Файл: Автоматизация учета обращений клиентов страховой компании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

31
Рисунок 13 – Структура таблицы Сотрудники
Рисунок 14 – Структура таблицы Услуги
Рисунок 15 – Структура таблицы Клиенты

32
Рисунок 16 – Структура таблицы Обращения
В результате связывания таблиц получим следующую диаграмму БД
(рисунок 17).
Рисунок 17 – Диаграмма БД
SQL-скрипты для создания таблиц и ввода информации показаны в приложении А.

33
3.3 Разработка программного обеспечения ИС
3.3.1 Схема взаимосвязи модулей приложения ИС
Создаваемая информационная система для учета обращений клиентов в страховую компанию имеет классическую клиент-серверную архитектуру.
На рисунке 18 приведена диаграмма пакетов.
Рисунок 18 – Диаграмма пакетов
На рисунке 18 показано, что пакет Client содержит два пакета -
ClientGUI, в котором находится описание пользовательского интерфейса, и
ClientNetwork, отвечающий за сетевое взаимодействие с сервером. При этом первый пакет зависит от второго. Аналогично анализируется пакет Server
[12].
Клиентская часть ИС создана с помощью Visual Studio 2022.
Серверная часть размещена на отдельном компьютере – сервере SQL
Server 2019.
Непосредственно БД будет использоваться в качестве хранилища данных. На рисунке 19 показана диаграмма размещения.

34
Рисунок 19 – Диаграмма размещения
Перейдем к описанию модулей разрабатываемого ПО.
3.3.2 Описание модулей приложения ИС с примерами
программного кода
Рассмотрим описание программных модулей, которые входят в состав
ИС учета обращений клиентов страховой компании.
Для разработки окна авторизации используется программный код на языке программирования C#: this.AutoScaleDimensions = new System.Drawing.SizeF(8F, 16F); this.AutoScaleMode = this.Name = "Form1"; this.Text = "Авторизация"; this.ResumeLayout(false);
Рассматриваемый код создает диалоговое окно и вносит значения для основных свойств.
Далее рассмотрим код для подключения БД с помощью рассматриваемой среды разработки Visual Studio:
DataSet ds;
SqlDataAdapter adapter;
SqlCommandBuilder commandBuilder; string connectionString = @"Data Source=.\SQLEXPRESS;Initial
Catalog=usersdb;Integrated Security=True"; string sql = "SELECT * FROM Клиенты";

35
Для непосредственной вставки данных в таблицу с помощью формы нужно использовать такой код:
DataRow row = ds.Tables[0].NewRow(); ds.Tables[0].Rows.Add(row);
Выполним описание сохранения вставленной информации на форму. connection.Open(); adapter = new SqlDataAdapter(sql, connection); commandBuilder = new SqlCommandBuilder(adapter); adapter.InsertCommand = new SqlCommand("sp_CreateUser", connection); adapter.InsertCommand.CommandType
=
CommandType.StoredProcedure;
SqlParameter parameter
= adapter.InsertCommand.Parameters.Add("@Id", SqlDbType.Int, 0, "Id"); parameter.Direction = ParameterDirection.Output; adapter.Update(ds);
Аналогично можно привести пример для формирования отчетности и разработки остальных форм.
3.4 Описание функциональности ИС
В качестве контрольного примера приведем последовательность операций с программным обеспечением ИС. В результате запуска ИС откроется окно авторизации, куда нужно ввести свои данные учетной записи
(рисунок 20).


36
Рисунок 20 – Окно авторизации
В результате входа в систему откроется главное окно ИС (рисунок 21).
Рисунок 21 – Главное окно ИС
В рассматриваемой форме можно выполнить оперативный ввод данных об обращениях клиентов.
Для удобной навигации по форме основные операции для работы с ИС вынесены в главное меню (рисунок 22).

37
Рисунок 22 – Пример выпадающего списка главного меню ИС
Для заполнения справочных данных применяются соответствующие формы (рисунки 23 – 24) [9].
Рисунок 23 – Форма для ввода должности

38
Рисунок 24 – Форма для ввода данных о сотрудников
Заметим, что для данных, которые можно ввести с помощью справочных таблиц сформированы выпадающие списки, которые используют информацию с соответствующей таблицы БД.
Аналогично можно ввести данные в остальные справочники.
Для формирования выходной документации и отчетности используется соответствующий пункт в главном меню (рисунок 25).
Рисунок 25 – Пункт «Отчетность»

