Файл: 1. Предмет, задачи и проблемы науки о языке. Соотношение частного и общего языкознани.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Предмет, задачи и проблемы науки о языке. Соотношение частного и
общего языкознани
1. Предмет, задачи и проблемы науки о языке. Соотношение частного и
общего языкознани
1. Предмет, задачи и проблемы науки о языке. Соотношение частного и
общего языкознани
1. Предмет, задачи и проблемы науки о языке. Соотношение частного и
общего языкознани
1. Предмет, задачи и проблемы науки о языке. Соотношение частного и
общего языкознани
1. Предмет, задачи и проблемы науки о языке. Соотношение частного и общего языкознания.
1. Предмет, задачи и проблемы науки о языке. Соотношение частного и общего
языкознания
Языкознание =языковедение=лингвистика – наука о языке, его функциях, внутренней
структуре, функциях и развитии.
Предмет науки о языке – любой язык независимо от уровня развития и числа говорящих
на нём
Языкознание = языковедение = лингвистика –это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков.
Предмет науки о языке – любой язык независимо от уровня развития и числа говорящих на нём.
Задачи языкознания:
• Определить природу языка (ответить на вопрос «Что такое язык?»)
• Разработать теорию, применимую к разным языкам при их научном изучении
• Выделить основные аспекты науки о языке и дисциплины об их изучении
• Найти основания для классификации всех языков
• Систематизировать методы, приёмы языкознания, т.е. ответить на вопрос «Как изучать язык?»
• Разработать и упорядочить специальную лингвистическую терминологию (метаязык науки).
Проблемы языкознания: язык как система и структура, функции языка, язык и речевая деятельность, механизм речевой коммуникации, язык и мышление, закономерность исторического развития языков, взаимодействие языков, язык и общество, язык и этнос, принципы классификации мировых языков, история письма.
Общее языкознание - раздел лингвистики, изучающий законы устройства, функционирования, развития, общие для человеческого языка в целом.
Частное языкознание - раздел лингвистики, занимающийся изучением устройства, жизни и истории отдельного конкретного языка или нескольких языков одновременно.
Соотношение частного и общего языкознания – ОЯ по отношению к ЧЯ является методологической наукой, т.е. оно дает теоретическую базу для решения любого конкретного вопроса ЧЯ.
2. Разделы языкознания и основные методы изучения языка.
Разделы ОНОЯ:
Фонетика — раздел языкознания, описывающий звуки речи и звуки языка (фонемы), слог, ударение, интонацию.
Морфология — раздел грамматики, изучающий слова как части речи, которые различаются по значению, по составу грамматических категорий и по синтаксическим функциям.
Синтаксис — раздел грамматики, изучающий строение словосочетаний, предложений и текста.
Словообразование — раздел языкознания, описывающий способы образования новых слов с помощью морфем, словообразовательные средства и словообразовательные модели данного языка.
Морфемика — раздел языкознания, описывающий морфемы, их типы и функции.
Этимология — наука о происхождении слова, восстанавливающая с помощью приёмов сравнительно-исторического метода первоначальное звучание и значение корня.
Лексикология — раздел языкознания, изучающий слово как обозначение предметов и признаков, его лексическое значение и связи его с другими словами.
Методы изучения языка.
В рамках частного языкознания чаще всего описывается один язык: например, русистика изучает русский язык, англистика — английский язык, полонистика — польский, японистика — японский и т.п. При изучении конкретного языка в целом или какой-либо его стороны основным является описательный метод.
Сравнительно-исторический метод - изучение родственных языков, доказательство родства, установление степени родства, генеалогическая классификация.
Сопоставительный метод - сравнение двух и более языков независимо от степени их родства в их современном состоянии (в синхронии). Цель сравнения в этом случае — выявление общих и различных черт в структуре изучаемых языков.
3. Язык как важнейшее средство человеческого общения. Паралингвистические средства коммуникации. Искусственные языки. «Язык» животных.
Язык - сист. знаков, служащая средством человеческого общения, мышления, передачи социального опыта, культурных норм и традиций, реализации преемственности поколений.
