Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Франк Старр. Во время бегового дня 8 июня 1913 года у наездника Франка Старра был найден эликсир, который даётся лошади для возбуждения и усиления её хода во время бега. Искусственно улучшая резвость лошади на короткое время, эликсир вместе с тем вредно влияет на её здоровье. Наездник Франк Старр был лишён права езды навсегда.
3.3.Начало эпохи допинга
В начале XX века распространение возрожденного олимпийского движения привело и к возвращению активного применения допинга. В 1904 году на Олимпиаде в Сент-Луисе марафонец из США Том Хикс заработал свою медаль во многом благодаря активному применению допинга. Как позднее рассказывал его тренер Шарль Люк, за семь миль до финишной полосы Том упал в обморок, и ему пришлось делать инъекцию сульфата стрихнина и дать несколько глотков коньяка. Через три мили организм Хикса снова не выдержал, и тренер повторил эту процедуру, и в итоге это помогло спортсмену занять второе место. Позже Хиксу отдали золотую медаль, так как победитель того забега был дисквалифицирован из-за того, что некоторую часть дистанции проехал на автомобиле. К слову, вскоре после завершения соревнования Том Хикс попал в больницу. К двадцатым годам допинг приобрел такую популярность, что многим организациям пришлось вводить свои ограничения. Так в 1928 году Международная федерация легкой атлетики стала автором первого в истории запрета на употребление стимулирующих препаратов. Организация запрещала спортсменам использовать ряд препаратов, а уличенных в применении допинга наказывали длительной дисквалификацией. Этот свод правил начал действовать уже на Олимпиаде в Амстердаме, где легкоатлеты уже не могли использовать сильнодействующие средства. Очередной этап массового употребления допинга начался после завершения Второй мировой войны, когда широкое распространение получили амфетамины. В военные годы их применяли в армиях США, Великобритании, Японии и Германии, а с началом мирного времени этот препарат мигрировал в спорт. Позже, в 1958 году, американец Д. В. Зиглер разработал первый в мире анаболик, который назывался «дианабол». По одной из версий, к идее разработки этого препарата Зиглера подтолкнула встреча с тренером советской тяжелоатлетической сборной, состоявшаяся в Вене в 1954 году. В ходе разговора он узнал, что советский врач дает своим спортсменам тестостерон, увеличивавший мышечную массу тела. Вернувшись в США, Зиглер провел ряд опытов с тестостероном и выявил ряд побочных эффектов, после чего решил создать более безопасный для здоровья препарат. Так на свет появился первый в истории анаболический стероид. Позже Зиглер неоднократно заявлял, что он жалеет о своем открытии, однако процесс было уже не остановить. Анаболики начали вытеснять другие препараты, в частности амфетамин, тем более что в 1960 году прямо во время олимпийской
гонки скончался велосипедист Кнут Йенссен, в крови которого был обнаружен как раз этот препарат. Несколькими годами позже от похожего средства умер британский спортсмен Томми Симпсон, не скрывавший, что он употребляет амфетамины вместе с коньяком. Эти события стали катализатором активной борьбы с допингом.
3.4.Начало борьбы с допингом
В 1968 году МОК учреждает первую комиссию по борьбе с употреблением допинга. Тогда же начались первые проверки на употребление запрещенных средств среди спортсменов Олимпиады, и как итог последовали первые дисквалификации. Через четыре года были инициированы массовые проверки участников Олимпиады на наркотические средства, и только в 1975 году в список запрещенных препаратов попали анаболики. С тех пор борьба с допингом приобретала все большие масштабы, список запрещенных средств неизменно расширялся, появляются национальные и международные антидопинговые агентства, но искоренить допинг из мирового спорта пока не удается. Гораздо быстрее антидопингового движения развивается фармакология, и новые стимулирующие средства иногда просто не успевают внести в список запрещенных.
ГЛАВА 4. НАСТОЯЩЕЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР
4.1. Различия древних и современных Олимпийских игр
2014 год запомнится всем россиянам главным событием - Олимпийскими играми в Сочи. Многие наблюдали за результатами Олимпиады с интересом, это так захватывающе и волнительно!
И сейчас, заинтересовавшись этой темой, я задалась вопросами «А в древности игры проходили также?», «Отличались ли они от современных?»
