Файл: Биология это система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой, биология изучает все аспекты жизни, в частности Структура Функционирование Рост Происхождение Эволюцию Распределение живых организмов н.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
:
Считается, что общим предком для всех подотрядов приматов было животное РnrgAtorius, жившее в конце Мелового периода около 70 млн. л. назад.
Дриопитеки:
Это ранние человекообразные обезьяны. Группы этих обезьян лазали по дубам и субтропическим деревьям и раскачивались на их ветвях, питались плодами, поскольку их коренные зубы, покрытые тонким слоем эмали, не были приспособлены для пережевывания грубой пищи.
Австралопитеки:
Жили около 5 млн. лет назад в саванне, двуногие;
Питались мясом, зубы сходны с зубами человека;
Масса тела 36-55 кг, рост 120-150 см;
Масса головного мозга (550 г) – между таковым человека и человекообразных обезьян;
Использовали предметы природы в качестве орудий труда.
Человек умелый:
Жили около 1,5-2 млн. лет назад;
рост 1,5 м,
масса около 50 кг кг.
Мозг до 650 см3
Создавал жилища. Изготавливали простейшие орудия труда
Человек прямоходящий:
Жили около 1,6 млн лет-200 тыс лет назад; рост 1,5 м, масса около 50 кг кг. Мозг до 650 см3
Создавал жилища. Изготавливали орудия труда и одежду. Использовал огонь. Речь еще не развита
Неандертальцы:
Рост 165-170см, масса до 70 кг;
Мозг до 1700 см3;
Массивные зубы и кости;
Крупная голова
Жили 70-30 тыс лет назад;
Жили в жилищах;
Разводили огонь;
Шили одежду из шкур животных;
Хоронили умерших.
Кроманьонцы:
Рост 170 см, масса около 70 кг;
Высокий лоб, прямая лицевая часть;
Мозг до 1400 см3;
Звуки четче и разнообразнее;
Жили в жилищах (пещеры, шалаши);
Разнообразные орудия труда из камня и костей животных;
Зачатки искусства: музыка, живопись, резьба по кости.
Люди современного типа:
Рост 170-180 см;
Строили хижины из стволов деревьев, мамонтовых костей, каменных плит;
Совершенные орудия труда;
Объем мозга до 1600
Места обитания – Африка, Азия, Европа, Америка, Австралия;
Образ жизни: настоящая речь, приручение животных, начало земледелия, искусство, зачатки религии.
62. Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.
Ответ: Человеческие расы – это большие группы людей, отличающиеся некоторыми физическими признаками.
Европеоидная раса:
Представители - коренное население Европы, Южной Азии.
Признаки – Светлая, иногда смуглая кожа; узкое лицо ; узкий выступающий нос; тонкие или средние губы ; мягкие, прямые или волнистые волосы ; цвет глаз варьируется от голубого до черного.
Монголоидная раса:
Представители – коренное население Центральной и Восточной Азии, Индонезии и Сибири.
Признаки – Темная кожа с желтоватым оттенком; уплощенное широкое лицо; уплощенный нос; черные, жесткие волосы; глаза узкие; средние по толщине губы.
Негроидная раса:
Представители – коренное население центральной и южной Африки, Австралии.
Признаки – темный цвет кожи; широкий нос; курчавые, черные волосы; широко открытые карие глаза; толстые губы.
О биологическом единстве человеческих рас свидетельствуют:
1. Отсутствие генетической изоляции и неограниченные возможности с образованием плодовитого потомства;
2. Равноценность рас в биологическом и психологическом отношении.
3. Наличие переходных рас между большими расами, совмещающими признаки двух соседних.
4. Локализация на втором пальце кожных узоров типа дуг.
Критика расизма:
Идеология расизма не имеет оправдания, т.к. никаких существенных отличий между представителями рас нет.
Основы экологии
63. Экология (определение, задачи, значение).
Ответ: Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой.
Задачи:
- изучение воздействий окружающей среды на организмы, популяции, сообщества, экосистемы, виды.
- изучение взаимодействий живых организмов друг с другом.
- изучение структуры популяций и механизмов определения численности.
- изучение закономерностей функционирования экосистем.
- изучение влияния экологических факторов на человека и воздействие человека на другие организмы, популяции, сообщества, экосистемы, виды.
Значение: Благодаря экологии мы понимаем, что важно использовать природные ресурсы с умом, беспокоиться об окружающей среде, сохранять природу. К тому же, экология позволяет избежать неприятностей, благодаря прогнозированию воздействия деятельности человека на окружающий мир.
