Файл: Компьютерные игры используются детьми разного возраста и поразному влияют на здоровье в зависимости от времени, места, продолжительности игр.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Компьютерные игры используются детьми разного возраста и по-разному влияют на здоровье в зависимости от времени, места, продолжительности игр. Недостаточное знание детей и их родителей о вреде и пользе компьютерных игр в настоящее время составляет большую проблему. Компьютерная зависимость несет опасность, напрямую связанную с личностными изменениями и соматическим состоянием пользователей.
Компьютерная зависимость – одна из серьезнейших проблем современности. С веком компьютерных технологий, удачно закрепившихся практически в каждой обывательской квартире, все чаще слышны разговоры о зависимости человека от компьютера.
О полезности или вредности компьютерных устройств и планшетов можно говорить и спорить бесконечно. Сколько людей, столько и мнений.И даже новый ФГОС определил, что школьники должны быть компетентными в области коммуникативных и информационных технологий. Упрощая монотонные процессы, компьютеры плотно прижились в нашей рабочей и обыденной жизни, став помощниками. Но не только.
Виртуальный мир и множество социальных обществ буквально проглатывают человека, отгораживая от реальности и окружающего мира. Заменяя общение с друзьями и близкими людьми вживую, техника становится искусственным молчаливым спутником для детей и подростков, оказывая влияние на психологическое состояние и формируя различные комплексы общения.
Активный рост компьютерных технологий в настоящее время накладывает отпечаток на воспитание личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, распространение компьютерных игр заполняют воспитательное пространство, в котором находятся дети. Чрезмерное увлечение работой за компьютером, может привести к так называемой компьютерной зависимости.
Компьютерную зависимость рассматривают как способ замены и сокращения всех видов деятельности просиживанием за техническим устройством. При этом признаком не является само по себе количество проведённого времени, а именно отказ от иных занятий и сосредоточение всех детских интересов только вокруг технологического устройства.
Для младших школьников более характерна игровая компьютерная зависимость: при отсутствии родительского контроля дети посвящают играм огромное количество драгоценных часов.
Развитие индустрии электронных и компьютерных игр ставит перед психологией множество вопросов о том, какое влияние они оказывают на человека и, особенно на развитие ребенка, можно ли эту деятельность назвать игрой, в каком отношении она стоит к традиционной сюжетно-ролевой игре. Мы прекрасно знаем, что в детстве игры занимают большую часть времени – и это нормально: на основе различных игр ребенок учится строить модели будущей взрослой жизни. Но когда игры, особенно компьютерные, вторгаются в жизнь людей, может сложиться обратная ситуация: виртуальность вытесняет жизненную реальность. В процессе этих игр теряется дух общения, творчества, обмена эмоциями. Наоборот, они приводят к замкнутости, порождают агрессивные и негативные эмоции. Человек в процессе компьютерной игры самоизолируется, и постепенно изменяется не только его отношение к игре, но и мировоззрение. Со временем рушатся моральные принципы, происходит самоотторжение играющего человека от общества.
Очень часто у детей младшего возраста под воздействием компьютерных игр формируется аддиктивное поведение, характеризующееся стремлением изменяя свое психическое состояние уйти от реальности. При этом ребенок перестает решать важные для себя проблемы и тормозит свое личностное развитие. Увлечение компьютером приводит к снижению интереса ребенка к игре обычными игрушками, он стремится «нырнуть» в виртуальный мир. Самыми опасными, но при этом и самыми интересными для детей считаются ролевые компьютерные игры, часто они формируют устойчивую психологическую зависимость, приводят к дезадаптации. Со временем школьник становится стеснительным, перестает интересоваться школой, сверстниками, реальной жизнью, замыкается в себе. У него ухудшается аппетит, повышается раздражительность, снижаются успеваемость и работоспособность. И если своевременно не помочь ребенку выбраться из этой пучины, то в дальнейшем может возникнуть серьезная психологическая проблема.
Исследования российских и зарубежных ученых показывают, что проблема раннего предупреждения игровой компьютерной зависимости актуальна. Организуемые профилактические работы должны быть ориентированы, как на саму личность младшего школьника, так и на три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семью, образовательное учреждение и досуговые общности, включая микросоциальное окружение ребенка. Посредством организации среды возможно защитить личность младшего школьника, предупредить формирование зависимостей, в том числе игровой компьютерной.
Таким образом, для целостного решения проблемы формирования здорового образа жизни учащихся, педагогам необходимо предпринимать своевременные меры по профилактике и предупреждению зависимости учащихся от компьютерных игр, начиная с младшего школьного возраста проводить активную работу по просвещению родителей учащихся, обеспечивая активное включение детей и их родителей в различные виды деятельности.
Цель: профилактика компьютерной и игровой зависимости среди детей, и сохранение здоровья при работе с компьютером.
Целевая группа: дети младшего школьного возраста.
Любой предмет нашей действительности может быть и полезным, и вредным – в зависимости от того, в чьих руках он находится, какую роль в жизни человека играет.