Различия в организации древних и современных Олимпийских игр:
Раньше к Олимпийским играм готовились в течение 10 месяцев. Сейчас, чтобы хотя бы попасть на них, нужно выиграть много соревнований и спортсмен может готовиться к ним всю жизнь.
В древности участниками, судьями и зрителями могли быть только мужчины. Сейчас участниками, судьями и зрителями могут быть и женщины.
В древности Олимпиады проводились 5 дней. Сейчас они проводятся около 14 дней. В наше время Олимпиады могут быть летние и зимние, несмотря на место проведения.
Раньше победителей награждали почётом и лавровыми венками. Они бесплатно могли ходить на разные мероприятия (театры и т.д.). В наше время победителей награждают медалями и славой.
В программу Олимпиады раньше входило пятиборье (бег, метание диска, метание копья, борьба, прыжки в длину), гонки на колесницах, рукопашный бой. Сейчас программа Олимпийских игр охватывает огромное количество видов спорта. Здесь и сохранившийся с древности бег, метание диска, и абсолютно новые виды спорта, такие как керлинг, скелетон, биатлон, прыжки с трамплина.
Таким образом, древние олимпийские игры выполняли важные культурные, педагогические, военные и политические функции. Они способствовали объединение полисов, установлению священного перемирия, духовной и физической подготовке молодежи, в результате процветанию Греческой цивилизации.
Олимпийские игры сегодня сплачивают общество, укрепляют веру в национальный успех и собственные силы. Это мощный стимул для миллионов людей, заниматься спортом и думать о своем здоровье, служат укреплению сотрудничества между людьми всех континентов, у всех спортсменов равные условия для соревнований и победы.
4.2. Исследование влияния Олимпийских игр на всестороннее развитие молодежи
Международное олимпийское движение возникло благодаря развитию современных Олимпийских игр. Самые, пожалуй, святые и чистые игры современности, которые создал человеческий разум, — это Олимпийские. Они в себя вобрали все лучшее, что спорт дает человеку. Олимпиады не просто состязания сильных духом и телом, а современная мировоззренческая концепция, название которой — олимпизм. О целях олимпийского движения в Олимпийской хартии сказано: «Содействие развитию физических и моральных качеств, которые являются основой спорта; воспитание молодежи с помощью спорта в духе взаимопонимания и дружбы, способствующих созданию лучшего и более спокойного мира; всемирное распространение олимпийских принципов для проявления доброй воли между народами». «Главная цель олимпийского движения, — писал Кубертен, — посредством выступлений выдающихся атлетов привлечь внимание общественного мнения, народов и правительств к необходимости создания всех возможностей для вовлечения в спорт как можно большего числа людей». Возрождая Олимпийские игры, Кубертен преследовал цели одновременно и практические, и благородные. Он верил в то, что напряженность и враждебность, нарастающие между государствами планеты, могут быть сведены к минимуму дружественной атмосферой спорта. Олимпийские игры ныне нередко используются не столько ради идеалов мира и взаимопонимания, сколько для удовлетворения национальных претензий, личных амбиций, коммерческих интересов. Мир далеко не однороден. Он состоит из противостоящих друг другу государств, идеологических институтов, финансовых и промышленных корпораций, которые преследуют свои цели и интересы. Далеко не все эти организации придерживаются олимпийских идеалов. И тем не менее олимпийское движение и в наши дни является сдерживающим фактором конфликтов между народами. Пусть лучше будет плохой мир, чем хорошая война, тогда больше шансов на приближение хорошего мира. Под олимпийским движением понимают совместную деятельность людей, осуществляемую во благо укрепления мира и дружбы между народами в духе взаимопонимания, уважения и доверия, призванную активно содействовать гуманистическому воспитанию народов на основе идеалов спорта. Данные идеалы были разработаны основателем современных Олимпийских игр французским педагогом и общественным деятелем Пьером де Кубертеном и изложены им в различных письменных документах, в том числе и в так называемой «Оде спорту».
Исследование влияния олимпийских игр на всестороннее развитие молодежи проводилось на базе 5-ых классов нашей школы. В нем приняли участие 48 человек. Возраст учащихся 11-12 лет.