Общение - передача от одного лица другому какого-то сообщения с той или иной целью.
Язык есть своего рода инструмент (орудие) общения, но он является не единственным, а "важнейшим" средством общения.
Паралингвистика (греч. para — «около») — раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыковые) средства, передающие совместно с вербальными смысловую информацию в составе речевого сообщения, а также совокупность таких средств. Виды паралингвистических средств коммуникации:
Кинетические — жесты, поза, мимика говорящего
Фонационные — темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз, мелодика речи, диалектные, социальные особенности артикуляции звуков
Графические — особенности почерка, графические дополнения к буквам, заменители букв.
Функции паралингвистических средств:
Несение дополнительной информации
Замещение вербального элемента
Сочетание с вербальными средствами для выражения общего смысла
Источник информации о говорящем.
Искусственные языки — это языки письменные или устные, созданные для межнационального или профессионального общения. Типы:
Априорные – грамматика языка не связана с естественным языком (логлан, ложбан,ро, ченгли…)
Апостериорные – основываются на реальных языковых явлениях (окциденталь, интерлингва)
Смешанные – априорно-частичные (идо, севориан, волапюк, эсперанто).
«Язык» животных – совокупность способов обмена информацией между животными. Задействуются обонятельный, зрительный и слуховой каналы. Важнейшая особенность – его эмоциональный характер.
Несопоставим по статусу и возможностям с естественными языками. Звуковой лексикон крайне ограничен, имеет место имитация, подражание.
4. Коммуникативная функция языка и ее частные разновидности.
Язык — многофункциональное явление. Все функции языка проявляются в коммуникации. Коммуникация – общение, обмен информацией. Язык возник и существует, прежде всего, для того, чтобы люди могли общаться. Две базовые функции языка: коммуникативная и когнитивная (мыслительная).
Коммуникативная функция - это специфический способ межличностного общения, обеспечивающий не только нормальное течение всех сторон жизни социума, но и процесс социализации личности, включая формирование языковой особенности.
Частные разновидности:
Метаязыковая: истолкование языковых фактов, термины
Эстетическая: обращение особого внимания на оформление речи
Фатическая: незначимые содержательные темы, но важные для установления контакта
Прагматическая (экспрессивная): воздействие на получателя информации
Эмотивная: отношение говорящего к тому, что он говорит, или к собеседнику
Информативная: передача информации.
5. Язык как материя и форма мысли; язык как средство выражения и передачи мысли.
Роль языка как орудия мышления проявляется прежде всего в формировании и выражении мыслей — результатов мышления, познавательной деятельности.
Язык передает не только интеллектуальные сообщения, но и чувства. По целям высказывания различают функциональные (модальные) разновидности предложений, которые, как известно, бывают повествовательные, восклицательные, побудительные, вопросительные. На этом основании выделяются виды когнитивной (мыслительной) функции, а именно информативная (функция передачи сообщения), эмотивная (функция передачи чувств и эмоций), волюнтивная (функция передачи волеизъявления) и интеррогативная (вопросительная).
Диалектика единства языка и мышления проявляется в том, что мысль непосредственно связана с языком, но не с языком вообще, а с определенным конкретным языком, который используется как средство общения.
6. Основные типы мышления. Формы мысли в их соотношении с языком.
Мышление – любая форма отражения действительности высшей нервной системой (широкое
понимание).
Мышление – абстрактно-логическое мышление (человеческое) (узкий смысл).
Типы мышления:
1) Практическое – простейший тип мышления, который осуществляется непосредственно при
выполнении какой-либо работы, когда мы пользуемся различными орудиями и предметами
(опредмеченное). Не требует придумывания.
2) Наглядно-чувственное (образное) – тип мышления, который осуществляется в форме
представлений. Образы занимают важное место во внутренней речи. Только человеку
присуще творческое образное мышление, составляющее суть мышления художественного.
Существуют индивидуальные и общие образы. Общие образы – как бы схемы, эскизы
образов, включающие только самые общие внешние признаки предмета.
