Файл: интеллекткарта как средство формирования читательской грамотности на уроках истории.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 306
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»
Автор: учитель истории и обществознания МКОУ «Дворцовская основная Общеобразовательная школа» Лоренц Лариса Бенновна
2022 г.
Оглавление
Обоснование необходимости проекта 3
Цель и задачи проекта 4
Описание проекта 5
Этапы реализации проекта 11
Результаты реализации проекта 12
Список литературы… 14
Приложения… 15
Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии.
Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение
Д.С.Лихачев.
«Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать
прочитанное – вот в чем главное»
К.Д. Ушинский
Обоснование необходимости проекта
Современный мир – это сплошной поток информации, в котором непросто ориентироваться взрослому человеку. А ребенку? Как справляться с потоком информации? Где искать рациональное зерно? Как эффективно обрабатывать информацию?
Развитие общества подразумевает увеличение с каждым годом количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки, поэтому одной из основных задач современной школы встала разработка новых подходов к обучению
чтению. Умение читать сейчас уже не считается способностью, приобретенной в начальной школе. В настоящее время умение читать – это не просто овладение техникой чтения, но и постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений. Возникает необходимость учиться всю жизнь, возрастает значение непрерывного образования, т.к. человеку в быстроменяющемся мире, возможно, придется в течение жизни сменить несколько видов деятельности. Для успешного самообразования необходимо у школьников сформировать ключевые компетенции, одной из которых является читательская грамотность.
В то же время во всем мире наблюдается падение интереса к чтению, а это приводит к дефициту знаний, что в дальнейшем препятствует развитию человечества. Кризис читательской культуры наглядно показывают международные исследования образовательных достижений учащихся, в которых анализировалась читательская грамотность школьников-подростков. Одним из наиболее известных международных оценочных исследований является Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (Program for International Student Assessment – PISA). Показатели России в международном рейтинге стран, ученики которых проходили тестирование PISA, из года в год остаются невысокими.1
1https://rosuchebnik.ru/material/issledovaniya-pisa-2018-v-rossii/
Места
России в исследовании PISA (читательская грамотность)2
2000 | 2003 | 2006 | 2009 | 2012 | 2015 | 2018 |
27−29 из 32 | 32−34 из 40 | 37−40 из 57 | 41−43 из 65 | 38–42 из 65 | 19−30 из 70 | 26–36 из 70 |
Поэтому не случайно формирование читательской грамотности стало одной из национальных задач развития российского образования на 2020 – 2030 гг.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности и участвовать в социальной жизни.
Каждый год, когда ко мне приходят пятиклассники, я сталкиваюсь с одинаковой проблемой: низкая скорость чтения, непонимание смысла прочитанного, затруднения в кратком пересказе, ошибки по причине непонимания формулировки задания. Также обращает внимание тот факт, что нежелание читать параграфы вызвано не отрицанием чтения, а неумением понять текст. Поэтому стала искать такие методические методы и приемы, которые бы помогли ученикам читать с интересом. Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.
Цель и задачи проекта
А какие педагогические средства использовать для развития осознанного интереса к чтению и формирования читательской грамотности?
В поисках ответа на этот вопрос была изучена научная и методическая литература по способам формирования смыслового чтения. В настоящее время разработано множество методик, приёмов, которыми пользуются педагоги. На уроках истории учащимся необходимо владеть большим объемом исторической информации, знать досконально понятийный аппарат, уметь критически анализировать исторические документы, сформулировать свое суждение о важнейших исторических событиях, деятелях, знать историографию вопроса. Сплошной текст учебника, логические списки и пошаговые алгоритмы действий — все это помогает ученикам среднего звена приобрести новые знания, но не вызывает особого энтузиазма. Дети теряют интерес к чтению сплошного текста и успеваемость падает. Буквы, слова и абзацы сливаются воедино, и взгляду не за что зацепиться. Поэтому нет системы знаний, а вместе с ней и понимания истории.
2Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотностиPISA‒2018 и их интерпретация / Адамович К. А., Капуза А. В., Захаров А. Б.,Фрумин И. Д.; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2019 — 28 с. —200 экз. — (Факты
образования № 2(25)).
И здесь как раз выручают интеллект - карты, обладающие уникальной особенностью: они позволяют сворачивать объемную информацию, не теряя при этом её элементов. А свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. Интеллект-карты помогают собрать материал на одной информационной панели, увидеть общее, сфокусироваться на деталях.3
Цель педагогического проекта – показать эффективность использования метода интеллект – карт (карты мыслей) для формирования читательской компетентности обучающихся на уроках истории.
Задачи:
-
Изучение литературы по данному вопросу. -
Выявление и обоснование целесообразности использования интеллект – карт по формированию функциональной грамотности чтения.
Участники проекта – обучающиеся 5 – 9 классов.
Характер проекта: практико-ориентированный
Проект реализован в три этапа: информационно-аналитический, практический и контрольно-аналитический.