64. Экосистемы. Видовая и пространственная структура экосистем.
Ответ: Экосистемы – это совокупность совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и образующих систему взаимообусловленных биотических и абиотических явлений и процессов. Пример: экосистема пруда.
Видовая структура – разнообразие видов, соотношение численности и биомассы входящих в него популяций.
Пространственная структура – проявляется в закономерном размещении разных видов друг относительно друга в пространстве.
65. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.
Ответ: Пищевые связи - ряд взаимосвязей между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов), при которых происходит перенос вещества и энергии путём поедания одних особей другими.
Круговорот веществ:
Останки животных и растений разлагаются при помощи микроорганизмов (грибов и бактерий), при этом органические вещества превращаются в неорганические. С помощью воды эти вещества вновь попадают из почвы в растения. Таким образом происходит биологический круговорот вещества и энергии в биосфере.
Превращение энергии в экосистемах:
Это единственный процесс на Земле, в ходе которого накопление и превращение энергии простых неорганических веществ в энергию химических связей органических веществ обеспечивается поглощением энергии естественного источника лучистой энергии — Солнца.
66. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.
Ответ: Конкуренция – взаимоотношение соревнования между особями одного вида или популяциями разных видов за жизненные ресурсы.
Симбиоз – это взаимовыгодное сосуществование двух или нескольких организмов.
Хищничество – форма взаимоотношения, которая заключается в прямом уничтожении хищником жертвы.
Паразитизм – форма взаимоотношений, при которой один организм использует другой организм как среду обитания или источник питания
67. Учение В.И.Вернадского о биосфере.
Ответ: Биосфера – “область существования живого вещества”, которая включает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу - до максимальных глубин, верхнюю часть литосферы.
Вернадский отмечал, что вещество биосферы состоит из разнообразных частей, геологически не случайных:
1) живого вещества, образованного совокупностью организмов;
2) биогенного вещества (уголь, нефть и др.), созданного и переработанного в процессе жизнедеятельности организмов, представляющего собой источник мощной потенциальной энергии;
3) косного вещества, образованного без участия живых организмов (продукты тектонической деятельности, метеориты);
4) биокосного вещества, образованного одновременно косными процессами и живыми организмами (почвы, природные воды), представляющего значительную биохимическую энергию в биосфере.
68. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.
Ответ: Круговорот углерода:
Круговорот углерода начинается с процесса фотосинтеза, в результате которого углерод углекислого газа превращается в глюкозу, из которой в дальнейшем образуются все остальные вещества, входящие в состав живых организмов. Растения поедаются животными, в результате углерод перемещается в тела консументов. В процессе дыхания они выделяют углерод в форме углекислого газа, т. е. круг замыкается. Мертвые тела животных и растений и продукты их выделения служат пищей для редуцентов, которые завершают цикл, окисляя всю органику до углекислого газа.
Круговорот азота:
Почвенные бактерии окисляют аммоний в нитриты, а затем в нитраты. В почву в конечном счете попадают азотистые продукты обмена животных, которые также окисляются микроорганизмами. Нитраты и аммоний из почвы поглощается корнями растений. В растения происходит восстановление нитратов до аммония, который включается в аминокислоты и белки. Они служат пищей животным, которые частично используют их для создания собственных белков, а частично окисляются с образованием аммиака, мочевины, мочевой кислоты (в зависимости от группы животных), которые выводятся в окружающую среду. Часть аммония в почве определенной группой бактерий окисляется до N2.
69. Влияние деятельности человека на биосферу
Ответ: - Перед человечеством возник целый ряд глобальных экологических проблем:
- загрязнение воздуха (из-за промышленности, транспорта и т.д.);
- глобальное потепление (из-за выброса углекислого газа в атмосферу);
- разрушение озонового слоя;
- загрязнение мирового океана;
- опустынивание (из-за вырубки лесов, глобальных изменений климата и т.д.);
- уменьшение биоразнообразия (вырубка лесов, браконьерство и т.д.);
- ухудшение качества почвы (засоление, неправильное орошение и осушение и т.д.);
- истощение природных ресурсов;
- перенаселение.
70. Бионика
Ответ: Бионика – это наука, занимающаяся изучением строения живых организмов для создания новых приборов и механизмов.
Различают:
- биологическую бионику – процессы, происходящие в биол. системах;
- теоретическую бионику – строит математические модели процессов
;
- техническую бионику – решение инженерных задач.