В ходе исследования было проведено анкетирование. Анкета состояла из 5 вопросов. Вопросы были направлены на выявления степени осведомленности обучающихся об истории развития античных и современных Олимпийских игр.
Были получены следующие результаты:
о Родине возникновения античных игр знают 80%;
дата проведения первых Олимпийских игр известна также большинству учащихся (72%);
из уроков истории 68% знают, что первые Античные Олимпийские игры посвящены Зевсу - богу неба, грома и молний, ведающему всем миром;
о том, что победитель Олимпийских игр в Греции награждался оливковым венком и пурпурными лентами, а также становился одним из самых уважаемых людей в своем городе, знает 40 % респондентов;
на вопрос «Что является главным символом Олимпийских игр?» 60% ответили, что олимпийская эмблема – это 5 переплетённых колец, символизируют союз пяти частей света и всемирный характер Олимпийских игр;
девиз Олимпийских игр знает 92% учащихся.
Отсюда, следует сделать вывод о том, что опрошенные достаточно хорошо знакомы с историей Олимпийских игр.
Олимпийские игры во многом способствуют развитию патриотизма. В дни Олимпийских игр вся страна выступает как единая команда. Переживание за свою страну, за её спортсменов, которые защищают честь страны – это и есть патриотизм. Победа на Олимпийских играх – значимое событие для каждого человека и всей страны в целом.
Совершенствовать знания молодежи об Олимпийских играх и олимпийском движении можно путем изучения этих тем не только на уроках истории, но и физической культуры, географии, литературы и т.д. С помощью организации соревнований, встреч со спортсменами, участниками Олимпийских игр, тренерами сборных команд.
Заключение
Рассмотрев специальную литературу об Олимпийских играх, их становлении, и различных этапах исторических изменений этих игр, нами была сформулирована достаточно общая картина этого уникального мероприятия древности, дошедшего до наших дней. В процессе поиска информации было выявлено много интересных фактов, которые помогают понять и ощутить ту суету, происходящую в то время.
Наша первая гипотеза подтвердилась. История Олимпийских игр от древности к современности – одна из самых удивительных историй. Ведь Олимпийские игры – это всемирный праздник молодости, красоты. Они объединяют и примиряют людей всего мира.
С древних лет Олимпийские игры были главным спортивным событием всех времен и народов. В дни проведения олимпиад на всей земле воцарялось согласие и примирение. Войны прекращались и все сильные, и достойные люди соревновались в честной борьбе за звание лучшего.
Крупнейшие спортивные соревнования древности зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название игр. Игры посвящались богам, которым и поклонялись греки, по преданью греческие боги жили на горе Олимп. Следовательно, наша вторая гипотеза верна.
Олимпийские Игры и сегодня остаются важным событием не только в жизни спортсменов, но и тех стран, которые они представляют.
Чем больше в стране сильных, умных, успешных, способных реализовать себя, молодых людей, тем сильнее, величественнее и могущественнее будет держава.
Приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма, занимает все более важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения. Формирование представлений об олимпиаде может стать частью не только физического, но и эстетического, и нравственного воспитания молодежи. Сложные проблемы патриотического воспитания также могут успешно решаться через формирование у молодежи чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах.
