Файл: Методические рекомендации для занятий (практических, семинарских, лабораторных) 2014 г Обсуждено на заседании кафедры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Дать определение понятий: а) лекарственное растение; б) лекарственное растительное сырье; в) лекарственное средство.

2. Особенности проведения микроскопического анализа и его цель.

3. Нормативная документация, регламентирующая качество лекарственного растительного сырья.
5. Методы обучения и преподавания: Выполнение лабораторных работ.
Проведение микроскопического анализа предложенного лекарственного растительного сырья: корни солодки, корни алтея, корневища с корнями валерианы и др.

Методика выполнения:
Готовят поперечные или продольные срезы. Небольшие куски подземных органов помещают в холодную воду и выдерживают около суток, затем помещают в смесь 95 % спирта и глицерина (1:1) на 3 сут. Размоченные объекты выравнивают скальпелем так, чтобы они имели строго поперечное или продольное сечение. Делают срезы и готовят микропрепараты в растворе хлоралгидрата или глицерина и рассматривают диагностические признаки сначала при малом, затем при большом увеличении.

С соскобом сухих подземных органов или порошком проводят необходимые микрохимические реакции.

Одревесневшие (лигнифицированные) элементы. К срезу на предметное стекло прибавляют несколько капель раствора флороглюцина и 1 каплю 25 % раствора серной кислоты. Через минуту жидкость отсасывают полоской фильтровальной бумаги, срез заключают в раствор хлоралгидрата или глицерина и закрывают покровным стеклом (рассматривают без прогревания); одревесневшие механические элементы окрашиваются в малиново-красный цвет.

Крахмал. Для обнаружения крахмала делают соскоб с сухой коры и рассматривают его в растворе Люголя. Крахмальные зерна окрашиваются в синий цвет.

Инулин. Для обнаружения инулина на предметное стекло помещают около 0,1 г порошка, 1-2 капли раствора α-нафтола (резорцина или тимола) и 1 каплю концентрированной серной кислоты; появляется красновато-фиолетовое окрашивание (от резорцина и тимола – оранжево-красное). О наличии инулина можно делать выводы только при отсутствии крахмала.

Зарисовать схему строения при малом увеличении и фрагмент анатомического строения при большом увеличении, обозначив диагностические признаки.

Заполнить таблицу распределения диагностических признаков по тканям:


Строение (для корней-первичное, вторичное;

для корневищ-пучковый тип, беспучковый тип




Ткань

Характеристика. Диагностический признак

Покровная ткань




Кора (гистологический состав элементов)




Древесина (гистологический состав элементов)




Сердцевинные лучи




Секреторные структуры




Механические элементы




Кристаллические включения




Расположение и характер проводящих пучков (для пучкового типа корневищ)




Характер запасного питательного вещества





Сравните Ваше описание с требованиями нормативной документации (НД) раздела «Микроскопия».

Дать заключение о соответствии анализируемого ЛРС требованиям НД по разделу «Микроскопия».
6. Литература:

Основная:

1. Муравьева Д.А., Самылина И.А., Яковлев Г.П. Фармакогнозия. Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ОАО Издательство «Медицина», 2007. – 656 с.: ил.

2. Государственная фармакопея Республики Казахстан. Т.1. – Алматы: Издательский дом «Жибек жолы», 2008. – 592 с.

3. Государственная Фармакопея СССР: Вып. 1. Общие методы анализа/ МЗ СССР. – 11-е изд., доп. – М.: Медицина, 1987. – С. 252-258.

4. Государственная Фармакопея СССР: Вып. 2. Общие методы анализа. Лекарственное растительное сырье/ МЗ СССР. – 11-е изд., доп. – М.: Медицина, 1990. – 400 с.
Дополнительная:

1. Руководство к практическим занятиям по фармакогнозии: Учебное пособие / Под ред. И.А. Самылиной, А.А. Сорокиной. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 672 с.

2. Самылина И.А., Аносова О.Г. Фармакогнозия: учебное пособие: Атлас в 2 т. – М., 2007. – Т.1. – 192 с.; Т.2. – 384 с.
7. Контроль:

  1. Анатомическое строение корневищ, корней.

  2. Какие виды нормативной документации регламентируют качество лекарственного растительного сырья?

