Файл: Шумакова Наталья Александровна Задание Вы работаете учителем музыки в начальных классах школы, имеете высшую квалификационную категорию. Вам предстоит провести открытое занятие.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 314

Скачиваний: 30

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

Практическое занятие 3


Выполнил:

Обучающийся Гамеева Ирина Вячеславовна

Преподаватель:

Шумакова Наталья Александровна


Задание 1.

Вы работаете учителем музыки в начальных классах школы, имеете высшую квалификационную категорию. Вам предстоит провести открытое занятие и поделиться своим опытом с молодыми коллегами в умении использовать приёмы вокальной импровизации на уроках музыки в 1 классе. Тема предстоящего урока – «Повсюду музыка слышна». Один из этапов Вашей подготовки к уроку – продумать варианты заданий, в которых возможно практическое применение вокальной импровизации.

Вопросы:

1. Составьте список этих заданий с кратким описанием их выполнения (не менее 3 заданий).

2. Сочините четверостишие на начало и завершение урока (для ритуала приветствия и прощания), которые Вы могли бы использовать для вокальной импровизации детей.

Ответ:

1. Задания по вокальной импровизации:

1. Игра «Музыкальное эхо». Педагог поёт начало фразы или мотива из двух восходящих ступеней (например, I-V), ученики должны ответить ему обратной фразой (V- I). Для этого предварительно педагог играет отдельные звуки (диапазон оговаривается заранее), учащиеся исполняют их голосом. Затем следуют краткие мотивы-вопросы (предварительно надо договорится, какими звуками педагог и учащиеся ограничиваются (например, тремя первыми ступенями звукоряда). Учащиеся пропевают мотивы-ответы, состоящие из предложенных ступеней. После освоения большего количества ступеней, ученикам предоставляется возможность сымпровизировать своё окончание при любом сочетании этих ступеней. Эта игра может вводится на первых уроках музыки, направленных на развитие вокальных импровизаций у младших школьников.
2. Игра «Импровизатор». Педагог играет на инструменте гармоническую последовательность, состоящую из главных ступеней лада, ученики после её прослушивания на второй раз проигрывания должны спеть подходящую к данной гармонии мелодическую линию. Педагог может записать главные ступени лада, соответствующие гармонии, звучащей в играемой учителем последовательности. Учащиеся, опираясь на предложенный учителем вариант вокальной импровизации, дописывают её каждый самостоятельно (в качестве домашнего задания) или в группах, предварительно составленных учителем. Для получения начальных навыков этой игры рекомендуется учителю самому пропеть знакомую мелодию к предложенной гармонической последовательности. (Рус.нар.песня «Ах, вы сени»; Рус.нар.песня «Во поле берёза стояла» и пр.).


3.Импровизация на определенное настроение (спеть грустную песенку на текст, спеть весёлую песенку на текст, спеть задумчивую песенку на текст).

Учитель: Ребята, перед вами стоит такая задача – нужно спеть песенку на заданный текст.

В доме пусто,

Очень грустно,

Ничего не хочется.

Не смеется,

Не поется,

Даже не хохочется… Учитель. Какие будут интонации в этой песенке? Ученик. Печальные, грустные. Мелодия движется вниз.

Учитель. Правильно. А ещё в ней слышны интонации вздоха, жалобы (исполняет фрагмент на фортепиано).

(Исполнение учащимися)

Учитель. Но мы не будем долго оставаться в печальном настроении. Задача: - спеть песенку на текст:

И не скучно,

И не грустно,

Бегать, прыгать хочется,

И смеется, и поется,

И вовсю хохочется!

Учитель: Какая интонация поможет нам «рассказать» эту песенку?

Дети. Песенка будет весёлая, звонкая, подвижная, радостная.

Учитель. Правильно, мы будем петь радостно, весело.

(Исполнение).

Учитель: сейчас мы с вами создадим ещё один музыкальный образ. Задача: - спеть песенку на текст:

«Что так скучно,

Что так грустно?» -

Вася призадумался.

Не смеется,

Не поется,

И совсем не думается…

Учитель. Как должна прозвучать эта песенка?

Дети. Задумчиво, в музыке должны быть интонации вопроса.

(Исполнение)

Учитель: Вы молодцы, ребята, справились с заданием замечательно. Вы правильно услышали в каждом стихотворении интонации и своим голосом сумели передать эти интонации в песенках, ваше исполнение было выразительным.

2. Четверостишие на начало урока:

Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок!

Поприветствуем друг друга:

Привет, друг! Привет, подруга!

Четверостишие на завершение урока:

Долгожданный дан звонок,

Заканчиваем наш урок!

Перемена нам нужна,

Чтобы отдохнуть сполна!
Задание 2.

