Файл: Шумакова Наталья Александровна Задание Вы работаете учителем музыки в начальных классах школы, имеете высшую квалификационную категорию. Вам предстоит провести открытое занятие.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 315
Скачиваний: 30
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 5.
Представьте, что Вы учитель музыки в начальной школе. Совместно с одним из классных руководителей вы реализуете проект «Поэзия в музыке». В качестве итогового мероприятия данного проекта запланирована «Музыкально-поэтическая гостиная». Вы заявлены в паспорте проекта как «ответственное за проведение лицо». Музыкальный материал к мероприятию уже подобран.
Вопросы:
1. Прослушайте предложенные аудиофайлы (А. Гречанинова, П. Чайковского, А. Мусоргского).
2. Подберите поэтический материал, который, по Вашему мнению, созвучен настроению и эмоциональному наполнению музыки в каждом случае. Объём каждого поэтического отрывка – не более 8 строк.
Ответ:
Отрывок стихотворения, подходящий под аудиофайл №1:
Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они!
Но есть и дни, когда в крови
Золотолиственных уборов
Горящих осень ищет взоров
И знойных прихотей любви.
Отрывок стихотворения, подходящий под аудиофайл №2:
Секретный путь - и в дамки.
Скорей, пока не поздно...
На входе - злые рамки.
На выходе - морозно.
Чуть страшно - слишком смело.
Лишь спрятаться - приятно.
Ноябрь, что ж ты сделал?
Верни покой обратно.
Отрывок стихотворения, подходящий под аудиофайл №3:
Отчего в небе солнце с утра
Холодно и темно, как зимой?
Отчего и земля вся сера
И угрюмей могилы самой?
Отчего я и сам все грустней
И болезненней день ото дня?
Отчего, о скажи мне скорей,
Ты – покинув – забыла меня? Л. Мей
Задание 6.
Решите педагогическую ситуацию. В школе все классные руководители начального звена проводили уроки музыки самостоятельно, по причине отсутствия педагога с музыкальным образованием. Так было и с Ольгой Юрьевной М., свой 4 «б» она обучала на каждом уроке музыки с первого класса. В начале 3 четверти текущего года в школу пригласили молодого специалиста с музыкально-педагогическим образованием, у которого ещё нет опыта практической работы с детьми.
Начинающий учитель музыки обратился к Ольге Юрьевне М. с просьбой о помощи в подборе песенного репертуара для детей её класса, т. к. она хорошо знакома с особенностями развития их певческих навыков.
Согласно программе обучения, с детьми необходимо проводить работу над расширением верхнего певческого диапазона и чистотой интонирования восходящих оборотов, закреплять умение петь разными «штрихами» – «легато» и «стаккато», продолжать учить правильной артикуляции гласных и длительному плавному выдоху.
Вопросы:
1. Подберите по две песни, которые бы можно посоветовать начинающему учителю музыки включить в работу с детьми – две из них будут использоваться только для разучивания в классе, а другие две песни – для концертного исполнения в итоговом мероприятии по случаю завершения начальной школы. Используйте источники Интернет-ресурсов.
2. Укажите автора и название каждой песни, аргументируя свой выбор.
Для выполнения данного задания рекомендуется заполнить таблицу.
Ответ:
№ п/п | Название песни/ ФИО автора | Цель исполнения песни | Аргументы выбора песни |
1 | «Наша школьная страна» слова: Константин Ибряев музыка: Юрий Чичков | Концертное исполнение в итоговом мероприятии по случаю завершения начальной школы | Данная песня показывает нам важность выпускного в жизни ребенка, песня является показателем завершенности жизненного этапа ребенка, также она мелодична и мелодия не требует особенных музыкальных навыков |
2 | Песня «До свидания, начальная школа» | Концертное исполнение в итоговом мероприятии по случаю завершения начальной школы | Эта песня подходит под мотив прощального вечера, она пробуждает трогательные и трепетные чувства. |
3 | «Журавушка» (музыка Е.Зарицкой, слова А.Вольского) | Разучивание в классе | Песня позволяет пробудить любовь к родине , напомнить о прекрасной поре осени. |
4 | «Новогодняя» | Разучивание в классе | Дети формируют понимание о новом годе, узнают традиции, приобретают понимание важности данного праздника. |
Задание 7.
Решите ситуационную задачу. Из средней образовательной школы неожиданно уволился учитель музыки. Классному руководителю 2 «а» класса предстоит провести урок музыки.
Тема урока «Здравствуй, Родина моя».
Репертуар:
М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»,
Г. Струве «Моя Россия»,
А. Александров «Государственный гимн Российской Федерации».
Ответ:
1. Вступительная беседа перед первым знакомством с произведением.
Педагог: Великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский во вступлении к опере «Хованщина» очень интересно, своеобразно изобразил в музыке утро. Это вступление он назвал «Рассвет на Москве-реке». Это пример изумительной «музыкальной живописи» - изображения в музыке просыпающейся русской природы. Слышатся крики петухов, видится восход солнца. Звон колоколов, с которых начиналось раньше утро, сзывает людей в церковь.
