Файл: Биология это система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой, биология изучает все аспекты жизни, в частности Структура Функционирование Рост Происхождение Эволюцию Распределение живых организмов н.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
:

Считается, что общим предком для всех подотрядов приматов было животное РnrgAtorius, жившее в конце Мелового периода около 70 млн. л. назад.

Дриопитеки:

Это ранние человекообразные обезьяны. Группы этих обезьян лазали по дубам и субтропическим деревьям и раскачивались на их ветвях, питались плодами, поскольку их коренные зубы, покрытые тонким слоем эмали, не были приспособлены для пережевывания грубой пищи.

Австралопитеки:

Жили около 5 млн. лет назад в саванне, двуногие;

Питались мясом, зубы сходны с зубами человека;

Масса тела 36-55 кг, рост 120-150 см;

Масса головного мозга (550 г) – между таковым человека и человекообразных обезьян;

Использовали предметы природы в качестве орудий труда.

Человек умелый:

Жили около 1,5-2 млн. лет назад;

рост 1,5 м,

масса около 50 кг кг.

Мозг до 650 см3

Создавал жилища. Изготавливали простейшие орудия труда

Человек прямоходящий:

Жили около 1,6 млн лет-200 тыс лет назад; рост 1,5 м, масса около 50 кг кг. Мозг до 650 см3

Создавал жилища. Изготавливали орудия труда и одежду. Использовал огонь. Речь еще не развита

Неандертальцы:

Рост 165-170см, масса до 70 кг;

Мозг до 1700 см3;

Массивные зубы и кости;

Крупная голова

Жили 70-30 тыс лет назад;

Жили в жилищах;

Разводили огонь;

Шили одежду из шкур животных;

Хоронили умерших.

Кроманьонцы:

Рост 170 см, масса около 70 кг;

Высокий лоб, прямая лицевая часть;

Мозг до 1400 см3;

Звуки четче и разнообразнее;

Жили в жилищах (пещеры, шалаши);

Разнообразные орудия труда из камня и костей животных;

Зачатки искусства: музыка, живопись, резьба по кости.

Люди современного типа:

Рост 170-180 см;

Строили хижины из стволов деревьев, мамонтовых костей, каменных плит;

Совершенные орудия труда;

Объем мозга до 1600

Места обитания – Африка, Азия, Европа, Америка, Австралия;

Образ жизни: настоящая речь, приручение животных, начало земледелия, искусство, зачатки религии.

62. Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.

Ответ: Человеческие расы – это большие группы людей, отличающиеся некоторыми физическими признаками.

Европеоидная раса:

Представители - коренное население Европы, Южной Азии.

Признаки – Светлая, иногда смуглая кожа; узкое лицо ; узкий выступающий нос; тонкие или средние губы ; мягкие, прямые или волнистые волосы ; цвет глаз варьируется от голубого до черного.


Монголоидная раса:

Представители – коренное население Центральной и Восточной Азии, Индонезии и Сибири.

Признаки – Темная кожа с желтоватым оттенком; уплощенное широкое лицо; уплощенный нос; черные, жесткие волосы; глаза узкие; средние по толщине губы.

Негроидная раса:

Представители – коренное население центральной и южной Африки, Австралии.

Признаки – темный цвет кожи; широкий нос; курчавые, черные волосы; широко открытые карие глаза; толстые губы.

О биологическом единстве человеческих рас свидетельствуют:

1. Отсутствие генетической изоляции и неограниченные возможности с образованием плодовитого потомства;

2. Равноценность рас в биологическом и психологическом отношении.

3. Наличие переходных рас между большими расами, совмещающими признаки двух соседних.

4. Локализация на втором пальце кожных узоров типа дуг.

Критика расизма:

Идеология расизма не имеет оправдания, т.к. никаких существенных отличий между представителями рас нет.

Основы экологии

63. Экология (определение, задачи, значение).

Ответ: Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой.

Задачи:

- изучение воздействий окружающей среды на организмы, популяции, сообщества, экосистемы, виды.

- изучение взаимодействий живых организмов друг с другом.

- изучение структуры популяций и механизмов определения численности.

- изучение закономерностей функционирования экосистем.

- изучение влияния экологических факторов на человека и воздействие человека на другие организмы, популяции, сообщества, экосистемы, виды.

Значение: Благодаря экологии мы понимаем, что важно использовать природные ресурсы с умом, беспокоиться об окружающей среде, сохранять природу. К тому же, экология позволяет избежать неприятностей, благодаря прогнозированию воздействия деятельности человека на окружающий мир.

