Файл: Миф, фольклор, художественная словесность в контексте культуры. Архетип и архетипические образы 1 Культура.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 367
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Миф, фольклор, художественная словесность в контексте культуры. Архетип и архетипические образы
1 Культура – это способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального труда, в результатах духовной деятельности в системе социальных норм, духовный ценностей, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Культура созидается человеком
2 Особенности культуры:
Целостна, её части неразрывны Системна, что происходит в одном типе культуры произойдёт и в другом Исторична, проживает цикл и умирает Социальна, создаётся в практике людей
3 Первоистоки словестного искусства
Культура рассматривается в синхронии и в диахронии. У человека в психике есть сознательная и бессознательная сфера
Есть индивидуальное бессознательное – оно не наследуется, его изучал Зигмунд Фрейд
А есть коллективное бессознательное – копилка глубинного ценного человеческого опыта его изучал Карл Густав Юнг, он выяснил что люди не были связаны в пространстве и времени но их деятельность была сходна – общность, целостность нации, расы.
4 Архетип – от греч. Первообраз, модель, исп. В античности, актуализировано Юнгом.
Архетип – изначальные, априорные структуры, схемы коллективного бессознательного
Архетипы - универсальные модели, схемы бессознательно психической активности спонтанно определяющее его поведение и мышление.
Архетип возник в эпохи предшествующие возникновению цивилизации.
Важнейшие архетипы
Самости – каждый неповторим Анима – прообраз женского начала в мужской психике Анимус – прообраз мужского начала в женской психике Тени – двойники Матери Дитяти Мудрого старика
Архетипы обнаруживаются когда входят в сознание человека и проступают как образы:
Арх. Образ воды, земли, огня, воздуха
Архетип активизируется в определённые периоды культуры(эпоха большого сдвига)
Мелетинский:
Архетипический мотив – микро сюжет, содержащий действие, действователя и объекта действия ( он содержит самостоятельный глубинный смысл. (сражение с драконом, приобретение чудесного помощника)
Из клубка мотивов складывается полный сюжет: Изготовление творцом земли
Арх образ, мотив, сюжет трансисторичны.
Двоякий процесс: Что-то практически не меняется через 1000 лет, что-то претерпевает существенные изменения. Бахтин считает, что никакие смыслы в культуре не исчезают навсегда.
5 Архетипы реализовались в мифологии народов мира. Миф это предание, сказание. Неосознанное художественное повествование о
Происхождении мира, человека, первопредках, подвигах богов героев, природных и социальных явлениях.
Функциональная направленность мифа
Познание мира в его целостности, для гармонизации, упорядочения отношений человека и мира, поддержание порядка в природе и обществе, превращения хаоса в космос.
В отношении мифа, если бы мы обладали мифологическим познанием, мы бы не могли сказать вымысел. Для миологического познания всё, что есть в мифе – реальность. Это сказал Лосев.
6. Миф стадиально сменялся искусством и литературой, фольклор – посредник между мифом и литературой. По типу сознания – мифологическое, как явление искусства примыкает к литературе.
Словесное искусство существует в двух формах: устной (когда произведение передается от певца (или рассказчика) к певцу, не фиксируясь на письме) и письменной форме. Устное творчество зачастую фиксируется на письме, а письменное вновь уходит в устное бытование (простейший пример - песня, сочиненная автором и ставшая с течением времени популярной и безымянной). Устная память, при всей своей мощи, не удерживает того, что вышло из поэтического обихода.
Древние пласты русского словесного искусства представлены фольклором: былины, сказки, заговоры, песни, пословицы. Былины отражают представления об окружающем мире, сложившиеся у жителей Киевской Руси.
Акцент перемещается с модели мира на сюжетное действие. Переход от мифа к сказке. Десокрализация, деритуализация, замена мифологического времени сказочным, космический масштаб сужается до бытового, важны отношения героев в социуме, важен соц. Статус, коллизии внутри семейных отношений, в сказке появляется вымысел.
Мифопоэтика – условное наименование серии подходов к лит. реалиям разного масштаба под мифологическим углом зрения
Мифологема, мифема – сознательное заимствование автором мотивов, сюжетов, образов при создании современного произведения.
Мифопоэзия – обозначение жанров худ. Творчества тематически/структурно связанных с тем или иным древним мифом. Ахматова Муза
7. Любой текст имеет архетипический пласт, только надо понять, актуализировано это автором или нет. Например в мифопоэтической традиции закат это переход между гармонией и хаосом. (Достоевский преступление и наказание) писатель гениален видит то, чего нет.
Мифические образы в литературе бывают на периферии, а бывают важны.
Везде есть эмпирический и универсальный пласт бытия. Худ. произведение открыто космосу, мифология вносит в универсальный план эмпирическое.
Мифологическая эпоха - первый этап развития культуры, он отличается своей ментальностью и картиной мира. Миф – способ понимания мира первобытным человеком. Мифологическая картина мира – комплекс основных представлений о природе, социальном состоянии мира, трактовка друг друга и самих себя. Мифологическое мышление не требовало доказательств, мифы – общечеловеческая ценность. Ритуалы как способ передачи мифологических представлений.
Из мифа вырастает религия, вера, закон, мораль, искусство.
