Файл: Теоретические аспекты обеспечения экономической безопасности Концепция национальной экономической безопасности России.rtf
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенности обеспечения экономической безопасности России
Для выявления проблем обеспечения безопасности в первую очередь, следует выделить те уровни, на которых рассматриваются данные проблемы.
К первому уровню относится глобальная экономическая безопасность. Для неё характерна уязвимость экономической системы РФ перед вызовами и угрозами глобальной экономики со стороны других стран по всему периметру границ. Данный уровень иногда ещё называют внешней или международной безопасностью. Однако термин «глобальная экономическая безопасность», на наш взгляд, наиболее точно отражает суть.
Ко второму уровню следует отнести региональную безопасность, включающую, в свою очередь, по мнению ряда специалистов, три-четыре условных пояса. Таким образом, следует выделить Южный, Западный, СевероКавказский, а также Дальневосточный пояса.
К третьему уровню следует отнести внутреннюю безопасность всех субъектов федерации, всех их элементов, хозяйственных организаций. То есть, другими словами, сюда относится в целом вся система вертикальных (центр, субъекты федерации, а также хозяйствующие субъекты) и горизонтальных связей.
Говоря о наиболее характерных особенностях национальной экономической безопасности России, следует отдельно отметить и тот факт, что при гораздо более высоких показателях, в сравнении, к примеру, с США, Европейским союзом, Китаем или Японией по размеру территории, природным богатствам, добыче газа, нефти, лесным ресурсам в РФ несоизмеримо меньший объем ВВП страны, а тем более показатель ВВП на душу населения.
Также стоит отметить, что у России по-прежнему остаются весьма скромными занимаемые позиции в экспорте конкурентоспособной продукции с высоким уровнем прибавочной стоимости, в первую очередь, обрабатывающих отраслей. Уровень качества жизни также заметно отстает от ряда развитых стран мира.
Можно с уверенностью утверждать, что огромная территория, чрезвычайно богатая природными ресурсами могла бы способствовать гораздо большую экономической отдаче, тем не менее, к сожалению, такого не происходит, не взирая на значительные финансовые резервы, которые были накоплены в последние годы.
Следующий вывод можно сделать следующий: в системе обеспечения внутренней безопасности искажены законы гармоничного развития, а также нарушены принципы справедливого распределения доходов, что порождает проблему имущественного расслоения.
Одной из наиболее злободневных проблем остается вопрос внедрения конкурентоспособных передовых технологий.
По оценке специалистов, в РФ наибольший потенциал принадлежит ресурсодобывающим отраслям. По отношению к последним обрабатывающие и перерабатывающие сектора терпят значительное отставание. Хотя заметный производственный прирост дают транспорт и связь, в то время как ключевой потребитель новаций - машиностроение - остается на прежнем, относительно низком уровне.
Профессор РАН Н. Комков настаивает на том, что конкурентоспособность экономики определяется новизной технологий и их превосходством на рынке по отношению к конкурентам. Несмотря на то, что в России темпы роста по отдельным видам продукции достигают 15-20 % в годовом исчислении, тем не менее, уровень их продаж на мировом рынке, к сожалению, очень низок и составляет около одного процента.
Как отмечено руководителем Российской инженерной академии Борисом Гусевым, технологический уровень экономики тесно завязан на двух основных факторах - инвестициях и инновациях. Ситуация такова, что если в РФ положение вещей в инвестиционной сфере постепенно улучшается, то доля инноваций в них достигает всего лишь 10 %. Таким образом, конкурентоспособные технологии, оборудование, станки и устройства, включая импортные, имеют таким же удельный весом в технологической базе страны.
Помимо прочих неурядиц, для РФ характерна также проблема продовольственной безопасности. Несмотря на то, что в России сосредоточено приблизительно 10% от всех мировых запасов сельскохозяйственных угодий, страна использует эти несметные богатства крайне неэффективно.
