ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 345
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| ||||
| ||||
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ (ЧАСТЬ 1/2) | ||||
| ||||
Группа | ||||
Студент | | | ||
| | | ||
| | |
МОСКВА 2022
Практическое занятие №1 по теме №3
Задание: 5 (заполнить таблицу).
Ответ:
Единица уровня | Функции единицы | Уровень, подуровни | Межуровневые в языке и речи единицы | Раздел языкознания |
Фонема – наименьшая звуковая единица языка. | Смыслоразличительную; Строительную | Фонемный; уровень суперсегментных фонетическихединиц. | Звук – конкретный представитель фонемы в слове. | Фонетика и фонологиия. |
Морфема – наименьшая значимая единица языка. | Словообразующую, формообразующую, строительную, семитологическую(обобщающую). | Морфемный; словообразовательный уровень единиц (слог, ударение, интонация. | Морф; Корень, аффиксы, суффикс, интерфикс, окончание. | Морфемика и словообразование. |
Лексемы. | Номинативную, строительную, семитологическую. | Лексический. | Лекс, формы одного слова (словоформа). | Лексикология. |
Формы и классы слов. | Номинативную. | Морфологический. | Части речи. | Морфология. |
Предложение, словосочетание. | Коммуникативную, семитологическую, строительную. | Синтаксический. | Слова. | Синтаксис. |
Практическое занятие по темам 6, 7
Задание: 7. Составьте словарь студенческой коммуникации.
Ответ:
абитура или первокур – студент первого курса;
адма – административное право;
айтишник – человек хорошо разбирающийся в компьютерных программах;
аляска – задние ряды в аудитории;
база – главный корпус учебного заведения;
банан – неудовлетворительная оценка;
бацилла – паразитология;
бачок – бакалавр;
бомба, шпора – шпаргалка;
бомбить – заранее готовить письменные ответы на экзаменационные вопросы;
ботан– от школьного «ботаник»,
ботанировать – изучать;
ботва – ботаника;
ветеран, мамонт – студент, вернувшийся к повторному обучению или самый старший по возрасту среди однокурсников;
вышка – высшая математика;
джунгли – плохо поддающийся усвоению предмет;
дракон (мастачка) – куратор;
журфакер – студент факультета журналистики;
забить на пару– прогулять занятие;
загон, амбар – аудитория;
залипнуть - постоянно находится в одном месте;
замутить – организовать что-то, но также может использоваться как начать отношения с кем-либо;
заруба – зарубежная литература;
зачетка –зачетная книжка;
индус– индустриальный университет;
кафа – кафедра;
кирпич– учебник большого размера;
колобок, колоша – коллоквиум;
кошель, (лопата, лопатник) – кошелек, бумажник;
лаба – лабораторная работа;
линейка – линейная алгебра;
маг – магистр;
матан, матанал – математический анализ;
моросить, тормозить – не понимать объяснения, не проявлять ответную реакцию;
навоз – почвоведение;
начерталка – начертательная геометрия;
общага – общежитие;
отжигать – весело проводить время;
палево, спалиться – раскрыться, сделать тайное явным;
первокур, козер – студент-первокурсник;
препод – преподаватель;
реклама – расписание занятий;
секарь, шар – студент, прекрасно разбирающийся в предмете, отличник;
сохнуть – быть влюблённым;
стебать от слова стёб – подшучивать над кем-то;
стипуха, степа – стипендия;
студняк, студак, (тикет, ксива) – студенческий билет;
термех – теоретическая механика;
террорфиз – теоретическая физика;
технарь – человек, который склонен к техническим наукам;
топовый – означает что-то сильно раскрученное или последней модели;
уголовка – уголовное право;
универ – общий термин для всех факультетов;
халявщик – студент, использующий чужой труд;
хвост, завал – задолженность;
ядерка – ядерная физика;
языкоз – языкознание.