  3. Какой тип строения характерен для однодольных и двудольных растений первичное, вторичное)?

  4. Какие запасные питательные вещества накапливаются в подземных органах растений? Приведите примеры.

  5. Какие методики приготовления микропрепаратов (по ГФ ХІ) используются при микроскопическом анализе цельных подземных органов?

Письменно в альбоме привести ответы на следующие вопросы:

  1. Что такое лекарственное растительное сырье «корни», «корневища», «корневища и корни», «корневища с корнями»?

  2. Приведите примеры качественных, микрохимических и гистохимических реакций, используемых в анализе подземных органов.

  3. По какому признаку можно различить при микроскопическом анализе:

а) корневища однодольных и двудольных растений;

б) корневища непучкового строения и корни двудольных растений.

4. Зарисуйте схемы строения.


Занятие № 7
1. Тема: Гистохимический и микрохимический анализ лекарственного растительного сырья.
2. Цель: при определении подлинности лекарственного растительного сырья использовать результаты гистохимического и микрохического анализа лекарственного растительного сырья
3. Задачи обучения:



- оперировать профессиональными терминами, используемыми фармацевтами при проведении анализа лекарственного растительного сырья;

- научиться проводить гистохимический и микрохимический анализ анализ всех групп растительного сырья;

- делать заключение о соответствии растительного сырья требованиям соответствующей нормативной документации
4. Основные вопросы темы:

1. Дайте определение понятиям «лекарственное растение» и «лекарственное растительное сырье».

2. Дайте определение понятию «подлинность лекарственного растительного сырья».

3. Дайте определение понятию «доброкачественность лекарственного растительного сырья».

4. Цель гистохимического и микрохимического анализа.

5. Техника гистохимического и микрохимического анализа.

5. Методы обучения и преподавания: Выполнение лабораторных работ.

Методика выполнения:
Работа № 1. Проведите реакции на углеводы, жиры и эфирные масла
Реакция Молиша на углеводы: реактивы – а) 10-20 % раствор тимола (или α-нафтола) в спирте; б) концентрированная серная кислота. Срез помещают в раствор реактива, прибавляют каплю конц. серной кислоты и накрывают покровным стеклом. При наличии углеводов появляется оранжево-красное (тимол) или красно-фиолетовое (α-нафтол) окрашивание. С порошком или соскобом сухого материала реакцию можно проводить на часовом стекле; результаты реакции хорошо видны невооруженным глазом на белом фоне.

Реакция на жиры – омыление по Розенталеру: срез растения помещают в 15 % раствор едкого кали в воде и слегка подогревают. Через некоторое время образуются игольчатые кристаллы жирнокислых солей (мыла).

Другая модификация: на предметное стекло наносят каплю 15 % раствора едкого кали и каплю 20 % раствора аммиака, помещают срез, накрывают покровным стеклом и края его обводят расплавленным парафином для предупреждения высыхания. Через 1-2 дня вокруг масла образуются игольчатые кристаллы мыла.

Реакция на эфирные масла: объекты помещаютна несколько минут в раствор метилового синего в воде (0,1 г метилового синего растворяют в 500 мл воды) и затем просматривают в воде или глицерине. Эфирное масло окрашивается в синий цвет.
Работа № 2. Проведите реакции на алкалоиды, дубильные вещества, сапонины и антраценпроизводные.
Реакция на алкалоиды: в сухом растительном материале присутствие алкалоидов обнаруживается следующей реакцией. Соскоб исследуемого сырья (или порошок) помещают на предметное стекло
, прибавляют 2-3 капли 5 % уксусной кислоты, накрывают покровным стеклом и слегка подогревают (не доводить до кипения). Через 2-3 мин. рядом кладут второе покровное стекло так, чтобы под него засосалась жидкость. После этого снимают первое покровное стекло вместе с порошком и наносят каплю реактива на алкалоиды (реактивы Вагнера, Майера, Драгендорфа), который проникает под покровное стекло стекло и вызывает осаждение алкалоидов. На границе соприкосновения жидкостей образуется помутнение ( см. в лупу на черном фоне).