39
Таким образом, выполнена разработка автоматизированной ИС для учета обращений клиентов страховой компании.
3.5 Оценка экономической эффективности разработки ИС
3.5.1 Выбор методики расчета экономической эффективности
Для выполнения расчета показателей экономической эффективности разработки и внедрения информационной системы, надо применить такие основные составные компоненты (рисунок 26) [7].
Рисунок 26 – Составляющие для вычисления экономической эффективности
Составляющие для вычисления экономической эффективности
Косвенный эффект
Увеличение производительности
Улучшение качества выполнения бизнес- процесса
Прямой эффект
Сокращение времени обработки данных
Сокращение трудоемкости работы
Сокращение стоимостных затрат обработки документов

40
Для вычисления себестоимости – множества затрат для организации на производство или же реализацию продукции – нужно принимать во внимание следующие факторы:

«объем работ для реализации проекта автоматизации;

нормы рабочего времени;

производительность работы сотрудников в базовом и внедряемом варианте;

стоимость работы разработчиков;

стоимость расходных материалов;

стоимость затрат на коммунальные отчисления и другие» [10].
3.5.2 Расчет показателей экономической эффективности проекта
Определим показатели Т0 (затраты труда в базовом варианте) и Т1
(затраты труда при внедряемом варианте), взяв во внимание то, что рабочий месяц имеет 22 дня:
Абсолютное снижение затрат в минутах вычисляется далее:
Общий индекс снижения затрат на трудовые ресурсы вычислим по формуле (1):
(1)
На рисунке 27 показана трудоемкость обработки документов для базового и внедряемого вариантов.


41
Рисунок 27 – Гистограмма трудоемкости обработки данных
Заработная плата сотрудников ИТ-отдела составляет в среднем 25000 рублей в месяц.
Определим стоимостные показатели:
Здесь С0 – стоимость выполнения процесса учета клиентов в базовом варианте;
С1 – стоимость выполнения процесса учета клиентов во внедряемом варианте.
Абсолютное снижение стоимостных затрат рассчитывается по формуле
(2).

42
(2)
Индекс уменьшения стоимостных затрат рассчитывается по формуле
(3).
(3)
По результатам расчетов можно сделать вывод, что внедрение информационной системы в работу страховой компании положительно влияет на работу компании.
Выводы по главе 3
В третьей главе описаны архитектура и технология разработки информационной системы, выполнена разработка программного обеспечения и описана функциональность ИС.
Проведена оценка экономической эффективности разработанного проекта автоматизации учета обращений клиентов в страховую компанию.

43
Заключение
Автоматизация деятельности страховой компании с применением ИС имеет следующие положительные стороны:

возможность накопления данных и хранения их в электронном виде;

использование запросов для реализации выборки данных по основным критериям работы страховой компании;

применение основных инструментов для формирования отчетности;

выполнение процесса администрирования данных в выбранной
СУБД и другие.
При написании ВКР решены следующие задачи:

выполнено описание технико-экономической характеристики предметной области;

реализовано концептуальное моделирование предметной области;

реализован выбор технологии логического моделирования ИС;

составлена логическая модель ИС и ее описание;

выполнено проектирование базы данных ИС;

разработано программное обеспечение ИС.
Рассматриваемая ИС может быть внедрена в любое страховое предприятие, на котором используется платформа Visual Studio 2022 и СУБД
SQL Server.
В таком случае пользователи получат удобное приложение, которое поможет качественно организовать работу по учету обращений клиентов, а также использовать отдельные компоненты ИС для других целей.

44
Список используемой литературы
1. Андрианова,
А.А.
Алгоритмизация и программирование.
Практикум [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.А. Андрианова, Л.Н.
Исмагилов, Т.М. Мухтарова. –Электрон. дан. – Санкт-Петербург : Лань, 2019.
– 240 с.
2. Белый Е.М. Управление проектами (с практикумом) – М.: КноРус,
2019 – 262 с.
3. Виссия Х.Э.Р.М., Краснопрошин В.В., Вальвачев А.Н. Принятие решений в информационном обществе: учебное пособие – М.: «Лань», 2019 –
228 с.
4. Внуков, А. А. Основы информационной безопасности: защита информации : учебное пособие для среднего профессионального образования
/ А. А. Внуков. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт,
2021. – 161 с.
5. Водяхо А.И., Выговский Л.С., Дубенецкий В.А., Цехановский В.В.
Архитектурные решения информационных систем [Текст] : учебник. – Лань,
2017. – 356 с.
6. Грекул, В. И. Проектирование информационных систем : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. И. Грекул, Н. Л.
Коровкина, Г. А. Левочкина. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 385 с.
7. Григорьев, М. В. Проектирование информационных систем : учебное пособие для среднего профессионального образования / М. В.
Григорьев, И. И. Григорьева. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 318 с.
8. Дворовенко, О. В. Информационное обеспечение управления.
Практикум : учебное пособие для вузов / О. В. Дворовенко. – 2-е изд. –
Москва : Издательство Юрайт, 2021 ; Кемерово : Кемеров. гос. ин-т культуры. – 122 с.