Примеры новых студенческих жаргонизмов
bro (бро) – с английского, сокращенное написание со слова "brother", т.е. брат;
вайн (англ. vine) - это видеоролики длинной 6 секунд, чаще всего с юмористическим уклоном;
воркаут – street workout/стрит воркаут - одно из видов уличных течений, которое включает в себя массовые занятия спортом;
джобать, вджобывать (от англ. job) – работать;
дринкач - это синоним русского слова алкаш;
лав стори (от англ. lоvе stоrу) – любовная история;
лайк (от англ. like) – нравиться;
лузер (от англ. loser) – неудачник;
пикап (от англ. pick up) - это искусство заводить знакомства;
пипл (от англ. people) – люди;
прайсовый (от англ. price) – дорогой;
релаксить (от англ. relax) – отдыхать.
фид-бэк (от англ. feedback) – обратная связь;
фрик, фрикушник, фрикнутый (от англ. freak) – чудак, урод;
хедлайнер (от англ. headliner) – главный гость на мероприятии;
хэпибёздник (от англ. happybirthday) – день рождения, отхэпибёздить – поздравить с днем рождения;
чек-ин (от англ. check-in) – регистрация;
чек или чекнуть происходят он английского check, что означает проверить или посмотреть;
чил или чилить от английского chill, что означает развлекаться, отдыхать;
эпик - что-то очень масштабное, крупное. чаще всего употребляется вместе со словом fail, что означает великая неудача;
Задание: 8. Охарактеризуйте студенческий сленг, приведите примеры.
Ответ:
Сленг – экспрессивная, эмоционально-оценочная лексика разговорного стиля, включающая новые слова или старые с новым значением, вышедшие из разных источников (профессиональных, корпоративных или иных социальных групп), которые стали общеизвестны и общеупотребительны (общий сленг) или имеют ярко выраженную связь с определёнными социальными группами.
В современном русском языке выделяют молодежный жаргон
, или сленг (от англ.slang- слова и выражения, употребляемые людьми определенных профессий или возрастных групп). В «Словаре современного молодежного жаргона» Грачева М.А.под молодежным сленгом понимается «социальный диалект людей в возрасте 13-30 лет, возникший из противопоставления себя не столько старшему поколению, сколько официальной системе. Бытует в среде городской учащейся молодежи и отдельных закрытых групп».
В «Философском энциклопедическом словаре» под редакцией С.М.Ковалева даны следующие определения данного понятия:
-
Речь социально или профессионально обособленной группы в противоположность литературному языку; -
Вариант разговорной речи (в том числе экспрессивно окрашенные элементы этой речи), не совпадающие с нормой литературного языка.
Таким образом, сленг можно рассматривать как жаргонную лексику, употребляемую представителями определенных профессий или возрастных групп, а также как разновидность разговорной речи, оцениваемую обществом как подчеркнуто неофициальную (бытовую, фамильярную, доверительную).
Выявление особенностей студенческого жаргона, безусловно, считается актуальным, потому что в речи молодежи он занимает особое место, его лексический состав подвергается быстрым изменениям, отражающим все изменения, происходящие в современном обществе.
Студенческий жаргон – своеобразный язык. Основными причинами употребления жаргона в речи следует отметить: а) достижение определенного социального статуса в группе на основе принятия ее ценностей; б) этическое наслаждение; в) демонстрация интеллекта; г) стремление к образности и живости речи; д) привлечение внимания; е) обогащение языка путем придания лексической конкретности некоторым явлениям и предметам; ж) ориентирование на определенную группу; з) конспиративная функция; и) создание собственной речевой маски и др. Общими для всех студентов являются такие слова, как: универ, пара, зачетка, окно, препод, общага, хвост и др. Одной из характерных особенностей современной молодежной речи, в том числе и студенческого сленга (жаргона), является употребление англицизмов. Огромное количество слов, заимствованных из английского языка, появляется в лексическом составе русского языка путем транслитерации, кальки, словообразования и в результате языковой игры. Эти новообразования, адаптируясь к словообразовательным нормам русского языка, могут давать многочисленные дериваты. Например, фифти-фифти (от англ. fiftу-fiftу) – 50 на 50; респект (от англ. respect) – уважение; чейндж (от англ. change) – обмен;
Студенческий жаргон представляет собой интереснейший лингвистический феномен, изучение которого вызывает огромный интерес. В нем, как части языка молодежи, отражаются все языковые тенденции, характеризующие изменения, происходящие в современном обществе.