Файл: Основным материальным признаком, позволяющим разграничить административное правонарушение от преступления. Преступление является общественно опасным деянием.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Административное правонарушение представляет - виновное противоправное действие/бездействие физ. или юр. лиц за которые коап или законы субъекта устанавливают административную ответственность.
Понятие уголовного преступления – виновно совершенные общественно опасное деяние, закреплённое в ук под угрозой наказания.
Отличие
- Степень общественной опасности является основным материальным признаком, позволяющим разграничить административное правонарушение от преступления. Преступление является общественно опасным деянием, а административное правонарушение является общественно вредным деянием, так как причиняет вред, но оно не опасно для общества. Например, безбилетный проезд (ст. 18.30 КоАП). В ук закреплены более опасные деяние чем в коап.
- Характер противоправности является формальным признаком разграничения. Преступление запрещено нормами уголовного права. Только УК определяет, какие общественно опасные деяния являются преступлениями и др. Административное правонарушение определено нормами административно-деликтного законодательства.
- Наказуемость является еще одним критерием разграничения административного правонарушения, преступления. В ук более строже наказание.
Кроме перечисленных основных признаков отграничения можно выделить и иные признаки.
- Преступления, административные правонарушения можно разграничивать и по субъектам ответственности. Субъектом уголовной ответственности является только физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста уголовной ответственности. Субъектами административной ответственности являются физическое лицо, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель (как отдельный субъект в установленных
2. Оценочные критерий может быть установлен только на основании проведенного анализа обстоятельств, чаще всего с применением экспертиз.
В составе правонарушения следующие критерии являются ОЦЕНОЧНЫМИ:
Субъективная сторона всегда оценочный критерий, поскольку оценить психическое состояние лица в момент совершения им правонарушения можно только с определенной долью условности. Определения наличия умысла или неосторожности требует оценки поведения мотивов лица, совершившего противоправное деяние.
Частично объективная сторона с позиции вредных последствий.
Так, тяжесть причинения вреда здоровью человека, несмотря на наличие законодательно установленных критериев определения тяжести вреда, может быть установлена только условно и требует проведения экспертизы.
! Объект практически никогда критерием разграничения преступлений и правонарушений НЕ является, наоборот, схожий объект затрудняет правильную квалификацию деяния.
3. Четкие критерии имеет количественных характеристик в УК РФ, В
КоАП РФ и т.п.
В составе правонарушения следующие критерии являются ЧЕТКИМИ:
Субъект – как тип субъекта, так и возраст физического лица можно четко установить, для этого не требуется приведение экспертиз или иных действий, требующих значительных временных затрат.
Частично объективная сторона с позиции самого деяния – часть факультативных элементов (место, время) достаточно просто определить. (Например, это важно для установления факта браконьерства в зоне нереста рыб – устанавливаются координаты нахождения правонарушителя и их нахождение в границе охраняемой зоны.)
Важнейшее значение в современном уголовном законодательстве
приобретает критерий повторности (административной преюдиции), когда
лицо за повторной совершение аналогичного административного правонарушения привлекается к уголовной ответственности (пример, ч. 2 ст. 7.27 КоАП и 158.1 УК РФ).
Частично объективная сторона с позиции вредных последствий – так стоимостной критерий разграничения противоправных деяний четко определен законодателей (например, свыше 2500 руб. – кража, ниже – мелкое хищение).
Отграничение различных правонарушений по формальным основаниям
4. Противоправность как критерий разграничения уголовных преступлений и административных правонарушений.
Отличительным признаком преступлений от других правонарушений является характер противоправности. Преступления всегда противоречат уголовному закону и четко в нем обозначены. Другие правонарушения нарушают нормы существующих отраслей права, притом не только сами законы, но и подзаконные нормативные акты. Только преступления могут повлечь за собой уголовное наказание с последующей судимостью. Правовые санкции иных правонарушений судимости никогда не порождают.
Признание деяния противоправным не является произвольным.
Из всей массы человеческих поступков законодатель выделяет те, которые наиболее опасны для граждан, общества и государства, В случае совершения лицом деяния, не предусмотренного уголовным законом, оно не может считаться преступлением даже в случае пробела закона. Следовательно, в подобных случаях необходимо вести речь о правонарушении (административном, гражданском и др.) и соответствующей его квалификации. Только с момента объявления деяния противоправным, издания соответствующего уголовного закона деяние как бы переходит в другой разряд правонарушений, т.е. становится преступлением, а у государства появляется возможность бороться с подобными деяниями уголовно-правовыми средствами.
5.