Считается, что общим предком для всех подотрядов приматов было животное РnrgAtorius, жившее в конце Мелового периода около 70 млн. л. назад.
Дриопитеки:
Это ранние человекообразные обезьяны. Группы этих обезьян лазали по дубам и субтропическим деревьям и раскачивались на их ветвях, питались плодами, поскольку их коренные зубы, покрытые тонким слоем эмали, не были приспособлены для пережевывания грубой пищи.
Австралопитеки:
Жили около 5 млн. лет назад в саванне, двуногие;
Питались мясом, зубы сходны с зубами человека;
Масса тела 36-55 кг, рост 120-150 см;
Масса головного мозга (550 г) – между таковым человека и человекообразных обезьян;
Использовали предметы природы в качестве орудий труда.
Человек умелый:
Жили около 1,5-2 млн. лет назад;
рост 1,5 м,
масса около 50 кг кг.
Мозг до 650 см3
Создавал жилища. Изготавливали простейшие орудия труда
Человек прямоходящий:
Жили около 1,6 млн лет-200 тыс лет назад; рост 1,5 м, масса около 50 кг кг. Мозг до 650 см3
Создавал жилища. Изготавливали орудия труда и одежду. Использовал огонь. Речь еще не развита
Неандертальцы:
Рост 165-170см, масса до 70 кг;
Мозг до 1700 см3;
Массивные зубы и кости;
Крупная голова
Жили 70-30 тыс лет назад;
Жили в жилищах;
Разводили огонь;
Шили одежду из шкур животных;
Хоронили умерших.
Кроманьонцы:
Рост 170 см, масса около 70 кг;
Высокий лоб, прямая лицевая часть;
Мозг до 1400 см3;
Звуки четче и разнообразнее;
Жили в жилищах (пещеры, шалаши);
Разнообразные орудия труда из камня и костей животных;
Зачатки искусства: музыка, живопись, резьба по кости.
Люди современного типа:
Рост 170-180 см;
Строили хижины из стволов деревьев, мамонтовых костей, каменных плит;
Совершенные орудия труда;
Объем мозга до 1600
Места обитания – Африка, Азия, Европа, Америка, Австралия;
Образ жизни: настоящая речь, приручение животных, начало земледелия, искусство, зачатки религии.
62. Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.
Ответ: Человеческие расы – это большие группы людей, отличающиеся некоторыми физическими признаками.
Европеоидная раса:
Представители - коренное население Европы, Южной Азии.
Признаки – Светлая, иногда смуглая кожа; узкое лицо ; узкий выступающий нос; тонкие или средние губы ; мягкие, прямые или волнистые волосы ; цвет глаз варьируется от голубого до черного.
Монголоидная раса:
Представители – коренное население Центральной и Восточной Азии, Индонезии и Сибири.
Признаки – Темная кожа с желтоватым оттенком; уплощенное широкое лицо; уплощенный нос; черные, жесткие волосы; глаза узкие; средние по толщине губы.
Негроидная раса:
Представители – коренное население центральной и южной Африки, Австралии.
Признаки – темный цвет кожи; широкий нос; курчавые, черные волосы; широко открытые карие глаза; толстые губы.
О биологическом единстве человеческих рас свидетельствуют:
1. Отсутствие генетической изоляции и неограниченные возможности с образованием плодовитого потомства;
2. Равноценность рас в биологическом и психологическом отношении.
3. Наличие переходных рас между большими расами, совмещающими признаки двух соседних.
4. Локализация на втором пальце кожных узоров типа дуг.
Критика расизма:
Идеология расизма не имеет оправдания, т.к. никаких существенных отличий между представителями рас нет.
Основы экологии
63. Экология (определение, задачи, значение).
Ответ: Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой.
Задачи:
- изучение воздействий окружающей среды на организмы, популяции, сообщества, экосистемы, виды.
- изучение взаимодействий живых организмов друг с другом.
- изучение структуры популяций и механизмов определения численности.
- изучение закономерностей функционирования экосистем.
- изучение влияния экологических факторов на человека и воздействие человека на другие организмы, популяции, сообщества, экосистемы, виды.
Значение: Благодаря экологии мы понимаем, что важно использовать природные ресурсы с умом, беспокоиться об окружающей среде, сохранять природу. К тому же, экология позволяет избежать неприятностей, благодаря прогнозированию воздействия деятельности человека на окружающий мир.