Реакция на сапонины. Срез свежего растительного материала помещают на кусочек кровяной желатины, накрывают покровным стеклом и оставляют на 30-40 мин. При наличии в растении сапонинов вокруг среза образуется прозрачная красная зона – «гемолитический дворик». Кровяную желатину готовят добавлением к 6-8 % раствору желатины на изотоническом растворе хлорида натрия взвеси эритроцитов (2-3 капли взвеси эритроцитов или дефибринированной крови на 2-3 мл раствора желатины). После застывания желатины в виде тонкого слоя (2-3 мм) ее режут на кусочки.

Реакция на антраценпроизводные. Срез помещают на предметное стекло в небольшую каплю 5 % раствора едкого натра или аммиака, прибавляют каплю глицерина, накрывают покровным стеклом и наблюдают под микроскопом красное или фиолетово-красное окрашивание тканей, в которых локализуются антраценпроизводные. Постепенно окраска рапространяется по всему срезу (диффузия).

Реакция на дубильные вещества. Используют хлорид железа или железоаммониевые квасцы в виде 1 % растворов в воде. Ткани, содержащие дубильные вещества, окрашиваются от солей окисного железа в черно-синий или черно-зеленый цвет. Реакцию проводят на предметном стекле. Срез помещают в каплю реактива, накрывают покровным стеклом и наблюдают окрашивание препарата под микроскопом. Окраска быстро распространяется по всему срезу (диффузия).

6. Литература:

Основная:

1. Муравьева Д.А., Самылина И.А., Яковлев Г.П. Фармакогнозия. Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ОАО Издательство «Медицина», 2007. – 656 с.: ил.

2. Государственная фармакопея Республики Казахстан. Т.1. – Алматы: Издательский дом «Жибек жолы», 2008. – 592 с.

3. Государственная Фармакопея СССР: Вып. 1. Общие методы анализа/ МЗ СССР. – 11-е изд., доп. – М.: Медицина, 1987. – 336 с.

4. Государственная Фармакопея СССР: Вып. 2. Общие методы анализа. Лекарственное растительное сырье/ МЗ СССР. – 11-е изд., доп. – М.: Медицина, 1990. – 400 с.

Дополнительная:

1. Руководство к практическим занятиям по фармакогнозии: Учебное пособие / Под ред. И.А. Самылиной, А.А. Сорокиной. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 672 с.

2. Самылина И.А., Аносова О.Г. Фармакогнозия: учебное пособие: Атлас в 2 т. – М., 2007. – Т.1. – 192 с.; Т.2. – 384 с.

3. Самылина И.А., Ермакова В.А., Бобкова Н.В., Потанина О.Г. Фармакогнозия: учебное пособие: Атлас. – Т.3. – М., 2009. – 488 с.

4. Практикум по фармакогнозии: Учеб. пособие для студ. Вузов / В.Н. Ковалев, Н.В. Попова, В.С. Кисличенко и др.: Под общ. ред. В.Н. Ковалева. – Харьков: Изд-во НФаУ: Золотые страницы: МТК – книга, 2004. – 512 с.: 615 ил.: 24 с. вкл.

5. Руководство к практическим занятиям по фармакогнозии: Анализ фасованной продукции: учеб. пособие / под ред. И.А. Самылиной. – М. ООО “Медицинское информационное агентство”, 2008. – 288 с.: ил.
7. Контроль:

1. Какова цель проведения гистохимического анализа.

2. Как подготовить образец сырья к гистологическому и микрохимическому анализу?

3. Какова методика проведения реакций на углеводы?

4. Какова методика проведения реакций на жиры?

5. Какова методика проведения реакций на эфирные масла?

6. Какова методика проведения реакций на алкалоиды?

7. Какова методика проведения реакций на антраценпроизводные?

8. Какова методика проведения реакций на дубильные вещества?


Занятие № 8
1. Тема: Частные фармакопейные статьи (ГФ) на лекарственное растительное сырье. Порядок составления.

2. Цель: ознакомиться с порядком составления, утверждения и действия частных фармакопейных статей на лекарственное растительное сырье.

3. Задачи обучения:

- научиться составлять частные фармакопейные статьи на растительное сырье;

- научиться делать заключение о соответствии растительного сырья требованиям соответствующей нормативной документации