3) Абстрактное – тип мышления, осуществляемый в понятиях, суждениях, умозалючениях, а
так же в гипотезах, теориях. Осуществляется только в языковой форме. Иногда называют
вербальным. Психико-физиологической основой абстрактного мышления является
деятельность центральной нервной системы. Законы и формы мышления едины для всего
человечества.
Понятие – форма абстрактного мышления, которая фиксирует совокупность общих и
существенных свойств класса однородных предметов.
Содержание понятия – совокупность общих и существенных признаков класса.
Соотносится с лексическим значением слова, хотя и не равно ему.
Объем понятия – количественная характеристика, вся совокупность предметов или
явлений, которая включается в данный класс, так как обладает всеми необходимыми для
данного понятия признаками.
Суждение – форма абстрактного мышления, которая утверждает или отрицает наличие
связи между двумя понятиями, между предметом и его признаками. Имеет двучленную
строгую структуру: S есть P, где S – предмет (субъект) суждения, то есть то, о чем судят, а
P – предикат суждения, то , что утверждается или отрицается о предмете, что
приписывается предмету.
Умозаключение – форма абстрактного мышления, которая устанавливает зависимость
между двумя или несколькими суждениями.
Соответствие между любой формой абстрактного мышления и языковым способом ее
выражения не является тождеством
Мышление – любая форма отражения действительности высшей нервной системой (широкое понимание).
Мышление – абстрактно-логическое мышление (человеческое) (узкий смысл).
Типы мышления:
1) Практическое – простейший тип мышления, который осуществляется непосредственно при выполнении какой-либо работы, когда мы пользуемся различными орудиями и предметами (опредмеченное). Не требует придумывания.
2) Наглядно-чувственное (образное) – тип мышления, который осуществляется в форме представлений. Образы занимают важное место во внутренней речи. Только человеку присуще творческое образное мышление, составляющее суть мышления художественного. Существуют индивидуальные и общие образы. Общие образы – как бы схемы, эскизы образов, включающие только самые общие внешние признаки предмета.
3) Абстрактное – тип мышления, осуществляемый в понятиях, суждениях, умозаключениях, а так же в гипотезах, теориях. Осуществляется только в языковой форме. Иногда называют вербальным. Психико - физиологической основой абстрактного мышления является деятельность центральной нервной системы. Законы и формы мышления едины для всего человечества.
Формы абстрактного мышления:
Понятие – форма абстрактного мышления, которая фиксирует совокупность общих и существенных свойств класса однородных предметов.
Суждение – форма абстрактного мышления, которая утверждает или отрицает наличие связи между двумя понятиями, между предметом и его признаками. Имеет двучленную строгую структуру: S есть P, где S – предмет (субъект) суждения, то есть то, о чем судят, а P – предикат суждения, то , что утверждается или отрицается о предмете, что приписывается предмету.
Умозаключение – форма абстрактного мышления, которая устанавливает зависимость между двумя или несколькими суждениями.
Соответствие между любой формой абстрактного мышления и языковым способом ее выражения не является тождеством.
7. Внутренняя речь и ее виды.
Внутренняя речь - материально невыраженная мыслительная деятельность, не поддающаяся непосредственному наблюдению и имеющая специфичную языковую форму Речь "про себя" и "для себя".
1) В.Р. имеет фазовый характер
2) В.Р. редуцирована, предельно сокращена
3) В.Р. имеет предикативный характер
Фазы:
1. Внутреннего проговаривания (поддается самонаблюдению, обычно является подготовкой к внешней коммуникации. Формула В.Р. минус ЗВУК.
2. Речевого программирования. На этой фазе В.Р. не поддается самонаблюдению.
8. Понятие внешней и внутренней формы языка. Языковая картина мира и способы ее воплощения.
Внешняя форма языка - звуковой облик слов этого языка.
Внутренняя форма языка - способ представления знаний о мире в данном конкретном языке - "языковое мировидение".
Языковая картина мира -та часть концептуальной, наивной картины мира, которая получает воплощение в лексике и грамматике языка.
Способы ее воплощения:
1)В особенностях словарного состава языка, наличии безэквивалентной лексики.
2)В различии внутренней формы слов, обозначающей одно и то же явление.
