Файл: Виды неоангиогенеза костнохрящевой ткани бедренной кости при деформирующем коксартрозе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВИДЫ НЕОАНГИОГЕНЕЗА КОСТНО-ХРЯЩЕВОЙ ТКАНИ БЕДРЕННОЙ КОСТИ ПРИ ДЕФОРМИРУЮЩЕМ КОКСАРТРОЗЕ

Власов С.Н.

Научный руководитель: д.м.н., профессор кафедры патологической анатомии Тодоров С.С.

ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России Ростов на Дону

В настоящее время остеоартроз тазобедренных суставов представляет наиболее частую патологию в современной ортопедии, которая встречается в трудоспособном возрасте и служит причиной снижения качества жизни больных и их инвалидизации (11-38%). Кроме социальной проблемы, обусловленной снижением количества трудоспособного населения при остеоартрозе (коксартрозе) и связанными с этим огромными финансовыми затратами на профилактику и реабилитацию больных, существуют медицинские особенности данного заболевания. До сих пор остаются дискутабельными вопросы этио- и патогенеза деформирующего коксартроза. По мнению одних исследователей, деформирующий коксартроз представляет собой хроническое прогрессирующее заболевание с возникновением в костно-хрящевой ткани дистрофических изменений, последовательно сменяющихся некробиотическими и некротическими. Другие, напротив, полагают, что в основе возникновения и развития деформирующего коксартроза лежит хроническое воспаление с вовлечением синовиальной оболочки, а впоследствии суставной поверхности хряща и костной ткани. Выяснение патогенетических механизмов развития деформирующего коксартроза с преобладанием того или иного патологического процесса (дистрофии, некроза или/и воспаления) может пролить свет на правильную клинико-морфологическую оценку тех или иных симптомов заболевания, что позволит снизить частоту развития осложнений, таких как асептический некроз кости, хронический остеомиелит, хронический синовит, фиброз и анкилоз тазобедренного сустава.

Известно, что в развитии любого патологического процесса имеет большое значение васкуляризация ткани. Новообразование сосудов (неоангиогенез) может быть обусловлено хроническим воспалительным процессом, возникновением и прогрессированием неоплазий, иметь место при диспластических и компенсаторно-приспособительных процессах. Немаловажное значение в формировании и росте сосудов играют цитокины (например, TNF-a, IL-1, IL-2, IL-6), факторы роста (например, VEGF, TGF-b). По своей сути, неоангиогенез представляет собой комплексное клеточно-межклеточно-цитокиновое взаимодействие, связанное с одной стороны, с функциональной активностью клеток соединительной ткани – фибробластов, миофибробластов, клеток эндотелия, а с другой – структурными компонентами соединительной ткани (коллагеновыми, эластическими, ретикулиновыми волокнами, протеогликанами, фибронектином, ламинином) и различными цитокинами. Роль каждого из указанных компонентов в развитии деформирующего коксартроза крайне важна для полноценного ремоделирования и васкуляризации костной и хрящевой ткани после повреждения. Морфологическая оценка сосудистого компонента и его локализации в костно-хрящевой ткани головки бедренной кости при деформирующем коксартрозе позволит прогнозировать результаты эндопротезирования или репротезирования суставов. Клинико-морфологических работ, посвященных изучению роли неоангиогенеза и особенностей васкуляризации костно-хрящевой ткани при деформирующем коксартрозе нам не встретилось.


Цель:В этой связи целью нашего исследования было изучение особенностей неоангиогенеза костно-хрящевой ткани головки бедренной кости у больных с деформирующим коксартрозом.

Материалы и методы: проведен анализ клинических данных от 30 больных. Опилы головки бедренной кости, фиксированные 10 % забуференным формалином, в течение 24 часов, декальцинированные в двухкомпонентном растворе Софти Дек Biovitrum с последующей автоматизированной изопропиловой проводкой в гистопроцессоре Miele (производство Италия). Кусочки тканей заливались в парафин, и после микротомии толщиной срезов не более 3 мкм на микротомах фирмы Leica, окрашивались гематоксилином-эозином, метенамином серебра, по Маллори, по Хочкиссу. Микроскопическое исследование выполнялось с помощью микроскопа фирмы Leica модель DM 1000 с цифровой фото-видеокамерой, разрешением не менее 8,5 мегапикселей с увеличением 200, 400.