45 9. Демин, А. Ю. Информатика. Лабораторный практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Ю. Демин, В. А.
Дорофеев. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 133 с.
10. Зараменских, Е. П. Основы бизнес-информатики : учебник и практикум для вузов / Е. П. Зараменских. – Москва : Издательство Юрайт,
2021. – 407 с.
11. Зараменских, Е. П. Информационные системы: управление жизненным циклом : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. П. Зараменских. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 431 с.
12. Зараменских,
Е.
П.
Управление жизненным циклом информационных систем : учебник и практикум для вузов / Е. П.
Зараменских. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 497 с.
13. Земсков Ю.П., Асмолова Е.В. Основы проектной деятельности: учебное пособие – М.: «Лань», 2019 – 184 с.
14. Иванов, И. В. Теория информационных процессов и систем + доп. материалы в ЭБС : учебное пособие для вузов / И. В. Иванов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 228 с.
15. Информационно-измерительная техника и электроника.
Преобразователи неэлектрических величин : учебное пособие для среднего профессионального образования / О. А. Агеев [и др.] ; под общей редакцией
О. А. Агеева, В. В. Петрова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство
Юрайт, 2020. – 158 с.
16.
Информационные системы в экономике : учебник для академического бакалавриата / В. Н. Волкова, В. Н. Юрьев, С. В. Широкова,
А. В. Логинова ; под редакцией В. Н. Волковой, В. Н. Юрьева. – Москва :
Издательство Юрайт, 2019. – 402 с.
17. Лузина, Т. В. Основы документооборота в 2 ч. Часть 1 : учебное пособие для вузов / Т. В. Лузина, С. С. Решетникова. – Москва : Издательство
Юрайт, 2020. – 291 с.

46 18. Лузина, Т. В. Основы документооборота в 2 ч. Часть 2 : учебное пособие для вузов / Т. В. Лузина, С. С. Решетникова. – Москва : Издательство
Юрайт, 2020. – 261 с.
19. Мамонова, Т. Е. Информационные технологии. Лабораторный практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования /
Т. Е. Мамонова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 178 с.
20. Софронова, Н. В. Теория и методика обучения информатике : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. В.
Софронова, А. А. Бельчусов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва :
Издательство Юрайт, 2021. – 401 с.

47
Приложение А
Листинг кода разработки БД
CREATE TABLE [dbo].[Обращения](
[Номер] [int] NOT NULL,
[ДатаОбращения] [date] NULL,
[Клиент] [varchar](3) NULL,
[Услуга] [varchar](3) NULL,
[Сотрудник] [varchar](3) NULL,
[Оплачено] [varchar](3) NULL,
CONSTRAINT [PK_Обращения] PRIMARY KEY CLUSTERED
CREATE TABLE [dbo].[Отделы](
[КодОтдела] [varchar](3) NOT NULL,
[Название] [varchar](30) NULL,
[Начальник] [varchar](30) NULL,
[Кабинет] [varchar](3) NULL,
CONSTRAINT [PK_Отделы] PRIMARY KEY CLUSTERED
CREATE TABLE [dbo].[Сотрудники](
[КодСотрудника] [varchar](3) NOT NULL,
[ФИО] [varchar](30) NULL,
[Адрес] [varchar](30) NULL,
[Телефон] [varchar](30) NULL,
[КодОтдела] [varchar](3) NULL,
CONSTRAINT [PK_Сотрудники] PRIMARY KEY CLUSTERED
CREATE TABLE [dbo].[Услуги](
[КодУслуги] [varchar](3) NOT NULL,
[Название] [varchar](30) NULL,
[Стоимость] [real] NULL,
[Срок] [int] NULL,
[Примечания] [varchar](30) NULL,