3)В различии семантической структуры слов, соотносимых в своих исходных значениях.
4)В специфике образных средств: метафор и фразеологизмов.
5)В специфике коннотаций.
6)В несовпадении ассоциативных связей соотносительных слов разных языков.
7)В неодинаковом членении одного и того же "кусочка действительности", то есть в различии словесного наполнения семантических полей и лексико-семантических групп.
9. Язык как система и структура.
Язык – целостная организованная система, структура которой приспособлена для выполнения различных функций.
Языковая система – целое образованное множество взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Системность проявляется на всех уровнях языка, в том числе и в фонетике: качественное и количественное соотношение вокализма и консонантизма. В русском языке бедный вокализм.
Взаимосвязь элементов языка прослеживается:
В синхронии: соотношение консонантизма и вокализма.
В диахронии: закон давления системы (изменение в одной области языка провоцирует изменение в другой: исчезновение гласных ъ и ь → появление «беглых» гласных, удвоение всех согласных (твердые и мягкие); закон аналогии.
Структура языка – устройство языковой системы, состав ее единиц и отношения между ними.
Несмотря на то, что существует частное языкознание, изучающее отдельные языковые системы,
но во всех языках есть нечто общее в устройстве – это структурные универсалии языка. Их
изучает общее языкознание:
знаковая природа языка
выделение и писание единиц языка
отношение между единицами одного типа
отношение между единицами разных типов
Представление общих структурных св-в языка как естественной знаковой системы складывается из трех моментов: выделение и описание осн. единиц языка; описание отношений между единицами разных типов; описание отношений между единицами одного типа.
10.Основные единицы языка и речи, их функции.
Единицы языка – элементы языкового устройства, выделяющиеся при последовательном ступенчатом членения линейного потока речи и сводящиеся в классы на основании общности функциональным и структурных признаков (инвариант).
Единицы речи – реальное материальное бытие абстрактных языковых единиц, подчиняющееся закону варьирования (вариант).
Основные единицы языка и речи, их функции
1. Фонема – мельчайшая единица звукового строя языка, не имеющая значения, используемая для построения, опознания и различения морфем и слов.
Функции: сигнификативная (смыслоразличительная), перцептивная (доведение до восприятия).
В речи выступает в виде аллофонов – реальных звуковых вариантов, зависящих от позиции в слове и окружения.
2. Морфема – мельчайшая, обладающая значением единица языка, выделяемая в составе слова и выполняющая функции словообразования и формообразования.
Функции: словообразовательная, формообразовательная
В речи выступают в виде алломорфов.
3. Слово – мельчайшая самостоятельная значимая единица языка с номинативной функции, имеющая ЛЗ и ГЗ, способная выступать в речи как член предложения или как отдельное предложение.
Функция: номинативная (назывательная). В речи выступает в виде лексического смысла.
Это определение распространяется только на знаменательные слова, т.к. служебные слова ничего не называют. Определение слова осложняется тем, что одно слово может иметь несколько ЛЗ. Поэтому слово как единицу языка называют лексемой.
Лексема – слово в совокупности всех своих значений и ГФ, т.е. слово, каким оно выступает в словаре. В речи выступают в виде одной из форм (словоформ) и одного из значений.
4. Предложение – мельчайшая коммуникативная единица языка, выражающая относительно законченную мысль и строящаяся по грамматическим законам данного языка.
Главное свойство – предикативность – установление связи между субъектом и его свойствами.
Функция: коммуникативная
Предложение – структурная модель, образец.
В речи выступает в виде высказывания (модель заполняется конкретным словами и смыслом).
11.Виды отношений между языковыми единицами одного типа.
Основа связей между языковыми единицами одного типа – ассоциации:
1. ассоциации сходства (вертикальные)
Объединяют языковые единицы в парадигмы.
Основа связей между языковыми единицами одного типа – ассоциации:
1. ассоциации сходства (вертикальные)
Объединяют языковые единицы в парадигмы.
Основа связей между языковыми единицами одного типа – ассоциации:
1. Ассоциации сходства (вертикальные)
Объединяют языковые единицы в парадигмы.