Список использованной литературы
3.3.Начало эпохи допинга
В начале XX века распространение возрожденного олимпийского движения привело и к возвращению активного применения допинга. В 1904 году на Олимпиаде в Сент-Луисе марафонец из США Том Хикс заработал свою медаль во многом благодаря активному применению допинга. Как позднее рассказывал его тренер Шарль Люк, за семь миль до финишной полосы Том упал в обморок, и ему пришлось делать инъекцию сульфата стрихнина и дать несколько глотков коньяка. Через три мили организм Хикса снова не выдержал, и тренер повторил эту процедуру, и в итоге это помогло спортсмену занять второе место. Позже Хиксу отдали золотую медаль, так как победитель того забега был дисквалифицирован из-за того, что некоторую часть дистанции проехал на автомобиле. К слову, вскоре после завершения соревнования Том Хикс попал в больницу. К двадцатым годам допинг приобрел такую популярность, что многим организациям пришлось вводить свои ограничения. Так в 1928 году Международная федерация легкой атлетики стала автором первого в истории запрета на употребление стимулирующих препаратов. Организация запрещала спортсменам использовать ряд препаратов, а уличенных в применении допинга наказывали длительной дисквалификацией. Этот свод правил начал действовать уже на Олимпиаде в Амстердаме, где легкоатлеты уже не могли использовать сильнодействующие средства. Очередной этап массового употребления допинга начался после завершения Второй мировой войны, когда широкое распространение получили амфетамины. В военные годы их применяли в армиях США, Великобритании, Японии и Германии, а с началом мирного времени этот препарат мигрировал в спорт. Позже, в 1958 году, американец Д. В. Зиглер разработал первый в мире анаболик, который назывался «дианабол». По одной из версий, к идее разработки этого препарата Зиглера подтолкнула встреча с тренером советской тяжелоатлетической сборной, состоявшаяся в Вене в 1954 году. В ходе разговора он узнал, что советский врач дает своим спортсменам тестостерон, увеличивавший мышечную массу тела. Вернувшись в США, Зиглер провел ряд опытов с тестостероном и выявил ряд побочных эффектов, после чего решил создать более безопасный для здоровья препарат. Так на свет появился первый в истории анаболический стероид. Позже Зиглер неоднократно заявлял, что он жалеет о своем открытии, однако процесс было уже не остановить. Анаболики начали вытеснять другие препараты, в частности амфетамин, тем более что в 1960 году прямо во время олимпийской
гонки скончался велосипедист Кнут Йенссен, в крови которого был обнаружен как раз этот препарат. Несколькими годами позже от похожего средства умер британский спортсмен Томми Симпсон, не скрывавший, что он употребляет амфетамины вместе с коньяком. Эти события стали катализатором активной борьбы с допингом.
3.4.Начало борьбы с допингом
В 1968 году МОК учреждает первую комиссию по борьбе с употреблением допинга. Тогда же начались первые проверки на употребление запрещенных средств среди спортсменов Олимпиады, и как итог последовали первые дисквалификации. Через четыре года были инициированы массовые проверки участников Олимпиады на наркотические средства, и только в 1975 году в список запрещенных препаратов попали анаболики. С тех пор борьба с допингом приобретала все большие масштабы, список запрещенных средств неизменно расширялся, появляются национальные и международные антидопинговые агентства, но искоренить допинг из мирового спорта пока не удается. Гораздо быстрее антидопингового движения развивается фармакология, и новые стимулирующие средства иногда просто не успевают внести в список запрещенных.
ГЛАВА 4. НАСТОЯЩЕЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР
4.1. Различия древних и современных Олимпийских игр
2014 год запомнится всем россиянам главным событием - Олимпийскими играми в Сочи. Многие наблюдали за результатами Олимпиады с интересом, это так захватывающе и волнительно!
И сейчас, заинтересовавшись этой темой, я задалась вопросами «А в древности игры проходили также?», «Отличались ли они от современных?»
Различия в организации древних и современных Олимпийских игр:
Раньше к Олимпийским играм готовились в течение 10 месяцев. Сейчас, чтобы хотя бы попасть на них, нужно выиграть много соревнований и спортсмен может готовиться к ним всю жизнь.
В древности участниками, судьями и зрителями могли быть только мужчины. Сейчас участниками, судьями и зрителями могут быть и женщины.
В древности Олимпиады проводились 5 дней. Сейчас они проводятся около 14 дней. В наше время Олимпиады могут быть летние и зимние, несмотря на место проведения.
Раньше победителей награждали почётом и лавровыми венками. Они бесплатно могли ходить на разные мероприятия (театры и т.д.). В наше время победителей награждают медалями и славой.
В программу Олимпиады раньше входило пятиборье (бег, метание диска, метание копья, борьба, прыжки в длину), гонки на колесницах, рукопашный бой. Сейчас программа Олимпийских игр охватывает огромное количество видов спорта. Здесь и сохранившийся с древности бег, метание диска, и абсолютно новые виды спорта, такие как керлинг, скелетон, биатлон, прыжки с трамплина.
Таким образом, древние олимпийские игры выполняли важные культурные, педагогические, военные и политические функции. Они способствовали объединение полисов, установлению священного перемирия, духовной и физической подготовке молодежи, в результате процветанию Греческой цивилизации.
