Файл: 28. 02. 2022 г. 01. 03. 2022г. Раздел Знакомство с организацией хранения лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

28.02.2022 г. - 01.03.2022г. Раздел 4. Знакомство с организацией хранения лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента
Нормативные документы, регламентирующие хранение товаров в аптечной организации.

  1. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 г. №706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств

  2. Приказ Минздрава РФ от 13.11.1996 г. №377 «Об утверждении Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения»

В ООО «Аптеку №17» доставка товара происходит со складов - ООО «Годовалов», ООО «Пульс», Магнит Фарма, Агроресурсы, Гранд Капитал, Протек, Новая больница, Катрен.

Товар поставляется ежедневно.

Прием товара в аптеку включает в себя:

1. Проверка качества и количества поступившего в аптеку товара,

2. Постановка товаров на учет в аптечном пункте.

Товар в аптеку принимает материально-ответственное лицо на основании товарных и сопроводительных документов, товарно-транспортной накладной.

Водители привозят в аптеку товары вместе с сопроводительной документацией, которая включает в себя:

- товарно-транспортную накладную в 2-х экземплярах

- отдельные накладные за индивидуальные заказы клиентов

- план развозки товара.

На весь ассортимент аптечного пункта есть документы, подтверждающие качество товаров – декларация о соответствии / сертификат соответствия.
При поступлении товара в аптеку пересчитывают количество мест. Товар приходит в пластиковых боксах, индивидуальные заказы приходят в пакетах/коробках. Каждое отдельное место снабжено экспедиционной этикеткой. На этикетках также указаны пометки «холод, термо» - для товаров, хранящихся в холодильнике, «стекло» - для товаров, имеющих стеклянные флаконы. В сопроводительных документах водителя отмечаем фактическое количество мест, ставим подпись и печать аптечного пункта.
Для каждой накладной распечатываем список, в котором указано наименование товара, количество, стоимость, серия, срок годности и штрих-код товара. Вскрываем контейнеры, проверяем внешний вид упаковки, маркировку, сравниваем фактическое количество и сроки годности с количеством и сроками в списке. После проверки количества и качества пришедшего товара принимаем товар, он ставится на приход в аптеке. Затем раскладываем товар по местам хранения.

В помещениях для хранения лекарственные средства размещают в соответствии с требованиями нормативной документации, указанной на упаковке лекарственного препарата, с учетом:

  1. физико-химических свойств лекарственных средств;

  2. фармакологических групп (для аптечных и медицинских организаций);

  3. способа применения (внутреннее, наружное);

  4. агрегатного состояния фармацевтических субстанций (жидкие, сыпучие, газообразные);

  5. токсикологическая группа (наркотические, психотропные, сильнодействующие, ядовитые) наркотические и психотропные лекарственные средства; сильнодействующие и ядовитые лекарственные средства, находящиеся под контролем в соответствии с международными правовыми нормами.
    Изделия медицинского назначения следует хранить раздельно по группам:

  1. резиновые изделия;

  2. изделия из пластмасс;

  3. перевязочные средства и вспомогательные материалы;

  4. изделия медицинской техники;
    Подробно хранение лекарственных средств расписано в инструкции по хранению.

ООО «Аптека №17»

СТАНДАРТНАЯ ОПЕРАЦИОННАЯ ПРОЦЕДУРА

НОМЕР: 4 ВЕРСИЯ 3

ЛИСТ: 1 ВСЕГО: 20

НАЗВАНИЕ: Инструкция по организации хранения лекарственных препаратов в аптечной организации

ОРИГИНАЛ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ:


ДЕЙСТВУЕТ С:

01.09.2021г

ЗАМЕНЯЕТ: Номер 4 от 01.12.2018



ПРИЧИНА ПЕРЕСМОТРА:

Пост Глав.гос. сан. врача от 28.01.2021 № 4 утв. нов СанПиН 3.3686–21 Раздел XLVIII СанПиН 3.3686–21 «Условия транспортировки и хранения ИЛП» с 1 сентября 2021 года будет регламентировать порядок работы с иммунобиологическими лекарственными препаратами (далее — ИЛП).

ДАТА СЛЕДУЮЩЕГО ПЕРЕСМОТРА:

___._____.20____г.

СОСТАВИЛ:

Уполномоченный по качеству

____________________ Смирнова Е.В., версия 2,3: Попова М.Ю.


УТВЕРДИЛ:

Руководитель:

Территориальный управляющий

директор ________________ Шилова Н.М.
«11» августа 2021г.

СТАНДАРТНАЯ ОПЕРАЦИОННАЯ ПРОЦЕДУРА

Инструкция по организации хранения лекарственных препаратов в аптечной организации





  1. Цель

Стандартизация процедуры хранения лекарственных препаратов (далее - ЛП) и прочих товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями надлежащей аптечной практики и надлежащей практики хранения и перевозки ЛП для сохранения качества, безопасности и эффективности ЛП и прочих товаров аптечного ассортимента, реализуемых аптечной организацией.


  1. Персонал и ответственность

Данная инструкция распространяется на весь персонал аптечной организации.