Решите педагогическую ситуацию. Анна Сергеевна – учитель начальных классов и согласно учебной нагрузке, проведение уроков музыки входит в её обязанности. У учителя нет специального музыкального образования, но при этом она активный и творческий человек, желающий познакомить своих учеников с интересным материалом, расширяющим их представления о разнообразии музыкальных инструментов, истории их возникновения и особенностях звучания.


Вопросы:

1. Составьте тест, состоящий из 10 вопросов, который позволит оценить уровень усвоения детьми данного материала при самостоятельном ознакомлении с ним.

2. Разработайте примерный перечень критериев, по которым вы смогли бы оценить уровень усвоения детьми данного материала при самостоятельном ознакомлении с ним.

3. Укажите, какую цель ставит перед собой педагог, используя данный метод работы с детьми. Сформулируйте цель и задачи урока.

Ответ:

1. Тест "Деревянные духовые инструменты"

1. Какой духовой инструмент любили короли и аристократы?

Саксофон

Флейту

Валторну

2. Прабабушка «Флейты»

Палочка

Свирель

Тростинка

3. Какими мастерами был создан Гобой?

Итальянским

Французскими

4. Альтовый гобой – это…

Английский рожок

Флейта

5. Предок кларнета

Свирель шалюмо

Свирель

Тростинка

6. Самый низкий по звучанию инструмент группы деревянных духовых

Фагот

Флейта

Кларнет

7. Предок фагота

Басовая свирель - бомбарда

Свирель шалюмо

Свирель

8. Одна из разновидностей фагота

Контрфагот

Альтфагот

2. Оценка по тесту выставляется пропорционально доле правильных ответов:

100-90% - оценка «отлично»

89-75% - оценка «хорошо»

74-51% - оценка «удовлетворительно»

Менее 50% правильных ответов – оценка «неудовлеторительно».

3. Цель тестирования - способствовать повышению эффективности обучения учащихся.

Внедрение этого метода контроля в практику учебного процесса должно решать следующие задачи:

* проверка знаний и умений учащихся;

* систематизация и обобщение ранее усвоенных знаний и умений;

* воздействие на учебно-воспитательный процесс с целью повышения его эффективности;

* выявление лучшего опыта работы и распространение его в педагогическом коллективе;

* организация работы преподавателя по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;

* формирование у учащихся умений и навыков самоконтроля.
Задание 3.

Решите ситуационную задачу. Вы являетесь учителем музыки во 2 классе. Совместно с ребятами, Вы запланировали концерт «Зима поёт». В каждом номере должны принимать участие дети. Возможные варианты участия – вокально-хоровое или сольное исполнение песни, дополнение звучания музыки шумовыми или ударными инструментами (музицирование), чтение стихотворения о зиме на фоне музыкального произведения, танцевальная композиция.


Детям было дано задание подобрать музыкальный материал для данного концертного мероприятия: найти что-то самостоятельно, используя интернет ресурсы или выбрать из знакомого по урокам репертуара. Не все дети правильно поняли и выполнили задание по подбору музыкального материала.

Вопросы:

1. Вам необходимо выбрать из составленного учащимися списка музыкальных произведений, подходящий для вашего концерта репертуар, для этого прослушайте все аудиофайлы, предложенные для концерта детьми:

2. Далее из выбранных файлов составьте план мини-концерта, содержащий последовательность номеров.

3. Сопроводите план мероприятия словами собственного решения (составьте краткий сценарий концерта).

Ответ:

1.Я считаю, что для данного концерта подходят следующие произведения:

Песня А. Ермолова «Новый год к нам идёт», П. Чайковский «У камелька», Песня А. Пинегина «Зимняя сказка», Я. Сердобольская «Ура! Зима пришла!», «Зимнее чудо», «Хорватская рапсодия».

2. План мини-концерта:

Концерт «Зима поёт»

1. Хоровое исполнение песни А. Ермолова «Новый год к нам идёт» (исполняют мальчики).

2. Музицирование на шумовых и ударных инструментах, музыка «Зимнее чудо».

3. Чтение четырех строк из стихотворения Пушкина «Мечтатель» под музыку П. Чайковского «У камелька».

4. Сольное исполнение песни А. Пинегина «Зимняя сказка».

5. Хоровое исполнение песни Я. Сердобольской «Ура! Зима пришла!» (исполняют девочки).

6. Танцевальная композиция «Вьюга» под музыку «Хорватская рапсодия».

3. Краткий сценарий концерта «Зима поёт»

Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады встрече с вами в этот прекрасный зимний денёк! Можно сказать, что ни одно время года так не волшебно, как зима. Летом и весной земля шумит жизнью: все движется, дышит, радуется теплу и свету. Зимой все живое спряталось в глубину земли и спит, ожидая солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всему этому белому безмолвию новую жизнь: неподвижную, молчаливую, таинственную. Эта жизнь — жизнь сна, время белой и тихой природы.