Олимпийские игры сегодня сплачивают общество, укрепляют веру в национальный успех и собственные силы. Это мощный стимул для миллионов людей, заниматься спортом и думать о своем здоровье, служат укреплению сотрудничества между людьми всех континентов, у всех спортсменов равные условия для соревнований и победы.
4.2. Исследование влияния Олимпийских игр на всестороннее развитие молодежи
Международное олимпийское движение возникло благодаря развитию современных Олимпийских игр. Самые, пожалуй, святые и чистые игры современности, которые создал человеческий разум, — это Олимпийские. Они в себя вобрали все лучшее, что спорт дает человеку. Олимпиады не просто состязания сильных духом и телом, а современная мировоззренческая концепция, название которой — олимпизм. О целях олимпийского движения в Олимпийской хартии сказано: «Содействие развитию физических и моральных качеств, которые являются основой спорта; воспитание молодежи с помощью спорта в духе взаимопонимания и дружбы, способствующих созданию лучшего и более спокойного мира; всемирное распространение олимпийских принципов для проявления доброй воли между народами». «Главная цель олимпийского движения, — писал Кубертен, — посредством выступлений выдающихся атлетов привлечь внимание общественного мнения, народов и правительств к необходимости создания всех возможностей для вовлечения в спорт как можно большего числа людей». Возрождая Олимпийские игры, Кубертен преследовал цели одновременно и практические, и благородные. Он верил в то, что напряженность и враждебность, нарастающие между государствами планеты, могут быть сведены к минимуму дружественной атмосферой спорта. Олимпийские игры ныне нередко используются не столько ради идеалов мира и взаимопонимания, сколько для удовлетворения национальных претензий, личных амбиций, коммерческих интересов. Мир далеко не однороден. Он состоит из противостоящих друг другу государств, идеологических институтов, финансовых и промышленных корпораций, которые преследуют свои цели и интересы. Далеко не все эти организации придерживаются олимпийских идеалов. И тем не менее олимпийское движение и в наши дни является сдерживающим фактором конфликтов между народами. Пусть лучше будет плохой мир, чем хорошая война, тогда больше шансов на приближение хорошего мира. Под олимпийским движением понимают совместную деятельность людей, осуществляемую во благо укрепления мира и дружбы между народами в духе взаимопонимания, уважения и доверия, призванную активно содействовать гуманистическому воспитанию народов на основе идеалов спорта. Данные идеалы были разработаны основателем современных Олимпийских игр французским педагогом и общественным деятелем Пьером де Кубертеном и изложены им в различных письменных документах, в том числе и в так называемой «Оде спорту».
Исследование влияния олимпийских игр на всестороннее развитие молодежи проводилось на базе 5-ых классов нашей школы. В нем приняли участие 48 человек. Возраст учащихся 11-12 лет.
В ходе исследования было проведено анкетирование. Анкета состояла из 5 вопросов. Вопросы были направлены на выявления степени осведомленности обучающихся об истории развития античных и современных Олимпийских игр.
Были получены следующие результаты:
о Родине возникновения античных игр знают 80%;
дата проведения первых Олимпийских игр известна также большинству учащихся (72%);
из уроков истории 68% знают, что первые Античные Олимпийские игры посвящены Зевсу - богу неба, грома и молний, ведающему всем миром;
о том, что победитель Олимпийских игр в Греции награждался оливковым венком и пурпурными лентами, а также становился одним из самых уважаемых людей в своем городе, знает 40 % респондентов;
на вопрос «Что является главным символом Олимпийских игр?» 60% ответили, что олимпийская эмблема – это 5 переплетённых колец, символизируют союз пяти частей света и всемирный характер Олимпийских игр;
девиз Олимпийских игр знает 92% учащихся.
Отсюда, следует сделать вывод о том, что опрошенные достаточно хорошо знакомы с историей Олимпийских игр.
Олимпийские игры во многом способствуют развитию патриотизма. В дни Олимпийских игр вся страна выступает как единая команда. Переживание за свою страну, за её спортсменов, которые защищают честь страны – это и есть патриотизм. Победа на Олимпийских играх – значимое событие для каждого человека и всей страны в целом.
