырья к микроскопическому анализу?

7. Как готовят и исследуют микропрепараты сырья различных морфологических групп?

Занятие № 2
1. Тема: Макроскопический анализ лекарственного растительного сырья «Листья» на примере лекарственных растений, сырьем которых являются листья. Техника макроскопического анализа.
2. Цель: знать технику выполнения макроскопического анализа этой группы растительного сырья
3. Задачи обучения:

- оперировать основными профессиональными терминами, используемыми фармацевтами при проведении макроскопического анализа лекарственного растительного сырья;

- научиться проводить макроскопический анализ этой группы растительного сырья;

- делать заключение о соответствии растительного сырья требованиям соответствующей нормативной документации.
4. Основные вопросы темы:

1. Дать определение понятий: а) лекарственное растение; б) лекарственное растительное сырье; в) лекарственное средство.

2. Особенности проведения макроскопического анализа и его цель.

3. Нормативно-техническая документация, регламентирующая качество лекарственного растительного сырья.

5. Методы обучения и преподавания: Выполнение лабораторных работ.

Проведите макроскопической анализ предложенного лекарственного растительного сырья: листья крапивы, листья березы, листья мать-и-мачехи.

Методика выполнения:
При макроскопическом анализе листьев обращают внимание на форму и размеры листовой пластинки, форму и длину черешка, характер жилкования и края листа. При исследовании мелких и кожистых листьев эти особенности хорошо видны на сухом материале. Для изучения крупных и тонких листьев, которые обычно в сырье бывают смяты, их необходимо предварительно размягчить во влажной камере или размочить путем погружения на несколько минут в горячую воду. Размоченные листья раскладывают на стеклянной пластинке, тщательно расправляя их. С помощью лупы (10х) или стереомикроскопа на сухом материале изучают характер и расположение волосков (опушение), наличие эфирномасличных железок, вместилищ и других образований на поверхности листа. Размеры пластинки листа и черешка определяют с помощью линейки. Цвет определяют с обеих сторон листа при дневном освещении. Запах устанавливают при растирании листа между пальцами. Вкус определяют у сухого сырья или его отвара (только у неядовитых объектов).