ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Свобода и частная собственность
Книга Хайека «Дорога к рабству» писалась в Лондоне во время второй мировой войны. Ее основной темой было рождение фашизма из духа социализма. И совсем не удивительно, что вопросы свободы были столь актуальны в то страшное время насилия, ужасов и смерти. Однако эти вопросы не утратили своей важности и на сегодняшний день.
Что же такое свобода? Эдмунт Берк писал: «Люди обладают правом на гражданские свободы ровно в той мере, в какой они готовы налагать на свои вожделения цепи морали, в той мере, в какой их любовь к справедливости превозмогает их алчность». С этим высказыванием соглашался и Хайек. Хайек пишет: «Свобода требует, чтобы индивид имел возможность преследовать свои собственные цели: кто свободен, тот в мирное время уже не связан конкретными совместными целями своей общины. Подобная свобода принимать индивидуальные решения становится возможной благодаря определению четких границ прав индивида (например, прав собственности) и разграничение сфер, в пределах которых каждый может распоряжаться доступными ему средствами в своих собственных целях, иными словами, каждому человеку устанавливается узаконенная сфера свободы. Это в высшей степени важно, ведь обладание чем-то своим, собственным, пусть и совсем малым, – это фундамент формирования самостоятельной личности и особой среды, в рамках которой могут беспрепятственно преследоваться конкретные цели.
Стоит заметить, что Хайек не соглашался со многими мыслителями по поводу определения свободы. Ему было чуждо представление, которое присутствует в приписываемом Вольтеру афоризме «Свобода – это когда я могу делать все, что хочу»; в заявлении Бентама «Всякий закон есть зло, ибо всякий закон есть нарушение свободы»; в определении свободы Бертраном Расселом как «отсутствия препятствий для осуществления наших желаний» и в бесчисленном множестве других высказываний. Хайек утверждает, что всеобщая свобода в этом смысле невозможна, поскольку свобода каждого будет нарушать неограниченную свободу (то есть отсутствие ограничений) для всех остальных.
Свободой восхищаются, свободу ждут, в свободу верят, в ней видят ценность жизни. Понятие свободы признается всеми, хотя и понимается каждым по-разному. Даже в годы массовых репрессий в советском государстве основополагающим был лозунг: «Свобода, равенство и братство».
Однако расхождения наблюдаются не только в определении понятия свободы, но и в поисках путей ее достижения. Что же считал Хайек? «Вопрос состоит в том», – писал он, – «как обеспечить наибольшую возможность свободы для всех. Этого можно достичь, одинаково ограничив свободу всех с помощью единых абстрактных правил, предотвращающих произвол, дискриминацию или насилие со стороны одних людей по отношению к другим, препятствующих вторжению кого бы то ни было в сферу личной свободы каждого человека. Короче, совместные конкретные цели заменяются едиными абстрактными правилами.
Правительство необходимо лишь для того, чтобы принуждать к исполнению этих абстрактных правил и тем самым ограждать индивида от насилия или вмешательства в сферу его личной свободы. В то время как принудительное подчинение совместным конкретным целям равносильно рабству, подчинение единым абстрактным правилам (сколь бы тяжким ни казалось их бремя) обеспечивает простор для самой широкой свободы и разнообразия.
Таким образом, мы видим, что свобода, по мнению Хайека, неразрывно связана с невмешательством государства в жизнь общества (как всегда, государству отводится роль лишь «ночного сторожа»). От понятия свободы Хайек плавно переходит к понятию частной собственности.
Хайек пишет: «Порядок, служащий достижению множества разнообразных частных целей, на самом деле мог быть сформирован только на основе, как я предпочитаю говорить, индивидуализированной собственности. (В английском языке различают близкие по смыслу понятия «private property» (буквально: «частная собственность») и «several property» (буквально: «раздельная, обособленная собственность» или «собственность нескольких лиц»). Термином «private property» обозначается собственность отдельных индивидов. Понятие «several property» шире. Оно противоположно понятию государственной собственности и охватывает, таким образом, любые формы «не казенной» собственности – не только единоличную, но и семейную, партнерскую, кооперативную, акционерную и др.). Это – более точный термин Г.С. Мена для обозначения того, что обычно называют частной собственностью.
Индивидуализированная собственность составляет ядро моральных норм любой развитой цивилизации.
Хайек говорит, что появление важного элемента свободы – свободы каждого преследовать свои цели в рамках имеющихся у них знаний и навыков – стало возможным благодаря закреплению за конкретными лицами контроля над средствами производства и благодаря признанию законными испытанных способов передачи этого контроля.
Заключение
В данной работе были рассмотрены экономические взгляды Ф.А. Хайека, выдающегося австро-американского экономиста, лауреата Нобелевской премии по экономике за 1974 год. Подводя краткие итоги, можно сделать следующие выводы:
Особенности методологии Хайека:
– для Хайека характерен своего рода социологический подход общественным, в том числе экономическим, явлениям. В круг рассматриваемых им проблем включаются экономические, социальные, политические и этические аспекты жизни общества;
– Хайеку присущи методологический индивидуализм и субъективизм;
– концепции Хайека имеют микроэкономическую направленность;
– один из главных методологических принципов – учение о спонтанном характере рыночного порядка;
– критика кейнсианских идей;
– критика идей социализма;
– Хайек – ярый противник государственного вмешательства в экономическую и другие сферы жизни общества;
– Хайек сторонник того, что математизация экономической науки принципиально не возможна.
Таким образом, можно сделать вывод, что возврат к прошлому не поможет, решит проблемы, с которыми столкнулись люди после распада СССР, а только создаст новые, возможно еще более трудноразрешимые. На ошибках учатся – поэтому не стоит повторять свои промахи и просчеты, а идти по пути реформ, используя опыт и знания других стран.
Список литературы
1. Бессонов Е.Н. История экономики и экономических учений: Учебное пособие. Часть 2 / АлтГТУ., 2004
2. Костюк В.Н. История экономических учений. М.: Центр, 1997.
3. Хайек Ф. Дорога к рабству. – Лондон, 1983
4. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов. 2-е издание. – М.: ИНФРА-М, 1998.