8. Схема развития культуры: миф – фольклор – литература
Вплоть до 19 века в Европе были известны мифы древних греков, римлян, а позже в культуру проникают и первые мифы арабов и американских индейцев. Научный подход к изучению мировых религий показал, что и они наполнены мифами. Таким образом, начали создаваться литературные обработки мифов разных времен и народов. При изучении разных мифов был выявлен целый ряд общих тем и мотивов. Были распространены космогонические мифы (о происхождении мира),антропогонические (о происхождении человека), теогонические (богов), календарные (о смене времен года). При всем многообразии мифов основная направленность большинства из них – описание процесса творения мира.
Причины, по которым создавались мифы лежат в особенностях мышления древних людей:
Человек еще не выделял себя из окружающей среды
Логическое мышление еще не отделялось от эмоций, инстинктов
Вероятно, именно поэтому человеку было свойственно приписывать живые свойства неживым предметам, из этого мифологические образы одушевленные, персонализированные. Ноосфера – этап в развитии биосферы, где на определенном этапе человек выделяется как биологический вид и начинает разумную деятельность.
-
Специфика и функции искусства в системе культуры. Художественный образ.
Искусство – процесс деятельности по духовному освоению мира с помощью художественных образов. Искусство рождалось исторически и сопровождает человека до сих пор.
Черты искусства:
a) Нерегламентированность искусства
b) Цель – создание произведений искусства
c) В основе творческая деятельность – создание чего-то нового
d) Личностное субъективное начало, в отличие от науки, которая стремится к объективной доказуемой истине
e) Концепция искусства: в произведениях искусства мы узнаем реальные предметы – подражание жизни
f) Искусство связано с ассоциативным мышлением
g) В произведении искусства всегда есть авторская оценка к тому, что происходит в его произведении
Концепции истоков искусства:
Игровая Хёйзинг Йохан в 90-х годах 20 века. Любая деятельность человека – роль, игра, распределение ролей, договорённость о ролях. Через 1000 игра где-то осталась (ЭПОС ЛИРИКА) где-то нет (ДРАМА).
хоккУ форма написания стихотворения, где мгновенный переход от эмпирического к универсальному.
Трудовая вторая половина 19 века. Позитивизм – направление научной жизни, материальная основа – основа всего. Духовная основа на периферии. Искусство рождается в труде. Во время труда поют, ритм помогает работать. Трудовая концепция учитывает заклинания, заговоры, обряды.
Лихачёв заявлял, что искусство складывалось длительно, и оно возникло благодаря изначальной целесообразности.
Русские песни протяжна, большая территория.
В искусстве присутствует организующая сила в общении человека с самим собой, с другими людьми, с миром.
Лотман Функции искусства
Семиотическая
Сема – знак. Для художника знак – изобразительно-выразительное средство. Знак замещает нечто глубинное, сущностное. Для художника краска – способ общаться знаками. В литературе знак – слово. В дизайне знак – предмет.
Эстетическая
Создание и восприятие прекрасного в искусстве и в жизни. Резких границ между этическим и эстетическим не существует. Важно, какая функция всплывёт – прагматическая или эстетическая. (икона в музее не религия а эстетика) Эстетическая функция по-разному проявляется в произведениях искусства и произведении реальной жизни. (высокая мода не для реальной жизни) Произведение искусства полифункциональное. В любой книге эстетическая функция должна доминировать. Создание эстетического объекта – одна из эстетических функций. Эстетическая деятельность - не только отзыв на творчество, но и создание творчества.
Коммуникативная
Художник и созерцает и видит себя. Толстой – целесообразность искусства – общение между автором и зрителем, автор передаёт свою чувство читателю, словом человек передаёт мысль, искусством - чувство. (спектакль и его невербальный диалог невозможен без зрителя) В 20 веке французские структуралисты выяснили, что авторы ничего нового не пишут, а только пере структурируют произведение. Технически копия может быть лучше оригинала. Но это только копия, настроения и эмоции будут не те.
Обеспечивает познание мира
Воспитательная – формирует личность
Толстой: что такое быть художником?
Человек стоит на данный момент развития общества высшего миросозерцания.
Человек переживает чувства
Человек имеет желание и возможность передать это чувство
Человек имеет талантливость к определённому роду искусства
Художественный образ – первоэлемент искусства.
Художественный образ – категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преображения действительности. Язык искусства, высказывание искусства. Худ. образ неисчерпаем, он нагляден, является объектом интерпретации.
Характеристики образа:
Рождается в процессе сотворчества авторского и воспринимающего сознания
Образ неисчерпаем
Предполагает интерпретацию, в каждой отдельной интерпретации он обедняется.
Его богатство отображается в совокупности интерпретации
Имеет открытую смысловую структуру
Нагляден, мы его видим
Тынянов : образ изобразительно-выразительный. Художник рисуя образ может нарушить все представления чтобы добиться понимания читателя. Главное – выразить мысль и изобразить образ
В образе есть диалектическое единство конкретного и общего. Конкретное – часть общего.
Познавательная природа образа:
Нильс Бор физик: искусство может нас обогатить, потому что оно напоминает нам о гармониях недосягаемых для систематического анализа.
Мир сложен, эту сложность можно понять через искусство.
Выготский: то, что мы не можем понять прямо, мы понимаем окольным путём, путём иносказания.
Лессинг говорил о неописуемой красоте Елены из-за которой началась война – образ.
Белинский: художник мыслит образами.
Сравнение – элементарная модель художественной мысли. Предмет сравнения и то, с чем сравнивают, самостоятельны, не равны. Но предмет сравнения становятся яснее в сопряжении того, с чем сравнивают. Всё познаётся в сравнении. Художник только наводит, а мы рождаем образ. Рождается невербальный смысл, он выражен поверх слов.