Наиболее эффективным из критериев разграничения преступления и административного правонарушения представляется общественная опасность (так называемый материальный признак). В соответствии с этим выделяются три основных подхода к вопросу о соотношении преступлений и проступков. Согласно первому подходу, только преступление обладает специфическим признаком общественной опасности. Согласно второму подходу правонарушения, не обладающие в отличие от преступлений признаком общественной опасности, в то же время являются вредными для общества. В соответствии с третьим подходом, и преступление, и административное правонарушение являются общественно опасными деяниями, но различаются степенью этой опасности.
Категория «общественная опасность» как признак правонарушения содержится только в определении преступления в УК РФ. В результате ряд ученых делают вывод об отсутствии признака общественной опасности у административного правонарушения. Однако в ч. 2 ст. 2 УК РФ отмечается, что «данный закон … определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями». То есть УК РФ предусматривает наличие иных деяний, обладающих признаком общественной опасности, но не являющихся преступлениями. Следовательно, понятие общественно опасного шире понятия преступного. А поэтому признаками общественной опасности обладают и административные.
Общественная опасность — совокупное свойство всех признаков правонарушения, которые все вместе определяют характеристику противоправного деяния и могут оцениваться только во взаимосвязи с другими признаками.
общественная опасность - это качество деяния, отражающее его способность причинять вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям
.
6. Повторность как критерий разграничения уголовных преступлений и административных правонарушений.
Разграничить административные проступки и преступления можно по степени их общественной опасности. Задача эта сложная — особенно в случаях, когда речь идет о сходных по характеру проступках и преступлениях, но она должна решаться в точном соответствии с законом, ибо только таким путем можно избежать необоснованного установления уголовной ответственности за административные правонарушения, совершенные повторно или при других отягчающих обстоятельствах.
Будучи совершенным при определенных отягчающих обстоятельствах, административный проступок не может квалифицироваться как преступление, если его качественная определенность и степень его общественной опасности не выходят за границы проступка. Если же степень его опасности существенно повышается и достигает уровня преступления, то он должен признаваться таковым и влечь за собой уголовную ответственность.
Повторное совершение административного проступка, в том числе после наложения административного взыскания и т.д., отнесены лишь к обстоятельствам, отягчающим ответственность за административное правонарушений. Повторное совершение административного проступка, даже если за предыдущий проступок лицо подвергалось административному взысканию, не может служить основанием для признания его преступным. Наличие административного взыскания за предшествующий проступок относится только к личности нарушителя, не повышает степени общественной опасности деяния и, стало быть, не может служить основанием для превращения последующего проступка в преступление.
Кроме того, согласно общему принципу права лицо, подвергнутое в установленном законом порядке наказанию, не может быть вновь наказано за то же деяние.
Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения; если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.
7. вопрос
Считается, что производство по делам об административных правонарушениях не имеет никакого отношения к уголовному процессу, поскольку является процессуальной формой реализации не уголовного права, а административно-деликтного права.
Их пересечение может происходить только на уровне так называемого института административной преюдиции, когда обязательным условием уголовного преследования лица является его предварительное привлечение за то же деяние к административной ответственности.
8. Общее и особенное в системе уголовных и административных наказаний.
0Уголовный и административный кодексы во многом описывают дублирующие друг друга составы наказуемых деяний, но в правоприменительной практике есть существенные отличия.
- Они в первую очередь касаются размера ответственности.
Уголовная ответственность – это применение мер воздействия со стороны органов государственной власти за совершение деяния, предусмотренного уголовным кодексом Российской Федерации.
Административная ответственность – это государственно-властное воздействие на физических и юридических лиц за совершение правонарушения, предусмотренного кодексом об административных правонарушениях России.
По своей форме такие деяния имеют незначительную опасность для общества.
- Административная ответственность выражается лишь в применении предупреждения, штрафа, ареста, исправительных работ, конфискации предмета, в особых случаях — выдворении за пределы РФ.
Вопрос о квалификации деяния – ключевой для органов правопорядка. Так, причинение телесных повреждений может повлечь и административную, и уголовную ответственность: в зависимости от тяжести наступивших последствий.
То же самое касается кражи, умышленного уничтожения или повреждения имущества, а также других составов правонарушений.
- К уголовной ответственности можно привлечь только физическое лицо (дееспособный субъект старше 14 лет), а к административной – ещё и юридическое лицо.
Впрочем, между данными видами воздействия на субъекты правоотношений есть и целый ряд сходств. И административный, и уголовный процесс предполагают состязательность.
Однако первый может проводиться широким перечнем государственных органов (от судов до налоговых инспекторов), второй – лишь судами.
Решения первой инстанции можно обжаловать в надзорном и кассационном порядке