48
Продолжение Приложения А
CONSTRAINT [PK_Услуги] PRIMARY KEY CLUSTERED
CREATE TABLE [dbo].[Клиенты](
[КодКлиента] [varchar](3) NOT NULL,
[Название] [varchar](30) NULL,
[Адрес] [varchar](30) NULL,
[Телефон] [varchar](30) NULL,
[Пол] [varchar](30) NULL,
CONSTRAINT [PK_Клиенты] PRIMARY KEY CLUSTERED
INSERT [dbo].[Клиенты] ([КодКлиента], [Название], [Адрес], [Телефон],
[Пол]) VALUES (N'400', N'Баринова К.К.', N'Ленина,3', N'312-32-44', N'жен')
INSERT [dbo].[Клиенты] ([КодКлиента], [Название], [Адрес], [Телефон],
[Пол]) VALUES (N'401', N'Кольев И.М.', N'Гомова,4', N'534-65-74', N'муж')
INSERT [dbo].[Клиенты] ([КодКлиента], [Название], [Адрес], [Телефон],
[Пол]) VALUES (N'402', N'Малахов Д.С.', N'Декабристов,4', N'345-54-22',
N'муж')
INSERT [dbo].[Клиенты] ([КодКлиента], [Название], [Адрес], [Телефон],
[Пол]) VALUES (N'403', N'Сорина Г.А.', N'Московская,2', N'123-43-55',
N'жен')
INSERT [dbo].[Клиенты] ([КодКлиента], [Название], [Адрес], [Телефон],
[Пол]) VALUES (N'404', N'Карабин Л.К.', N'Ленина,52', N'434-66-54', N'муж')
GO
INSERT [dbo].[Отделы] ([КодОтдела], [Название], [Начальник], [Кабинет])
VALUES (N'100', N'Руководство', N'Миронов А.К.', N'104')
INSERT [dbo].[Отделы] ([КодОтдела], [Название], [Начальник], [Кабинет])
VALUES (N'101', N'Отдел по работе с клиентами', N'Самойлов Е.А.', N'102')
INSERT [dbo].[Отделы] ([КодОтдела], [Название], [Начальник], [Кабинет])
VALUES (N'102', N'Бухгалтерия', N'Карпин Т.Т.', N'101')

49
Продолжение Приложения А
INSERT [dbo].[Отделы] ([КодОтдела], [Название], [Начальник], [Кабинет])
VALUES (N'103', N'Отдел кадров', N'Иваненко Д.А.', N'112')
GO
INSERT [dbo].[Сотрудники] ([КодСотрудника], [ФИО], [Адрес], [Телефон],
[КодОтдела]) VALUES (N'200', N'Макеев Л.А.', N'Садовая,43', N'158-98-98',
N'100')
INSERT [dbo].[Сотрудники] ([КодСотрудника], [ФИО], [Адрес], [Телефон],
[КодОтдела]) VALUES (N'201', N'Ильков М.С.', N'Мира,1', N'154-55-87',
N'101')
INSERT [dbo].[Сотрудники] ([КодСотрудника], [ФИО], [Адрес], [Телефон],
[КодОтдела]) VALUES (N'202', N'Монин П.П.', N'Калинина,21', N'569-85-45',
N'101')
INSERT [dbo].[Сотрудники] ([КодСотрудника], [ФИО], [Адрес], [Телефон],
[КодОтдела]) VALUES (N'203', N'Павлов М.С.', N'Садовая,3', N'214-56-80',
N'101')
INSERT [dbo].[Сотрудники] ([КодСотрудника], [ФИО], [Адрес], [Телефон],
[КодОтдела]) VALUES (N'204', N'Ульский М.В.', N'Чапаева,90', N'100-55-10',
N'102')
INSERT [dbo].[Сотрудники] ([КодСотрудника], [ФИО], [Адрес], [Телефон],
[КодОтдела]) VALUES (N'205', N'Зуев Д.П.', N'Мира,52', N'659-10-22', N'102')
INSERT [dbo].[Сотрудники] ([КодСотрудника], [ФИО], [Адрес], [Телефон],
[КодОтдела]) VALUES (N'206', N'Дронин М.А.', N'Садовая,55', N'608-90-40',
N'103')
GO
INSERT [dbo].[Услуги] ([КодУслуги], [Название], [Стоимость], [Срок],
[Примечания]) VALUES (N'300', N'Страхование жизни', 500000, 12, N'Для полнолетних')

50
Продолжение Приложения А
INSERT [dbo].[Услуги] ([КодУслуги], [Название], [Стоимость], [Срок],
[Примечания]) VALUES (N'301', N'Страхование жилья', 110000, 6, NULL)
INSERT [dbo].[Услуги] ([КодУслуги], [Название], [Стоимость], [Срок],
[Примечания]) VALUES (N'302', N'Страхование автомобиля', 75000, 12,
N'Только легковые автомобили')
INSERT [dbo].[Услуги] ([КодУслуги], [Название], [Стоимость], [Срок],
[Примечания]) VALUES (N'303', N'Страхование КАСКО', 100000, 12, NULL)
INSERT [dbo].[Услуги] ([КодУслуги], [Название], [Стоимость], [Срок],
[Примечания]) VALUES (N'304', N'Страхование КАРГО', 70000, 12, NULL)
GO