ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Название теории | Время появления теории | Представители данной теории | Достоинства | Недостатки |
Теория свободной общины | Теория сформировалась в первой половине XIX в., | Концепцию «свободной общины» разрабатывали К.-Ф. Гербер, Г. Аренс, О. Лабанд, Э. Мейер и др. | Самоуправление даёт возможность каждому человеку стать участником жизни страны и общества. Это несёт не только чувство ответственности, но и понимание того, что мысли и идею каждого индивидуума может быть услышана. Многие субъекты или группы имеют свои территориальные особенности. Как экономически, так и традиционно. Местные органы самоуправления поддерживают функционирование единой государственной системы в регионах, но делают упор на местные особенности. Действия, производимые самоуправленцами, должны проводиться на основании исторических особенностей отдельно взятой местности. Данная теория применима во многих государствах, независимо от территориального расположения и менталитета. Дело в том, что теория общины достаточно стара и ведёт начало от самоорганизации первых общественных групп. | Невозможность полной автономии и независимости местных органов самоуправления от государства. Согласно теории, между государством и общиной немыслимы юридические отношения. На данный момент, государство не имеет возможности, предоставить местным органам полную свободу. |
Общественно-хозяйственная теория | Появилась во второй половине XIX в | Основателями этой теории стали Р. Моль, О. Ресслер, О. Гирке и др. Среди российских ученых стоит выделить А. И. Васильчикова, Н. М. Коркунова, В. Н. Лешкова | Хозяйственная теория местного самоуправления признавала общину субъектом права, самостоятельным от государства. Ключевой для нее была деятельность коммунального характера. Правительству оставалось решать только государственные дела. | Невозможность разграничить дела собственно общинные (местные) и дела государственные, порученные для исполнения общинам. Не удалось составить достаточно пространного списка негосударственных публично-правовых дел, предоставленных органам местного самоуправления. Те вопросы, решение которых осуществлялось органами местного самоуправления, не могут считаться чисто общественными и противопоставляться государственным вопросам, ибо они по своему содержанию (дорожное благоустройство, местные налоги, заведование образованием, культурой, здравоохранением и т.п.) не отличаются от местных задач государственного управления. Проблема, еще более усложняется в условиях современного социального, а в условиях России - еще и федеративного государства. |
Государственная теория | Теория стала разрабатываться в России в 70-е гг. XIX в. | Основателями этой теории являются немецкие ученые Л. Штейн и Р. Гнейст. В России сторонниками и идейными вдохновителями государственной теории самоуправления выступали А. Д. Градовский, В. П. Безобразов, Б. Н. Чичерин и другие | Весомой положительной чертой общественно-государственной теории является ее гибкость в сочетании преимуществ общественной и государственной теорий. Исследователи отмечают, что в случае применения общественно-государственной теории местного самоуправления исключается раздвоение власти, которое ведет к политической нестабильности и ослаблению государства и его институтов; создаются возможности для участия в управлении делами общества и государства большего количества жителей, что повышает культурно-правовой уровень граждан и воспитывает в них чувство уважения к законам; ликвидируется разрыв между обществом и государством; достигается единая цель – сохранение и укрепление общества и государства при наличии демократических институтов; государство в большей степени входит в курс местных дел и принимает соответствующие решения, сущность которых согласуется с интересами людей. Кроме того, формируется общий интерес для граждан и государственных органов, сущность которого заключается в строительстве жизни, достойной каждого человека и общества в целом. | К недостаткам государственной теории местного самоуправления ученые относят занижение роли инициативы населения и нередко встречающееся ущемление демократических принципов участия граждан в решении вопросов местного значения. Кроме того, существенным недостатком является то, что органы местного самоуправления в случае применения государственной теории будут иметь наименьшую степень автономии от органов государственной власти, если вообще будут иметь такую автономию. |
Дуалистическая теория | Теория получила развитие в последнее десятилетие XX в. | Ж. Бардо, О. Зеевальд и др.) | - наличие общегосударственного и местного интересов и необходимость их сочетания; - невозможность во многих случаях разделения собственно местных и общегосударственных дел; - реализация органами местного самоуправления функций публичного и частноправового характера; - сочетание в местном самоуправлении государственных (публично-властных) и общественных (самоуправленческих) начал; - выполнение органами местного самоуправления полномочий, делегированных государством; - наличие государственного характера у предметов ведения и полномочий местного самоуправления | Органы самоуправления должны действовать как инструмент государственной администрации. Подчиненность при исполнение определённых государственных функций. |