64. Экосистемы. Видовая и пространственная структура экосистем.

Ответ: Экосистемы – это совокупность совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и образующих систему взаимообусловленных биотических и абиотических явлений и процессов. Пример: экосистема пруда.

Видовая структура – разнообразие видов, соотношение численности и биомассы входящих в него популяций.



Пространственная структура – проявляется в закономерном размещении разных видов друг относительно друга в пространстве.

65. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

Ответ: Пищевые связи - ряд взаимосвязей между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов), при которых происходит перенос вещества и энергии путём поедания одних особей другими.

Круговорот веществ:

Останки животных и растений разлагаются при помощи микроорганизмов (грибов и бактерий), при этом органические вещества превращаются в неорганические. С помощью воды эти вещества вновь попадают из почвы в растения. Таким образом происходит биологический круговорот вещества и энергии в биосфере.

Превращение энергии в экосистемах:

Это единственный процесс на Земле, в ходе которого накопление и превращение энергии простых неорганических веществ в энергию химических связей органических веществ обеспечивается поглощением энергии естественного источника лучистой энергии — Солнца.

66. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.

Ответ: Конкуренция – взаимоотношение соревнования между особями одного вида или популяциями разных видов за жизненные ресурсы.

Симбиоз – это взаимовыгодное сосуществование двух или нескольких организмов.

Хищничество – форма взаимоотношения, которая заключается в прямом уничтожении хищником жертвы.

Паразитизм – форма взаимоотношений, при которой один организм использует другой организм как среду обитания или источник питания

67. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

Ответ: Биосфера – “область существования живого вещества”, которая включает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу - до максимальных глубин, верхнюю часть литосферы.

Вернадский отмечал, что вещество биосферы состоит из разнообразных частей, геологически не случайных:

1) живого вещества, образованного совокупностью организмов;

2) биогенного вещества (уголь, нефть и др.), созданного и переработанного в процессе жизнедеятельности организмов, представляющего собой источник мощной потенциальной энергии;

3) косного вещества, образованного без участия живых организмов (продукты тектонической деятельности, метеориты);

4) биокосного вещества, образованного одновременно косными процессами и живыми организмами (почвы, природные воды), представляющего значительную биохимическую энергию в биосфере.


68. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.

Ответ: Круговорот углерода:

Круговорот углерода начинается с процесса фотосинтеза, в результате которого углерод углекислого газа превращается в глюкозу, из которой в дальнейшем образуются все остальные вещества, входящие в состав живых организмов. Растения поедаются животными, в результате углерод перемещается в тела консументов. В процессе дыхания они выделяют углерод в форме углекислого газа, т. е. круг замыкается. Мертвые тела животных и растений и продукты их выделения служат пищей для редуцентов, которые завершают цикл, окисляя всю органику до углекислого газа.

Круговорот азота:

Почвенные бактерии окисляют аммоний в нитриты, а затем в нитраты. В почву в конечном счете попадают азотистые продукты обмена животных, которые также окисляются микроорганизмами. Нитраты и аммоний из почвы поглощается корнями растений. В растения происходит восстановление нитратов до аммония, который включается в аминокислоты и белки. Они служат пищей животным, которые частично используют их для создания собственных белков, а частично окисляются с образованием аммиака, мочевины, мочевой кислоты (в зависимости от группы животных), которые выводятся в окружающую среду. Часть аммония в почве определенной группой бактерий окисляется до N2.

69. Влияние деятельности человека на биосферу

Ответ: - Перед человечеством возник целый ряд глобальных экологических проблем:

- загрязнение воздуха (из-за промышленности, транспорта и т.д.);

- глобальное потепление (из-за выброса углекислого газа в атмосферу);

- разрушение озонового слоя;

- загрязнение мирового океана;

- опустынивание (из-за вырубки лесов, глобальных изменений климата и т.д.);

- уменьшение биоразнообразия (вырубка лесов, браконьерство и т.д.);

- ухудшение качества почвы (засоление, неправильное орошение и осушение и т.д.);

- истощение природных ресурсов;

- перенаселение.

70. Бионика

Ответ: Бионика – это наука, занимающаяся изучением строения живых организмов для создания новых приборов и механизмов.

Различают:

- биологическую бионику – процессы, происходящие в биол. системах;

- теоретическую бионику – строит математические модели процессов
;

- техническую бионику – решение инженерных задач.