Результаты: Изучение историй болезни и анамнеза заболевания позволило разделить всех больных на три группы в соответствии с возрастом. Первую группу составили пациенты в возрасте 28-43 года, вторую – в возрасте 57-65 лет, третью – в возрасте 66-86 лет. При этом во всех группах соотношение мужчин и женщин было 1:1. Обращало внимание преобладание средней возрастной группы по сравнению с другими группами. В анамнезе заболевания у больных в течение от одного года до 10 лет отмечался стойкий и прогрессирующий болевой синдром, плохо купирующийся лекарственными препаратами, что явилось показанием для выполнения эндопротезирования суставов. Больные связывали начало заболевания с травмой (3 наблюдения), в остальных случаях причина развития деформирующего коксартроза осталась невыясненной (идиопатической).

Изучение костно-хрящевой ткани головки бедренной кости при деформирующем коксартрозе позволило выявить следующие варианты неоангиогенеза: 1) хондральный; 2) субхондральный; 3) балочно-трабекулярный. В основе выделения данных вариантов неоангиогенеза лежал топографический принцип наличия новообразованных сосудов. При хондральном типе неоангиогенеза имелись «островки» сосудов микроциркуляторного русла, представленные преимущественно капиллярами, мелкими венулами, локализующиеся в хрящевой ткани, на границе с субхондральной зоной. Вокруг тонкостенных сосудов имелась рыхлая волокнистая соединительная ткань с небольшим количеством фибробластов с умеренным отеком стромы.



Субхондральный тип неоангиогенеза характеризовался преобладанием сосудов мелкого калибра (капилляры, венулы, артериолы) в субхондральной зоне, на границе с костными балками в виде мелких скоплений сосудов, нередко окруженных рыхлой волокнистой соединительной тканью с небольшим количеством фибробластов, коллагеновых и ретикулиновых волокон. Кроме того, со стороны хрящевой ткани отмечалось неравномерное накопление ШИК+ веществ (гликозаминогликанов) с очагами гиперплазии хондроцитов.

Балочно-трабекулярный вариант неоангиогенеза сопровождался наличием крупных скоплений сосудов различного калибра (капилляры, венулы, артериолы, артерии мышечного типа) в межтрабекулярной соединительной ткани, богатой фибробластами, коллагеновыми волокнами. Ретикулиновый каркас был слабо выражен, представлен отдельными сохранившимися участками. Вместе с тем, в межтрабекулярной соединительной ткани встречались скопления остеокластов, а в костных балках имелись признаки гиперплазии остеобластов. Такие изменения мы наблюдали как самостоятельно, так и в сочетании с участками некроза отдельных костных балок и межбалочной соединительной ткани.

Выводы: Проведенное морфогистохимическое исследование костно-хрящевой ткани головки бедренной кости при деформирующем коксартрозе позволило выявить особенности неоангиогенеза. Нами были выделены три варианта неоангиогенеза с учетом топографии: 1) хондральный; 2) субхондральный; 3) балочно-трабекулярный. Мы полагаем, что данные особенности неоваскуляризации костно-хрящевой ткани при деформирующем коксартрозе по-разному могут влиять на возможности репаративной регенерации и ремоделирования суставов. В случаях хондрального и субхондрального неоангиогенеза могут активизироваться зоны роста хрящевой ткани, о чем свидетельствует очаговая гиперплазия хондроцитов и неравномерное накопление гликозаминогликанов в межуточном веществе. По-видимому, балочно-межтрабекулярный вариант неоангиогенеза может способствовать формированию рыхлой и плотной соединительной ткани, богатой сосудами различного калибра, фибробластами, остеобластами, остеокластами, коллагеновыми волокнами
, что приводит к ремоделированию и грубой перестройке костной ткани. Полученные данные об особенностях неоангиогенеза костно-хрящевой ткани при деформирующем коксартрозе позволяют по-новому взглянуть на репаративный потенциал хрящевой и костной структур, что крайне важно при выборе сроков и тактики оперативного лечения, однако это требует дальнейшего изучения.