Мощные колокола, которые слышны в этой музыке, символизируют силу Руси, её могущество, несокрушимость.
2. Беседа после прослушивания музыки.
Педагог: Послушайте внимательно Вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» и скажите, как меняется характер музыки, сколько частей в этом произведении? (Звучит вступление.)
Дети: Сначала музыка нежная, светлая, прозрачная, а в середине, когда слышны колокола, - громкая, сильная, мощная, суровая, могучая. Потом всё затихает, и опять музыка звучит спокойно, светло. В произведении три части.
Педагог: Да, картину просыпающейся природы как бы окаймляет мощный колокольный звон. Раньше на Руси было множество церквей. Их золотые купола искрились на солнце.
Вся старая Москва красовалась обилием храмов – маленьких церквушек и больших соборов. Перед каждой службой город звенел на разные лады (у каждого колокола - свой голос: тоненький, звенящий или яркий переливчатый, или грозный, гулкий, мощный). Такой музыкой была наполнена старая Москва.
Каждый день начинался с колокольного звона. В этом произведении слышится перезвон маленьких колоколов и огромного, очень мощного, гулкого, тяжёлого колокола. На этом фоне звучит очень красивая мелодия, похожая на русскую песню. (Звучит фрагмент, потом всё вступление.)
3. Беседа после повторного слушания музыки на следующем уроке.
Педагог: Вам уже знакомо произведение М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке». Как замечательно в музыке передаётся картина пробуждающейся природы! (Звучит фрагмент.)
Прислушайтесь, в самом начале вступления мелодия поднимается вверх, передаётся от низких, сумрачных виолончелей к светлым скрипкам. Это звучит как первые проблески света просыпающейся природы. Дрожащие нежные звуки скрипок так похожи на пробивающийся свет. Они изображают волшебно красивую картину пробуждения, рассвета. Мелодию, похожую на русскую народную песню, играет светлая флейта, а в оркестре мелькают звуки, напоминающие гусельные переборы (звучит фрагмент).
Вдали покрикивают петухи, и светлые искристые блики-огоньки игриво отражаются в воде. (Звучит фрагмент.) Эта музыка повторяется дважды: сонно, мягко звучит песенная мелодия, слышится вдали крик петухов и поблёскивают на воде светлые, игривые лучики или брызги. Но теперь, во второй раз, мелодия, похожая на русскую песню, звучит гораздо увереннее, распевнее. Она как бы окрепла, стала сильной. Картина восхода солнца живо встаёт перед глазами. (Звучит первая часть вступления к опере.)
В средней части этого произведения появляются колокола. (Звучит фрагмент.)
А как тепло после сурового колокольного звона поют опять скрипки! (Звучит фрагмент третьей части.) Мелодия поднимается вверх и расцветает. Скрипки и флейты звучат светло и нежно. Отдельные отрывистые звуки, словно капли или блики на воде, заканчивают вступление к опере «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке». (Звучит фрагмент, затем произведение целиком.)
А сейчас давайте сравним это произведение с другим, имеющим похожее название - «Утро» норвежского композитора Эдварда Грига. «Утро» - это тоже, как и у Мусоргского, вступление к большому произведению - к четвёртому действию драматической поэмы Г. Ибсена «Пер Гюнт».
Норвегия - северная страна с очень красивой природой, горами, долинами. Эдвард Григ в своей музыке часто воспевал красоту норвежской природы, которую очень любил. В «Утре» мелодия напоминает норвежские народные пастушьи наигрыши - светлые, простые, по-северному сдержанные. Основную мелодию играют по очереди, перекликаясь, два инструмента - флейта и гобой. Оба эти инструмента напоминают пастушьи свирели. Флейта - более тоненькую, а гобой - звучащую чуть ниже. С разговора этих двух инструментов начинается «Утро» Грига. (Звучит запись.)
А какая средняя часть этого произведения (звучит фрагмент)?
Дети: Громкая, яркая, как будто встаёт солнышко, освещает всё вокруг.
Педагог: Да, середина звучит восторженно, ярко. Когда слышишь тёплый тембр струнных инструментов – скрипок и виолончелей, кажется, что сияющие лучи солнца блещут и переливаются.
Сам композитор образно говорил, что в этой музыке он хотел изобразить «солнце сквозь облака». Какими разноцветными, нежными и яркими красками-звуками нарисовал Э. Григ эту чудесную картину! (Фрагмент средней части звучит повторно.)
Третья часть опять звучит успокоено, заворожённо, мечтательно, нежно.
В самом конце, прислушайтесь, слышен щебет птиц, их пение, опять звучат пастушьи рожки. (Произведение исполняется целиком.)
Нарисуйте дома чудесную картину восхода солнца такой, какой вы увидели её, слушая вступление к опере M. Мусоргского «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке» или «Утро» Э. Грига.
Пермь - 2022