Совершенствовать знания молодежи об Олимпийских играх и олимпийском движении можно путем изучения этих тем не только на уроках истории, но и физической культуры, географии, литературы и т.д. С помощью организации соревнований, встреч со спортсменами, участниками Олимпийских игр, тренерами сборных команд.
Заключение
Рассмотрев специальную литературу об Олимпийских играх, их становлении, и различных этапах исторических изменений этих игр, нами была сформулирована достаточно общая картина этого уникального мероприятия древности, дошедшего до наших дней. В процессе поиска информации было выявлено много интересных фактов, которые помогают понять и ощутить ту суету, происходящую в то время.
Наша первая гипотеза подтвердилась. История Олимпийских игр от древности к современности – одна из самых удивительных историй. Ведь Олимпийские игры – это всемирный праздник молодости, красоты. Они объединяют и примиряют людей всего мира.
С древних лет Олимпийские игры были главным спортивным событием всех времен и народов. В дни проведения олимпиад на всей земле воцарялось согласие и примирение. Войны прекращались и все сильные, и достойные люди соревновались в честной борьбе за звание лучшего.
Крупнейшие спортивные соревнования древности зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название игр. Игры посвящались богам, которым и поклонялись греки, по преданью греческие боги жили на горе Олимп. Следовательно, наша вторая гипотеза верна.
Олимпийские Игры и сегодня остаются важным событием не только в жизни спортсменов, но и тех стран, которые они представляют.
Чем больше в стране сильных, умных, успешных, способных реализовать себя, молодых людей, тем сильнее, величественнее и могущественнее будет держава.
Приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма, занимает все более важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения. Формирование представлений об олимпиаде может стать частью не только физического, но и эстетического, и нравственного воспитания молодежи. Сложные проблемы патриотического воспитания также могут успешно решаться через формирование у молодежи чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах.
Список использованной литературы
-
Блох Р. Происхождение олимпийских игр //Наука и жизнь, № 11, 1969, с.117-122. -
Вилькин Я.Р. Откуда пошли олимпиады. - Минск: Полымя, 1980. -
Емельянова Э. Расскажите детям об Олимпийских Играх. Издательство: Мозаика-Синтез, 2013. -
История Олимпийских игр olimp-history.ru› История игр -
Кун Л. Всеобщая история физической культуры. - М.: 1981. -
Олимпийские игры современности. Под ред. Б.И. Загорского. М.Высш. шк., 2000 -
Олимпийские игры: от Древней Греции до наших дней: сборник методических материалов / сост. Е. В. Игнатьева, Е. Н. Тимошкина, О. Н. Савостьянова; науч. ред. О. А. Чувильская, Е. Н. Тимошкина. — Москва : ЦУНБ им. Н. А. Некрасова, 2013. — -
Олимпийские игры — Википедия ru.wikipedia.org› Олимпийские игры -
Трескин А., Штейнбах В. История Олимпийских игр. Издательство: АСТ, Русь-Олимп, 2008. -
Штейнбах В. Большая олимпийская энциклопедия. Издательство: Олимпия-Пресс, 2007. -
Библиотека по культурологии - Праздники в Древней Греции -http://www.countries.ru/library/ant/grhol.htm -
Древний мир - Античные Олимпийские игры - http://www.ancient.ru/topics/data/greece/games/olimpia/olimpia_games_01.htm -
МГУ, Исторический факультет - "Круглый стол" "Олимпийские празднества (игры) как фактор греческого этнокультурного единства" (Москва, 28 мая 1998 г.) - http://www.hist.msu.ru/Departments/Ancient/Olympic.htm -
Независимая Газета «НГ-Религии», №3, 18 февраля 2004г. - http://religion.ng.ru/ -
Студенческое Научное Общество - К.К. Зельин «Олимпионики и тираны» - http://www.sno.7hits.net/projects/pisistratides/varia/zelyin.htm -
Физическая культура. 10-11 кл.: Учебник /Под ред. В.И. Ляха. — М., 1998. -
Твой Олимпийский учебник /Под общ. ред. B.C. Родиченко. — М., 1999. -
Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие по физической культуре для учащихся старших классов /Под ред. В.П. Лукъяненко. — М., 2005. 4. Физическая культура студента: учебник/ под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарион, 2000.