Открывает наш концерт – хор мальчиков.

1. Музыка А. Ермолова «Новый год к нам идёт»

2. Музицирование на шумовых и ударных инструментах, музыка «Зимнее чудо».

На сцену приглашается ученик 2 класса с четверостишием из стихотворения Пушкина «Мечтатель».

3. Чтение четырех строк из стихотворения Пушкина «Мечтатель» под музыку П. Чайковского «У камелька».


И мирный неги уголок

Ночь сумраком одела,

В камине гаснет огонек,

И свечка нагорела...

На сцену приглашается ученица 2 класса с песней «Зимняя сказка».

4. Сольное исполнение песни А. Пинегина «Зимняя сказка».

На сцену приглашается хор девочек.

5. Хоровое исполнение песни Я. Сердобольской «Ура! Зима пришла!»

И завершает наш небольшой концерт танцевальная композиция «Вьюга».

6. Танцевальная композиция «Вьюга» под музыку «Хорватская рапсодия».

Мы желаем вам счастья, добра, много радостных дней и море улыбок.

Мы рады встречи с Вами. Всего доброго, до свидания.

Спасибо всем за внимание. На этом наш концерт подошел к концу.

Задание 4.

Развитие музыкальных способностей учащихся начальной школы продолжается и во время внеурочной совместной деятельности учителя с детьми. По просьбе классного руководителя одного из первых классов начальной школы в скором времени Вам предстоит провести мероприятие развлекательного характера на одной из школьных перемен. Вы решили провести игру на развитие метроритмического чувства.

Вопросы:

1. Проанализируйте предложенные игры для проведения со школьниками начального звена (Таблица).

2. Выберите одну из трёх предложенных игр, подходящую детям 1 класса и поясните ваш выбор.

3. Исходя из цели и описания каждой игры, определите и запишите задачи (не менее 3 задач). Ответ впишите в таблицу под строкой «Задачи игры».

Ответ:

1. Все игры из представленных направлены на развитие ритма. Все игры увлекательны и интересны для детей. Но не все соответствуют возрасту школьников начального звена.

2. «Угадайка» - игра, подходящая детям 1 класса. Она соответствует возрасту детей в 1 классе. Игры «Зайки», «Карусель» больше подходят для детского сада.

3.

№ п/п

Содержание игры «Зайки»

Содержание игры «Угадайка»

Содержание игры «Карусель»

1

Дети стоят кругом, один в центре. Взрослый поёт, а дети двигаются в соответствии со словами песенки:

«Вышли дети на лужок,

Заглянули под кусток,

Увидали зайчика,

Поманили пальчиком»

(Дети прикладывают правую ладошку к глазам, "всматриваются". В это время "Зайчик" сидит в центре на корточках, дети манят его пальчиком.)

«Зайка, зайка, поскачи,

Твои лапки хороши.

Стал наш заинька скакать,

Малых деток забавлять»

(Хлопают в ладошки, "зайка" скачет)

«Вместе с зайчиком скорей

Мы подпрыгнем веселей!»

(Все дети прыгают на своих местах, а "зайчик" прыгает в центре круга.)

Появляется "волк" (взрослый), все дети убегают.

Учитель задаёт ритмический рисунок, взятый из всем известной песни. Для прохлопывания этого рисунка каждой команде даётся три попытки. Команда выдвигает участника, и он делает первую попытку. Если попытка успешна – команде присваивается 3 балла; если неудачно – то этот же участник или любой другой член команды делает вторую попытку, и тогда команда получает только 2 балла. Аналогичным образом, если не получается выполнить рисунок со второй попытки, то с третьей попытки команда получит 1 балл. И если все три попытки оказались неудачными – то 0 баллов в этом туре. После этого ход передаётся другой команде. Только тогда, когда все команды прохлопали заданный ритмический рисунок, следует приступать к отгадыванию песни. Кто первым поднимет руку и правильно назовет песню – приносит своей команде 3 дополнительных балла

Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки, и поют:

«Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, а потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!»

(В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем все медленнее и останавливаются).


2

Цель игры «Зайки»

Цель игры «Угадайка»

Цель игры «Карусель»




Обучение ритмичным прыжкам

Закрепление умения правильно воспроизводить ритмический рисунок, соотносить его со знакомым музыкальным материалом.

Закрепление умения отражать в шаге пульсацию песни.

3

Задачи игры «Зайки»

Задачи игры «Угадайка»

Задачи игры «Карусель»




Учить детей слушать текст и выполнять движения с текстом; упражнять в беге, развивать чувство ритма

Развивать у детей чувство ритма, умение правильно воспроизводить ритмический рисунок

Развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами. Упражнять в беге, ходьбе по кругу и построении в круг.