Положительные аспекты влияния компьютера на развитие человека
– расширяющиеся возможности обучения
– доступность большого количества информации в сети Интернет
Ребенок, который обучается считать или писать при помощи детской обучающей игры, получает все комментарии, подсказки и задания непосредственно от компьютера, а не вынужден ждать с вопросом, пока его родители освободятся. Опыт показывает, что дети дошкольного возраста с огромным удовольствием проходят повторно все стадии игры, которые им прежде не удавались, а совсем еще недавно успешно получились. Здесь отсутствует демонстрационный синдром, который может вызвать отторжение от предмета, боязнь его, поскольку ребенок отрабатывает сложную задачу раз за разом сам для себя. Именно благодаря этому знания, полученные от подобной программы, гораздо эффективней фиксируются в памяти.
Стремление ребенка или подростка быстрее перейти на следующий уровень заставляет его более плотно погружаться в исследуемый предмет, быстрее разбираться в решении поставленной задачи.
Помимо возможности более быстрого постижения нового, необходимо отметить и спектр доступной при обучении информации. Уже в детстве осознав, что Интернет – это неограниченный источник данных, ребенок или подросток начинают его исследовать. Процесс поиска в этом случае тоже является частью самообразования ребенка. Будучи завтрашним основным потребителем информации, он должен уметь в ней ориентироваться, ее находить и структурировать. Чтобы всего этого достичь, ему необходимо научится пользоваться поисковыми системами, понять тонкости формулировки ключевых слов для поиска и т.д.
Также именно благодаря доступности информации, ребенок может за короткий срок разрешить все некоторое время назад интересовавшие его вопросы. На базе разрешенных вопросов возникнут новые. Давая возможность ребенку познавать информационный мир подобным образом, родители подтолкнут его к самостоятельному получению дополнительного, внеклассного образования.
Негативные аспекты влияния компьютера на развитие человека:
– погружение человека в виртуальную реальность
– формирование аддикции (зависимости)
– столкновение с негативной информацией в глобальной сети
Еще более усилили подростковую компьютерную зависимость глобальные сети, где подросток играет уже не с компьютером, а с миллионами живых людей, которых он не идентифицирует за печатными текстами.
Компьютерного аддикта тянет в тот мир, который он создает или в котором участвует. Он один и может представляться кем угодно, никто (при желании) его не узнает. При возникновении сложностей или проблем он всегда может выключить компьютер и абстрагироваться от того мира, в котором он только что пребывал, что невозможно в реальном мире. Виртуальная реальность – это сказка, это отсутствие обязательств и проблем, это мир, в котором каждый может быть тем, кем он хочет, но кем не может быть в реальном мире.
Компьютерная зависимость – наиболее часто прослеживаемое психическое расстройство детей и подростков в обсуждаемой сфере. Последние годы под «компьютерной зависимостью» подразумевают реальное заболевание, которое требует понимания причины возникновения и нуждается в лечении.
В большей степени компьютерными аддиктами становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечениям. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточными для самоутверждения и для улучшения психического состояния.
Основными причинами компьютерной зависимости могут быть: недостаток внимания со стороны родителей, неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении, склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного, желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать, отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.
Виртуальный мир и множество социальных обществ буквально проглатывают человека, отгораживая от реальности и окружающего мира. Заменяя общение с друзьями и близкими людьми в живую, техника становится искусственным молчаливым спутником для детей и подростков, оказывая влияние на психологическое состояние и формируя различные комплексы общения.
Перечень направлений работы:
формирование мировоззрения за здоровый образ жизни как на уровне социума (школа), так и в микросреде (семья);
использование разнообразных методов и средств обучения (модульный принцип обучения);
совместная работа учителей, медицинских работников, психологов, (диагностика, медицинское исследование, формирование медицинских знаний у учащихся и их родителей);
Занятие
Цель: осознание проблемы игромании.
1. Упражнение «Мой девиз».
Цель: дать участникам возможность свободного самовыражения.
Каждый ребенок придумывает свой жизненный девиз (словосочетание или короткое предложение).
Рефлексия:
Всегда ли у вас получается поддерживать свой девиз?
Какой девиз других участников группы понравился?
Игровая пятиминутка: «Ты - мое зеркало»
Двое играющих садятся один напротив другого. Один совершает движения руками - поднимает, опускает, чешет за ухом и пр. Второй играет роль зеркала и повторяет все движения первого.
Он проигрывает, если сделает неправильное движение. После этого играющие меняются ролями.
2. Упражнение «Мой день»
Цель упражнения: выявление поведенческих стереотипов, эффективных и дезадаптивных поведенческих стратегий.
Каждый ребенок рассказывает распорядок своего обычного дня. Рефлексия:
Что вам нравится в вашем распорядке дня и распорядке других участников?
На что не хватает времени?
Как можно улучшить распорядок дня?
Игровая пятиминутка: выбирается знакомая всем участникам песня, и детям предлагается исполнить ее хором на языке животных.
промяукать;
промычать;
прокукарекать;
прокрякать;
прогавкать.
3. Упражнение «Жизнь в игре»