Файл: Определите особенности взаимодействия воспитателя детского сада с разными типами семей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Важные моменты при работе:
а) все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены;
б) содержание материалов необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
в) оформление материалов должно быть выполнено так, чтобы привлекать внимание родителей (текст - на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
г) содержание предполагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей .
Работа с родителями - это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, могут возникнуть 
проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей: конфликты между родителями из-за детей, родительские претензии к воспитателям по разным вопросам, жалобы воспитателей на пассивность родителей, невнимание родителей к рекомендациям воспитателей в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраст или небольшого опыта.
Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее решения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать 
авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит знания, умения, навыки и педагогические достижения воспитателя.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны:
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по развитию и воспитанию детей;
- учет индивидуальности каждого обучающегося;
- самостоятельный выбор родителями направления в развитии и воспитании ребенка
- укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения, нахождение общих интересов и занятий;
- возможность реализации единой программы развития и воспитания ребенка в ДОУ и семье;
- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений
- открытость детского сада для семьи;
- сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и ДОУ.



Таким образом, необходимо использовать разнообразные формы   и принципы работы с семьями воспитанников детского сада. Это даст  положительные результаты: изменится характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них станут активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.

 Всей своей работой сотрудники ДОУ должны доказывать  родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.



  1. Раскройте и объясните требования к планированию работы с родителями в дошкольной образовательной организации

https://www.maam.ru/detskijsad/statja-planirovanie-vzaimodeistvija-do-s-roditeljami.html

  1. Проектная деятельноть как форма работы ДОУ с семьей

ТИПЫ ПРОЕКТОВ В ДОУ.
Типы проектов отличаются разнообразием. В. Килпатрик, напри­мер, называет четыре вида: созидательный (производительный), потребительский, решение проблемы (интеллектуальных затрудне­ний) и проект-упражнение.

Еще в начале XX в. профессор Коллингс, организатор продолжи­тельного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил следующую классификацию учебных проектов:

  • «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятель­ности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развле­чения);

  • «экскурсионные», направленные на изучение проблем, свя­занных с окружающей природой и общественной жизнью;

  • «повествовательные», при разработке которых дети учатся пе­редавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, во­кальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;

  • «конструктивные», нацеленные на создание конкретного по­лезного продукта: сколачивание скворечника, приготовление школь­ного завтрака, устройство клумб.

К концу XX в. получили развитие новые виды проектов. Е. Полат (1999) характеризует проекты в соответствии с их типологи­ческими признаками: количеством участников, доминирующим ме­тодом, характером контактов, способом координации, продолжи­тельностью.

Ориентируясь на эти признаки, автор предлагает свой вариант типологии проектов, актуальных для дошкольного образования.



  1. По доминирующему методу: исследовательские, информацион­ные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

  2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, обще­ство и его культурные ценности.

  3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

  4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возра­стной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, обществен­ными организациями (открытый проект).

  5. По количеству участников: индивидуальный, парный, группо­вой и фронтальный.



Исследовательские проекты

По мнению Е. Полат, они требуют четкой структуры, обозна­ченных целей, актуальности предмета исследования для всех участ­ников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и все больше интересуют специалис­тов ДОУ. Рассмотрим структуру исследовательского проекта на кон­кретном примере.
Информационные проекты

Цели: собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а по­том ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые Факты.

Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографи­ями), презентация.

Рассмотрим Следующий информационный проект.
Творческие проекты

Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивает­ся, подчиняясь конечному результату, интересам участников про­екта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы кон­церта.

Творческие проекты разнообразны, как и виды художественно-продуктивной деятельности, осваиваемые детьми. По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок — семья; ребенок — при­рода; ребенок — рукотворный мир; ребенок — общество и его культурные ценности.

Можно классифицировать творческие проекты по преобладаю­щему мотиву (выражение субъективного отношения, доставление радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность); по доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформитель­ское, театральное, музыкальное); по форме представления резуль­тата (панно, конструкция, спектакль, декорация, мультфильм, концерт, праздник, презентация).


Игровые (приключенческие) проекты

Структура игровых проектов только намечается, участники при­нимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выду­манные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.

Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирую­щим видом деятельности все-таки является ролево-игровая. Рассмот­рим игровой проект.
Практико-ориентированные

Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной струк­туры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практи­ку, оценка проекта). Рассмотрим такой проект на примере.

Открытые проекты

Наиболее распространено проектирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не испытывают трудностей, поскольку хоро­шо знают творческие возможности и социальные качества друг друга; имеют представление о предметно-пространственной среде группы. Однако замыкаться в своем коллективе не следует. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку для его социального разви­тия, расширения сферы общения. Участие в совместном проекте с другой группой обогащает детей новыми впечатлениями, позволяет пережить новые эмоции, завоевать симпатии у окружающих людей. Аналогичный процесс происходит и в смешанной по возрасту группе. Младшие дошкольники в таких условиях получают возможность осва­ивать окружающий мир при участии старших, а старшие дети приоб­ретают опыт социально одобряемого взрослыми поведения.

Более трудны в организации контакты и проекты внутри ДОУ (например, «День смеха», «Неделя сказки»). Они требуют высокого уровня развития управленческих (творческих, организаторских) уме­ний у педагогов, поскольку необходимо определить актуальную проблему, продумать условия и форму детских или детско-взрослых проектов.

Наиболее сложны открытые проекты, реализующиеся в контак­те с семьей, учреждениями культуры, общественными организаци­ями. Но именно они дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности. Рассмотрим один из открытых проектов, ориентированный на взаимодействие детского сада, семьи и учреждений культуры.

Индивидуальные и коллективные проекты

Индивидуальный проект. Выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отсле­живаются способности преодолевать препятствия в решении про­блемы (сочинение и иллюстрирование сказки). Ценность индивиду­ального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демон­стрирует способности.

Однако дети в душе коллективисты, они хотят взаимодейство­вать со сверстниками и взрослыми. Существенной чертой психоло­гической характеристики любого человека является умение участво­вать в коллективной деятельности, совместно находить пути реше­ния задач. Формированию у дошкольников устойчивых навыков коллективного сотрудничества способствует постоянное и целена­правленное приобщение детей к созданию общих работ. Дети учатся объединяться в подгруппы, вместе обсуждать пути осуществления замысла, поэтапно планировать и согласовывать свои действия, рас­пределять между собой обязанности и задания, помогать друг дру­гу, беспокоиться о качестве не только своей части работы, но и всей в целом.

Опыт коллективного творчества приобретается на фоне совмест­ных положительных эмоциональных переживаний, способствующих развитию дружеских взаимоотношений между детьми.

Дети чувствуют себя несчастными, когда они вне коллектива. Поэтому для детского развития необходимы парный, групповой, фронтальный проекты.

Парный проект. Осуществляется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекват­ные способы решения.

Групповой проект. Осуществляется группой участников (от 3 до 10—12 человек).

Фронтальный (коллективный) проект. Выполняется всем коллек­тивом.

Краткосрочные проекты. Направлены на решение небольшой про­блемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких специально организованных занятиях, в рам­ках совместной со взрослыми или самостоятельной детской дея­тельности (исследование свойств льда; изучение деятельности ху­дожника в мастерской).

Проекты средней продолжительности