Парадигматические отношения – отношения между единицами одного типа, которые основаны на их сходстве по какому-то признаку при различии по каким-либо другим признакам.
Помогают выбрать нужную единицу, образовывать слова и их формы по аналогии с уже имеющимися.
Парадигматические отношения – отношения между единицами одного типа, которые основаны на их сходстве по какому-то признаку при различии по каким-либо другим признакам. Помогают выбрать нужную единицу, образовывать слова и их формы по аналогии с уже имеющимися.
Виды парадигм:
синтаксические (типы связи: дождливый день, учить правило, говорить громко)
лексические (синонимы, антонимы, омонимы: высокий, низкий; теплый, горячий, жаркий
словообразовательные (горный, горец, пригорье, гористый)
морфологические (гора, горы, горе, гору, горой, о горе)
2. Ассоциации смежности (горизонтальные)
Объединяют слова в синтагмы.
Синтагматические отношения – отношения типовой сочетаемости языковых единиц, формирующиеся при условии многократного повторение в линейной речевом потоке и одновременно реализующиеся в речи.
Синтагмы:
за-кри-чать (морфемная синтагматика)
кро-ко-дил (слоговая синтагматика)
п-р-и-п-е-в (фонемная синтагматика)
Все слова составляют ассоциативно-вербальную сеть. На слово-стимул, находящееся в начальной форме, определяются слова-реакции, и это доказывает, что все слова языка составляют парадигматические и синтагматические отношения.
Парадигматические и синтагматические отношения – реальная основа нашего знания языка, именно так он хранится в нашей памяти.
12.Отношения между языковыми единицами разных типов.
Каждая более крупная единица делится на более мелкие, каждая мелкая единица входит как составная часть в более крупную. Такие отношения между единицами разных типов называют иерархическими.
Единица Наименование уровня Раздел лингвистики
4 предложение синтаксический синтаксис
3 лексема морфологический, лексико-семантический морфология,
лексикология
2 морфема морфемный, словообразовательный словообразование,
морфемика
1 фонема фонетический, фонематический фонетика,
фонология
Языковые единицы не являются абсолютно равноправными.
13.Фонема как единица языка. Функции фонемы. Фонема и аллофон (звук).
Фонема как единица языка – мельчайшая, не обладающая собственным значением, служащая для смыслового различения абстрактная единица языка, хранящаяся в памяти в качестве «психического эквивалента звука».
Фонема выполняет сигнификативную, то есть смыслоразличительную функцию, а также перцептивную, то есть функцию восприятия речи.
Аллофон - звуковая единица меньшей степени абстракции, реализующаяся в речи на основе языковой нормы. Аллофон есть совокупность фонов, тк он соединяет в себе разнообразные воплощения данной фонемы в данном языке.
14.Морфема как строевая единица языка и ее виды. Словообразовательные и словоизменительные морфемы.
Морфема – мельчайшая значимая строевая единица языка, выделяемая в составе слова (т.е. несамостоятельная) и выполняющая функции словообразования или словоизменения (формообразования). По назначению в языке морфемы делятся на три типа: 1) корни, 2) основы, 3) аффиксы.
Морфема – двустороння единица, т.к. имеет и форму, и значение. Как единица речи существует в виде алломорфов.
Словообразовательные морфемы: (префиксы, суффиксы и постфиксы) служат для формирования новых слов. Корень вместе со словообразовательными морфемами составляет морфологическую основу слова. Основа слова уже «целиком» содержит лексическое значение и остается неизменной при образовании форм слова (ручк-а, ручк-и, ручк-е, ручк-у и т.д.). Различают аффиксацию (образование новых слов с помощью различных аффиксов: суффиксация, постфиксация), основосложение (сложение целых слов или основ слов), аббревиацию (сложение начальных элементов слов, образование сложносокращенных слов, то есть аббревиатур).
Словоизменительные морфемы (образуют не новое слово, а только его форму). Выполняют грамматические функции. В русском языке словоизменительные морфемы выступают в виде флексий (окончаний).