64. Экосистемы. Видовая и пространственная структура экосистем.
Ответ: Экосистемы – это совокупность совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и образующих систему взаимообусловленных биотических и абиотических явлений и процессов. Пример: экосистема пруда.
Видовая структура – разнообразие видов, соотношение численности и биомассы входящих в него популяций.
Пространственная структура – проявляется в закономерном размещении разных видов друг относительно друга в пространстве.
65. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.
Ответ: Пищевые связи - ряд взаимосвязей между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов), при которых происходит перенос вещества и энергии путём поедания одних особей другими.
Круговорот веществ:
Останки животных и растений разлагаются при помощи микроорганизмов (грибов и бактерий), при этом органические вещества превращаются в неорганические. С помощью воды эти вещества вновь попадают из почвы в растения. Таким образом происходит биологический круговорот вещества и энергии в биосфере.
Превращение энергии в экосистемах:
Это единственный процесс на Земле, в ходе которого накопление и превращение энергии простых неорганических веществ в энергию химических связей органических веществ обеспечивается поглощением энергии естественного источника лучистой энергии — Солнца.
66. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.
Ответ: Конкуренция – взаимоотношение соревнования между особями одного вида или популяциями разных видов за жизненные ресурсы.
Симбиоз – это взаимовыгодное сосуществование двух или нескольких организмов.
Хищничество – форма взаимоотношения, которая заключается в прямом уничтожении хищником жертвы.
Паразитизм – форма взаимоотношений, при которой один организм использует другой организм как среду обитания или источник питания
67. Учение В.И.Вернадского о биосфере.
Ответ: Биосфера – “область существования живого вещества”, которая включает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу - до максимальных глубин, верхнюю часть литосферы.
Вернадский отмечал, что вещество биосферы состоит из разнообразных частей, геологически не случайных:
1) живого вещества, образованного совокупностью организмов;
2) биогенного вещества (уголь, нефть и др.), созданного и переработанного в процессе жизнедеятельности организмов, представляющего собой источник мощной потенциальной энергии;
3) косного вещества, образованного без участия живых организмов (продукты тектонической деятельности, метеориты);
4) биокосного вещества, образованного одновременно косными процессами и живыми организмами (почвы, природные воды), представляющего значительную биохимическую энергию в биосфере.
68. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.
Ответ: Круговорот углерода:
Круговорот углерода начинается с процесса фотосинтеза, в результате которого углерод углекислого газа превращается в глюкозу, из которой в дальнейшем образуются все остальные вещества, входящие в состав живых организмов. Растения поедаются животными, в результате углерод перемещается в тела консументов. В процессе дыхания они выделяют углерод в форме углекислого газа, т. е. круг замыкается. Мертвые тела животных и растений и продукты их выделения служат пищей для редуцентов, которые завершают цикл, окисляя всю органику до углекислого газа.
Круговорот азота:
Почвенные бактерии окисляют аммоний в нитриты, а затем в нитраты. В почву в конечном счете попадают азотистые продукты обмена животных, которые также окисляются микроорганизмами. Нитраты и аммоний из почвы поглощается корнями растений. В растения происходит восстановление нитратов до аммония, который включается в аминокислоты и белки. Они служат пищей животным, которые частично используют их для создания собственных белков, а частично окисляются с образованием аммиака, мочевины, мочевой кислоты (в зависимости от группы животных), которые выводятся в окружающую среду. Часть аммония в почве определенной группой бактерий окисляется до N2.
69. Влияние деятельности человека на биосферу
Ответ: - Перед человечеством возник целый ряд глобальных экологических проблем:
- загрязнение воздуха (из-за промышленности, транспорта и т.д.);
- глобальное потепление (из-за выброса углекислого газа в атмосферу);
- разрушение озонового слоя;
- загрязнение мирового океана;
- опустынивание (из-за вырубки лесов, глобальных изменений климата и т.д.);
- уменьшение биоразнообразия (вырубка лесов, браконьерство и т.д.);
- ухудшение качества почвы (засоление, неправильное орошение и осушение и т.д.);
- истощение природных ресурсов;
- перенаселение.
70. Бионика
Ответ: Бионика – это наука, занимающаяся изучением строения живых организмов для создания новых приборов и механизмов.
Различают:
- биологическую бионику – процессы, происходящие в биол. системах;
- теоретическую бионику – строит математические модели процессов
;
- техническую бионику – решение инженерных задач.