Сотрудники организации несут ответственность в пределах своей компетенции:

Руководитель организации отвечает за:

- обеспечение необходимыми ресурсами для функционирования всех процессов работы аптек и аптечных пунктов с целью соблюдения лицензионных требований, санитарно-эпидемиологических требований, правил охраны труда и техники безопасности, противопожарных правил и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации,

- наличие информационных систем, позволяющих осуществлять операции, связанные с товародвижением и выявлением фальсифицированных, контрафактных и недоброкачественных лекарственных препаратов,

- назначение ответственного лица (уполномоченного по качеству),

- за утверждение документов, в которых регламентируются, в том числе, порядок совершения работниками действий при осуществлении хранения ЛП, порядок обслуживания и поверки измерительных приборов и оборудования, ведение записей, отчетов и их хранение, прием, транспортировка, размещение лекарственных препаратов (далее - стандартные операционные процедуры), и организации контроля за соблюдением стандартных операционных процедур.

Уполномоченный по качеству (ответственное лицо за систему качества) отвечает за наличие в структурных подразделениях данной Инструкции (СОП), своевременную актуализацию СОП, за проведение инструктажа по данному вопросу, за контроль соблюдения данной процедуры.

Руководитель структурного подразделения – за соблюдение сотрудниками аптеки/аптечного пункта требований данной процедуры.

Сотрудники организации - за соблюдение требований данной процедуры в рамках исполнения должностных обязанностей.

В случае ухудшения качества продукции из-за несоблюдения данной инструкции ущерб будет восстанавливаться за счет виновных лиц.


  1. Общие сведения


Хранение - процесс хранения лекарственных средств до момента их использования в пределах установленного срока годности, являющийся составной частью обращения лекарственных средств (в соответствии с ОФС.1.1.0010.18).

Настоящая инструкция устанавливает порядок организации хранения в помещениях аптеки готовых лекарственных форм/аптечного пункта. Исполнение и соблюдение этих требований обеспечивает сохранность качества реализуемой продукции, ее безопасность и эффективность.

Необходимо обеспечивать отсутствие несанкционированного доступа посторонних лиц в помещения хранения.

Все действия по хранению ЛП осуществляются таким образом, чтобы идентичность и качественные характеристики ЛП не были утрачены и соблюдались условия их хранения, указанные в инструкции по медицинскому применению и на упаковке ЛП.

Руководителями аптек и аптечных пунктов принимаются меры для минимизации риска проникновения фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных ЛП в обращение.

Уполномоченный по качеству разрабатывает и утверждает комплекс мер, направленных на минимизацию риска контаминации материалов или ЛП, при условии соблюдения защиты от воздействия факторов внешней среды.

Уборка помещений и обработка оборудования для хранения ЛП проводятся в соответствии с соответствующей стандартной операционной процедурой (СОП).

Порядок мониторинга температуры и влажности, обслуживания и поверки измерительных приборов и оборудования изложен в СОП по осуществлению процедуры регистрации температуры и влажности.

Персонал ознакомлен и имеет доступ к документам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

ЛП, в отношении которых принято решение о приостановлении применения или об изъятии из обращения, а также фальсифицированные, недоброкачественные и контрафактные - изолированы и размещены в специально выделенном помещении /зоне - «фальсифицированные, изъятые, недоброкачественные и контрафактные ЛП, а также ЛП с истекшим сроком годности », закрывающейся на ключ.

Внутри зоны обозначить наклейкой место для ЛП с истекшим сроком годности: « Истекший срок годности».

ЛП и товары аптечного ассортимента, в отношении которых не принято решение о дальнейшем обращении, или обращение которых приостановлено, перемещаются в - «карантинную зону».ЛП хранятся отдельно.

Предпринятые меры изоляции указанных ЛП гарантируют исключение их попадания в обращение.

  1. Устройство и эксплуатация помещений хранения


Аптечная организация имеет пригодные и соответствующие помещения, оборудование, а также инвентарь, обеспечивающие в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности ЛП при их приемке, хранении, отгрузке и транспортировке, надлежащие условия розничной торговли ЛП и другими товарами, разрешенными к отпуску из аптечных организаций.

Помещения для хранения ЛП спроектированы и оснащены таким образом, чтобы обеспечить защиту от проникновения насекомых, грызунов или других животных.

Их планировочное решение и конструкция сводит к минимизации риск ошибок и обеспечивает возможность эффективной очистки и обслуживания в целях исключения накопления пыли или грязи и любых факторов, способных оказать неблагоприятное воздействие на качество товаров аптечного ассортимента.

Помещения аптеки, аптечного пункта оснащены системами отопления и кондиционирования (при наличии), естественной или приточно-вытяжной вентиляцией (при наличии), обеспечивающими условия труда в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также соблюдение требований надлежащей практики хранения и перевозки ЛП.

Допускается для обеспечения необходимого воздухообмена помещения оборудовать форточками, фрамугами, вторыми решетчатыми дверьми.

Материалы, используемые при отделке и (или) ремонте помещений (зон), соответствуют требованиям пожарной безопасности, установленным законодательством Российской Федерации.

Комплекс помещений для хранения включает:

- помещение (зону) приемки, предназначенную для распаковки и приема упаковок с ЛП и их предварительного осмотра - « Зона приемки»;

- помещение (зону) для карантинного хранения ЛП - « Зона карантина»

- для ЛП, требующих особых условий хранения - Холодильники

- помещение (зону) для хранения забракованных, возвращенных, отозванных и/или ЛП с истекшим сроком годности - «фальсифицированные, изъятые, недоброкачественные и контрафактные ЛП, а также ЛП с истекшим сроком годности».

Указанные ЛП и места их хранения четко обозначены.

Устройство, состав, размеры площадей и оборудование помещений хранения аптеки/аптечного пункта отвечают всем требованиям действующей нормативно - технической документации (СНиПы, методические рекомендации, нормативная внутриведомственная документация и др.).