К примеру, доля страны в мировом сельскохозяйственном производстве не превышает и 1,34 %. Около 30% пахотных земель не используются, и, по сути, бесхозны. Таким образом, РФ, располагая 240 млн га сельскохозяйственных земель, производит лишь не более 62 % от всей потребности в продовольствии.
В то же время Европа, обладающая лишь, 100 млн га сельскохозяйственных угодий, полностью обеспечивает себя продовольствием. Япония, всего лишь с 5 млн га угодий, на 75% обеспечивает питанием 127 млн своего населения. Стоит подчеркнуть, что продовольственная зависимость России от импорта с каждым годом усугубляется, приближаясь к отметке 40%.
Следующей немаловажной проблемой экономической безопасности можно назвать сокращение количества и качества трудовых ресурсов. Согласно результатам исследования Академии государственной
службы и целой плеяды других научных организаций, к 2025 г. число трудоспособного населения в стране может сократиться на 17 млн человек, в то время как число граждан пенсионного возраста, наоборот, увеличится на 7 млн человек.
Прогнозы ООН также прогнозируют значительный демографический спад. Согласно их расчетам, к 2050 г. в РФ число трудоспособных граждан снизится на 42-43%, то есть, на 40 млн человек. Это, по сути, означает, что инновационный прорыв, заявленный в «Стратегии национальной безопасности до 2020 года» осуществлять будет некому.
Инновационный процесс должен стать прерогативой профессиональных инженеров. Для этого следует выбрать правильную стратегию инновационного развития страны, которая призвана будет дать импульс развитию всей экономической системы. На сегодняшний день, к сожалению, интеллектуальный компонент ни в одной отрасли экономики России не превышает 1 %, в то время как в развитых странах доля интеллектуального капитала в экономической системе достигает 25 %.
Такая ситуация не вызывает особого удивления, поскольку, уже на протяжении несколько лет в РФ регистрируются не более 20 тыс. патентов (из которых лишь около 5 % применяется в промышленности). К примеру, в СССР данный показатель ежегодно составлял около 200 тыс. авторских свидетельств.
Реализация Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, повышения уровня жизни населения, укрепления национальной обороны, обеспечения политической стабильности в обществе, правопорядка и государственной безопасности, повышения международного престижа и конкурентоспособности страны.
Заключение
Национальная экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности наряду с такими ее компонентами, как обеспечение обороноспособности страны, защита от экологических катастроф, поддержание стабильного мира в обществе, внутренних и внешних угроз.
Экономическая безопасность - это, в первую очередь, защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от различных, как внутренних, так и внешних угроз.
Можно выделить следующие основные угрозы экономической безопасности России:
ослабление научно-технического и технологического потенциала;
промышленный спад и дезинтеграция экономики;
невысокая деловая активность и инвестиционная привлекательность;
социальное неравенство и имущественное расслоение общества;
высокий уровень безработицы;
тенизация экономики;
традиционно высокий уровень коррупции;
значительные, постоянно растущие диспропорции социально-экономического развития различных регионов.
Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности РФ требует выявления и непрерывного мониторинга факторов, которые подрывают устойчивость социально-экономической системы государства.
Вопросам безопасности уделяется все большее внимание в российском обществе, причем как на высшем уровне, так и на уровне отдельных организаций и институтов. Представляется, что, в конечном счете, это приведет к заметному улучшению состояния национальной экономической безопасности.
Список использованных источников
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12 мая 2009 г., №537. - Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 10.11.09.
. Сенгачев В.К. Экономическая безопасность России. 2012 г.
. Алмаев М.Х. Сущность и угрозы экономической безопасности // Власть. 2012 г.
. Загашвили В. Национальная экономическая безопасность // Общественные науки и современность. 2012 г.
. Богомолов В.А. Экономическая безопасность 2010 г.
. Дронов Р. Подходы к обеспечению экономической безопасности // Экономист. 2011 г.
. Бурцев В.В. Проблемы государственной экономической безопасности // Финансы. 2011 г.
. Экономическая безопасность России // Социально-гуманитарные знания. 2012 г.