Суффиксы и префиксы, как правило, несут словообразовательную функцию, хотя могут быть и словоизменительными. Суффиксы прош. вр. глагола, суффиксы причастий, повелительного наклонения, степеней сравнения у прилагательных и наречий.
15.Слово как центральная единица языка. Номинативная функция слова и его
внутренняя форма.
Слово – мельчайшая самостоятельная значимая единица языка, называющая предметы, выступающая членом предложения.
Центральное положение слова в иерархии языковых единиц проявляется в разнообразии его качеств. Во-первых, это знак, имеющий звуковую форму. Во-вторых, это единица морфологии, т.е. часть речи, обладающая определенной совокупностью грамматических категорий, значений и грамматических форм. Кроме того, слово – потенциальный член предложения с разными синтаксическими функциями.
Номинативная функция слова – функция называния, процесс присваивания имен.
Внутренняя форма слова – тот признак, который положен в основу наименования предмета и отражает его первонач. значение.
По наличию/отсутствию внутренней формы слова делятся на немотивированные – древнейшие слова, и мотивированные – производные слова, состав которых выражает признак наименования и подсказывает значение слова.
16.Виды парадигматических отношений в лексике.
Парадигматические отношения в лексике чрезвычайно разнообразны. Могут быть основаны на
сходстве формы, значения, формы и значения одновременно, на функциональных или других
характеристиках (коннотациях) слова.
I. Формальные парадигмы основываются на тождестве или близости материальной стороны
слова. К ним относятся явления паронимии и омонимии.
Омонимия – совпадение формы языковой единицы при различии её семантики.
(Виды омонимии: омографы (совпадают лишь в написании), омофоны (совпадают лишь в
произношении), омоформы (разных частей речи)).
Лексическая омонимы – слова, которые совпадают в звуковом облике во всех (или почти во всех)
ГФ, но абсолютно различны по значению.
Паронимы – однокоренные слова со сходным
, но не тождественным звучанием и различным
значением, нередко смешиваемые в речи.
II. Формально-содержательные парадигмы. В них входят две группы слов: однокоренные и слова
одной словообразовательной модели.
Словообразовательные дериваты – слова, образованные разными способами от одного и того же
корня.
Слова одной словообразовательной модели – ряд слов, образованных от одного типа основ с
помощью одних и тех же словообразовательных средств и имеющих единое словообразовательное
значение.
III. Лексико-семантические парадигмы – объединяют значения слов на основе смысловой связи.
Семантические поля – самые крупные смысловые парадигмы, объединяющие слова различных
частей речи, значения которых имеют один общий признак. (звук: гром, тихий, шуметь)
Лексико-семантические группы – объединение слов одной части речи с общим основным
компонентом значения. (красный, белый, черный…)
Родовидовые (гиперо-гипонимические) группы – парадигмы слов, включающие название родового
понятия (гипероним) и названия видовых понятий (гипонимы). (цвета: синий, красный…)
В состав ЛСГ входят:
1. Синонимы – слова с близкими, но не тождественными значениями, различающиеся или
оттенками значения, или эмоционально-оценочной стилистической окраской (коннотацией).
2. Антонимы – слова с противоположным значением.
IV. Функциональные парадигмы – объединяют слова разных частей речи с разным ЛЗ, но с
общими коннотациями: стилистические группировки (разговорный, высокий стиль),
эмоционально=экспрессивные группировки (неодоб., презр.).
Парадигматические отношения в лексике чрезвычайно разнообразны. Могут быть основаны на сходстве формы, значения, формы и значения одновременно, на функциональных или других характеристиках (коннотациях) слова.
I. Формальные парадигмы основываются на тождестве или близости материальной стороны слова. К ним относятся явления паронимии и омонимии.
Омонимия – совпадение формы языковой единицы при различии её семантики. (Виды омонимии: омографы (совпадают лишь в написании), омофоны (совпадают лишь в произношении), омоформы (разных частей речи)).
Паронимы – однокоренные слова со сходным, но не тождественным звучанием и различным значением, нередко смешиваемые в речи.
II. Формально-содержательные парадигмы. В них входят две группы слов: однокоренные и слова одной словообразовательной модели.